Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную таль или электротельфер грузоподъемностью 100. . .150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13,17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, торцовые ключи 10,12, 13,17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.
Разборка выполняется в следующей последовательности:
— отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку картера сцепления);
— ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. Отвернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушитель и коллекторную трубу;
— отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;
— установить двигатель на поворотное приспособление;
— снять воздушный фильтр, предварительно отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от топливного насоса к карбюратору и трубку вакуумного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болты и снять ее;
— отвернуть болты крепления воздухоотводящих кожухов и гайки крепления выпускных труб и снять их;
— отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;
— отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, масляный радиатор и уплотнительные резиновые кольца;
— снять головки цилиндров в порядке, указанном в разд. Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля”, и вынуть толкатели из расточек картера с помощью проволоки диаметром 2 мм, загнутой на конце (загнутый конец проволоки при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя);
— толкатели следует пометить рисками на нерабочем торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние места. При монтаже нужно обратить внимание на наличие цилиндрической проточки по наружному диаметру для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;
— закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала,
— установив трубки диаметром 14×1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек крепления головок цилиндров и закрепить их гайками; снять крышку распределительных шестерен;
— перевернуть двигатель на 180° и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон картера;
— вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом);
— снять цилиндры и поршни с шатунами;
— зафиксировать маховик от проворачивания, отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике);
— отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховик0м и, отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;
— снять распределительный и балансирныи валы и упорную шайбу коленчатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт крепления средней опоры и вынуть его;
— установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого вала (но не на штифты) со стороны маховика, выпрессовать коленчатый вал с опорами из картера, после чего снять переднюю опору с коленчатого вала;
— отвернуть болты, соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала;
— ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (если манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не подлежит замене, ее снимать не следует);
— выпрессовать задний подшипник коленчатого вала;
— для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт и снять стопор; вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.
Рис. 1. Приспособление для крепления двигателя при разборке и сборке
Рис. 2. Крепление цилиндров на картере коленчатого вала:
1 — шпилька крепления головки цилиндров; 2 — гайка; 3 — трубка; 4 — цилиндр
Рис. 3. Стопорение маховика от проворачивания:
1 — стопор; 2 — маховик
После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить детали основных сопряжений.
Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняются в последовательности, обратной разборке.
Рис. 4. Запрессовка средней опоры коленчатого вала:
1 – оправка; 2 – средняя опора; А – метки на средней опоре и картере коленчатого вала для совмещения масляных каналов
Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:
— тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны; при этом отверстие под стяжной болт крепления средней опоры должно быть снизу;
— наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре. В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;
— установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу на торец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера. Установить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;
— вставить болт крепления средней опо-рьги затянуть гайку. Проверить легкость проворачивания коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;
— установить распределительный и балансирный валы;
— установить маслоотражательные шайбы и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;
— установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания, поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320—72 в количестве не более 2…3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не симметрично;
— установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу, сегментные шпонки и поставить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма, ведущую шестерню привода масляного насоса, маслоотражатель, корпус центрифуги. Ввернуть болт центрифуги и затянуть его;
— проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом подшипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале. Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,15. . .0,25 мм — этим контролируется правильная посадка опор. При нормальной установке коленчатого вала малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;
— проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:
— установить перемычку с индикатором на установочную плиту с контрольной стойкой задать натяг 0,5. . . 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца маховика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;
— убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифуги;
— установить крышку распределительных шестерен. При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уп-лотнительного кольца на трубку маслоприемного фильтpa (на двигателе МеМЗ-966В при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относительно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм);
— установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотнительных колец на трубки масляного радиатора, во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;
— установить сцепление.
Рис. 5. Проверка осевого перемещения коленчатого вала:
А – осевое перемещение, равное 0,15…0,25 мм
Рис. 6. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления:
1 — контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 — контрольная стойка торца маховика; 4 — зажимная гайка; 5 — установочная плита
После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вращения коленчатого вала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разборка и сборка двигателя автомобиля "Запорожец""
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы