На автомобилях, имеющих более одного ведущего моста, устанавливается раздаточная коробка, служащая для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между несколькими ведущими мостами многоприводного автомобиля. В раздаточной коробке расположено также устройство для включения и выключения переднего ведущего моста. В некоторых автомобилях от раздаточной коробки осуществляется отбор мощности для привода вспомогательных механизмов.
Конструктивно раздаточная коробка представляет собой, как правило, двухступенчатый зубчатый редуктор, позволяющий увеличивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля при движении его в тяжелых дорожных условиях. Наличие в раздаточной коробке двух передач дает возможность изменять передаточные числа трансмиссии и удваивать общее число передач. При движении автомобиля один ряд передач обеспечивается включением прямой передачи, а другой с большими передаточными числами — включением понижающей передачи. Это способствует эффективному использованию автомобиля в различных дорожно-климатических условиях.
Двухступенчатая раздаточная коробка. Коробка имеет прямую и понижающую передачи с передаточными числами соответственно 1,0 и 1,98. Коробка крепится к поперечине и кронштейну рамы автомобиля через резиновые подушки и соединяется с коробкой передач при помощи промежуточного карданного вала и фланца. В чугунном литом картере на подшипниках установлены валы с прямозубыми зубчатыми колесами. Через контрольно-наливное отверстие картер заполняется маслом, а для сообщения его с атмосферой служит сапун.
Ведущий вал передним концом установлен в стенке картера на шарикоподшипнике, а задним — на роликоподшипнике в гнезде ведомого вала привода заднего моста. На ведущем валу на шлицах перемещается шестерня включения заднего моста и понижающей передачи.
Ведомый вал, изготовленный за одно целое с шестерней, вращается на двух шарикоподшипниках, один из которых расположен в задней стенке картера, а другой — в крышке. Между шарикоподшипниками на валу установлена червячная пара привода спидометра, состоящая из червяка и колеса. На шлицевом конце вала имеется фланец, к которому крепится карданный вал, передающий крутящий момент к заднему мосту.
Промежуточный вал вращается в двух шарикоподшипниках, расположенных в стенках картера. По шлицам вала свободно перемещается зубчатое колесо привода переднего моста. Зубчатое колесо понижающей передачи посажено на шлицы вала неподвижно и зафиксировано на нем стопорным кольцом.
Вал привода переднего моста установлен в шарикоподшипниках. На шлицах заднего конца вала неподвижно закреплена шестерня привода переднего моста, а на переднем конце посажен фланец, к которому крепится карданный вал, передающий крутящий момент к переднему мосту автомобиля.
Работа раздаточной коробки происходит следующим образом. Зубчатое колесо промежуточного вала, перемещаясь по шлицам, входит в зацепление с шестернями. Шестерня ведущего вала может входить в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни ведомого вала или с зубчатым колесом промежуточного вала. В первом случае включается прямая передача и крутящий момент от ведущего вала 6 непосредственно передается на ведомый вал, а от него — на задний мост автомобиля. Для включения на этой передаче переднего моста необходимо переместить зубчатое колесо до зацепления его с шестернями. При этом крутящий момент будет передаваться к карданному валу переднего моста через шестерни, колесо и шестерню.
Увеличение крутящего момента в раздаточной коробке достигается включением понижающей передачи. При этом сначала при помощи зубчатого колеса включают передний мост, а затем перемещают вперед шестерню до зацепления ее с зубчатым колесом понижающей передачи. При этом крутящий момент к заднему мосту передается через шестерню, колеса и шестерню, а к переднему мосту — через шестерню, колеса и шестерню. Понижающую передачу следует включать при полностью остановленном автомобиле только для преодоления тяжелых участков дороги.
Механизм управления раздаточной коробкой включает в себя следующие детали: два рычага, две тяги, два ползуна с вилками, два плунжера с пружинами и два фиксатора.
На ползуне включения и выключения переднего моста имеются две выемки разной глубины под плунжеры блокировочного устройства. На ползуне, который выключает пониженную или прямую передачу, имеются три выемки под плунжеры: левая соответствует включению прямой передачи, средняя — нейтральному положению и правая— включению понижающей передачи.
Ползун может перемещаться из нейтрального положения в положение, соответствующее включенной прямой передачи. Из-за наличия на ползуне лыски между выемками плунжеры не препятствуют такому перемещению ползуна. Дальнейшее же перемещение ползуна становится невозможным, так как плунжеры, сжав пружину, упираются один в другой и препятствуют его движению.
При включении переднего моста напротив плунжеров устанавливается глубокая выемка ползуна. Плунжеры при перемещении ползуна не упираются друг в друга, и включение пониженной передачи становится возможным. При этом выключить передний мост будет невозможно, не выключив предварительно понижающую передачу. Фиксаторы с пружинами исключают возможность самопроизвольного переключения ползунов.
Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. На полноприводных автомобилях КамАЗ-4310 установлена раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. Коробка крепится к раме автомобиля на четырех резиновых подушках. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой для установки специальной коробки отбора мощности, а в его заднем торце установлена коробка 6 отбора мощности на лебедку с муфтой включения.
Рис. 1. Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310
Внутри картера на подшипниках размещены: ведущий вал с ведущим зубчатым колесом и колесом отбора мощности; промежуточный вал с промежуточной шестерней и шестерней понижающей передачи; вал привода переднего моста с шестерней повышающей передачи; вал привода двух ведущих мостов.
На валу привода среднего и заднего мостов установлен цилиндрический межосевой дифференциал. Он состоит из шестерни, четырех сателлитов, обоймы дифференциала, коронного зубчатого колеса, смонтированного в разъемном корпусе дифференциала, и ведущего зубчатого колеса.
При разблокированном дифференциале происходит распределение крутящего момента между передним и задним (средним и задним) ведущими мостами. При этом обеспечивается равномерная сила тяги на всех ведущих мостах и устраняются перегрузки в трансмиссии. При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал для обеспечения необходимой проходимости автомобиля должен быть заблокирован.
Блокировка и разблокировка межосевого дифференциала осуществляются дистанционно (из кабины водителя) при помощи мембранной пневматической камеры. Между корпусом и крышкой камеры установлена резинотканевая мембрана. К ней возвратной пружиной поджимается шток, на котором укреплена вилка, связанная с муфтой блокировки дифференциала.
Для блокировки на панели приборов перемещают рычаг крана включения межосевого дифференциала.
При этом сжатый воздух поступает в полость между крышкой корпуса пневматической камеры и мембраной, шток с вилкой перемещает муфту направо, соединяя вал привода переднего моста с передней частью корпуса дифференциала. В результате дифференциал блокируется, валы привода ведущих мостов оказываются жестко связанными и вращаются с одинаковой частотой.
Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется также дистанционным приводом при помощи мембранных пневматических камер.
Воздух в камеры подается через электропневмоклапаны, управляемые из кабины водителя трехпозиционным переключателем. Для исключения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки.
При включении в раздаточной коробке повышающей передачи (передаточное число 0,92) муфта перемещается вправо и вводится в зацепление с зубчатым венцом шестерни повышающей передачи. В этом случае крутящий момент от зубчатого колеса ведущего вала через промежуточную шестерню, шестерню повышающей передачи и муфту передается на дифференциал и распределяется между валами привода ведущих мостов.
Для включения понижающей передачи (передаточное число 1,69) необходимо муфту сместить вправо. При этом соединяют шестерни. Крутящий момент от зубчатого колеса ведущего вала через промежуточную шестерню и муфту передается на шестерню понижающей передачи, далее через ведущее колесо на переднюю часть корпуса дифференциала, а затем через механизм дифференциала распределяется между валами привода ведущих мостов.
Смазывание деталей раздаточной коробки осуществляется в основном разбрызгиванием. Для смазывания наиболее нагруженного роликового подшипника шестерни понижающей передачи во внутренней полости картера коробки имеется маслосборник с каналами, через которые масло стекает в полость подшипника.
—
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами, она позволяет также увеличивать крутящий момент, а на автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 включать и выключать передний мост.
Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссиях автомобилей со всеми ведущими колесами.
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 двухступенчатая, передаточные отношения: на первой передаче 1,982, на второй — 1,0. Крепится коробка к поперечине и кронштейну рамы на четырех резиновых подушках. Она состоит из картера с крышками; первичного вала с шестерней и подшипниками; промежуточного вала с шестернями и подшипниками; вала привода переднего моста с шестерней и подшипниками; вала привода переднего моста с шестерней и подшипниками; механизма управления коробкой.
Картер чугунный, неразъемный, в его задней стенке имеется контрольно-наливное отверстие, закрываемое пробкой; сливное отверстие находится внизу картера. На задней крышке имеется сапун.
Каждый вал раздаточной коробки вращается на двух подшипниках. Задней опорой первичного вала является роликовый подшипник, установленный в расточке вала привода заднего моста; остальные подшипники валов шариковые. В крышках подшипников ведущего вала, валов привода переднего и заднего мостов установлены сальники.
На шлицах первичного вала установлена шестерня включения первой и второй передач, на промежуточном валу расположена шестерня первой передачи и шестерня включения переднего моста; эта шестерня находится в постоянном зацеплении краем зубьев с шестерней 6 вала привода заднего моста и может перемещаться в осевом направлении.
Рис. 1. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:
1 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — шестерня первичного вала; 5 — роликовый подшипник; 6 — шестерня вала привода заднего моста; 7 — ведущая шестерня привода спидометра; 8 — сапун; 9 — вал привода заднего моста; 10 — ведомая шестерня привода спидометра; 11 — шестерня включения переднего моста; 12—картер; 13 — шестерня вала привода переднего моста; 14 — вал привода переднего моста; 15 — шток включения переднего моста; 16 — шток переключения передач; 17 — вилки; 18 — плунжеры замкового устройства; 19 — фиксатор; 20, 21 — тяги; 22 — рычаг включения переднего моста; 23 — рычаг переключения передач
Шестерня изготовлена заодно с валом и имеет кроме наружных зубьев внутренний зубчатый венец. На валу привода заднего моста установлена ведущая шестерня привода спидометра; ведомая шестерня привода спидометра находится в крышке.
Механизм управления раздаточной коробкой состоит из двух рычагов, двух тяг, двух штоков с вилками, двух фиксаторов, замкового устройства.
Замковое устройство исключает возможность включения первой передачи при выключенном переднем мосте или выключения переднего моста при включенной первой передаче. Та« кое устройство состоит из двух плунжеров и пружины. Шток включения переднего моста имеет два углубления, причем углубление, соответствующее выключенному мосту, меньше по величине. Когда плунжер находится в большем углублении штока (мост включен), второй шток можно перемещать для включения любой передачи. Если плунжер окажется в меньшем углублении (мост выключен), переместить шток можно только в сторону включения второй передачи. Если попытаться переместить шток в сторону включения первой передачи, плунжеры упрутся друг в друга и не позволят переместить шток. Аналогично при включенной первой передаче плунжеры не дают возможности переместить шток 15 и выключить передний мост.
Работа раздаточной коробки заключается в следующем. Для включения прямой передачи водитель через механизм управления перемещает шестерню, и она соединяется с зубчатым венцом шестерни. При выключенном переднем мосте крутящий момент передается напрямую с ведущего вала на вал привода заднего моста. На прямой передаче водитель с помощью рычага может включить передний мост, перемещая шестерню назад и соединяя ее с шестерней. Крутящий момент будет передаваться напрямую на вал привода заднего моста и через шестерни на вал привода переднего моста.
При включении первой передачи шестерня перемещается вперед и соединяется с шестерней. Крутящий момент передается с ведущего вала через шестерни на промежуточный вал, через шестерни — на вал привода заднего моста, через шестерни — на вал привода переднего моста. На обеих передачах при включенном переднем мосте крутящий момент в раздаточной коробке распределяется пропорционально нагрузкам, приходящимся на мосты.
Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер коробки заливается 1,5\л масла.
Раздаточная коробка автомобиля 3MJ1-131 двухступенчатая, с электропневматическим включением переднего моста. Передаточное число коробки на первой передаче 2,08, на второй — 1,0. Крепится коробка на резиновых подушках четырьмя болта-ми к продольным балкам, которые, в свою очередь, крепятся на резиновых подушках к кронштейнам поперечины рамы.
Основные части коробки: картер с крышками; первичный вал с шестерней, муфтой и подшипниками; вал привода мостов задней тележки с шестерней и подшипниками; вал привода переднего моста с шестернями и муфтами механизм переключения передач, управление включением переднего моста-
Картер коробки чугунный, разъемный; в задней части закрывается крышкой на верхний люк, закрываемый крышкой, может устанавливаться коробка отбора мощности. В верхней крышке имеется сапун. Контрольно-наливное и сливное отверстия с пробками находятся в задней крышке, сливная пробка имеет магнит. Выходы валов из картера уплотняются сальниками, на валу переднего моста имеется маслосгонная шайба.
Шестерня первой передачи установлена на шпонке, муфта включения второй (прямой) передачи может перемещаться по шлицам вала. Шестерня изготовлена заодно с валом. Между подшипниками вала расположен червяк привода спидометра, шестерня привода спидометра размещается в приливе крышки заднего подшипника вала; указанная крышка является одновременно опорным кронштейном стояночного тормоза. Промежуточные шестерни вращаются на валу на игольчатых подшипниках. На ступицах шестерен размещается муфта включения первой передачи, на ступице шестерни, кроме этого, размещается муфта включения переднего моста. Эта муфта может соединяться с зубчатьга венцом, выполненным непосредственно на валу.
К механизму переключения передач относятся: рычаг с серьгой, две тяги, стяжная пружина, два штока с вилками, два фиксатора, замковое устройство.
Управление включением переднего моста электропневматическое. Оно включает в себя электровоздушный клапан, пневмокамеру, два микровыключателя, реле, включатель и сигнальную лампочку. Электровоздушный клапан установлен на поперечине рамы, пневмокамера закреплена на передней стенке картера, микровыключатель расположен на корпусе фиксаторов, микровыключатель находится на корпусе пневмокамеры, включатель и сигнальная лампочка — в кабине, реле — под капотом.
При включении первой передачи водитель перемещает рычаг вперед, при этом рычаг поворачивается вокруг точки крепления верхней тяги и нижним концом через тягу, шток и вилку перемещает муфту назад, соединяя между собой шестерни. При перемещении шток воздействует на микровыключатель, который замыкает цепь реле, а оно, в свою очередь, замыкает цепь электровоздушного клапана. Якорь электромагнита опускается вниз, при этом открывается впускной и закрывается выпускной клапаны. Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в пневмокамеру, которая через шток перемещает муфту назад, соединяя ее с зубчатым венцом вала. Крутящий момент передается с ведущего вала через шестерни, муфту на шестерню, где момент распределяется на шестерню и вал к мостам задней тележки и через муфту на вал привода переднего моста.
Рис. 2. Роздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131:
1 — пневмокаме-ра; 2 — сигнальная лампочка; 3, 24 — микровыключатели; 4, 6 — штоки; 5 — замковое устройство; 7 — корпус фиксаторов; 8 — первичный вал; 9 — шестерня первой передачи первичного вала; 10 — шестерня вала привода задней тележки; 11 — вал привода задней тележки; 12 — муфта включения второй (прямой) передачи: 13 — вал привода переднего моста; 14 — зубчатый венец вала привода пе-77 реднего моста; 15 — муфта включения переднего моста; 16 22 — шестерни второй и первой передач; 17 — шток; 18 — крышка картера; 19 — зубчатый венец. шестерни второй передачи; 20 — муфта включе ния первой передачи; 21 — картер; 23 — стержень; 25, 28 — тяги; 26 — серьга; 27 — рычаг; 29 — электровоздушный клапан; 30 — включатель; 31 — реле; 32, 33 — впускной и выпускной клапаны
При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается впускной клапан и открывается выпускной, возвратная пружина пневмокамеры автоматически выключает передний мост.
Для включения второй передачи рычаг поворачивается относительно точки крепления нижней тяги и через тягу, шток и вилку перемещает муфту назад, соединяя ее с внутренним зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается с ведущего вала на вал привода мостов задней тележки напрямую.
При необходимости включить передний мост на прямой передаче (например, на скользкой дороге) цепь электромагнита замыкается принудительно включателем. В этом случае крутящий момент на вал привода задней тележки передается напрямую, кроме того, через шестерни, и муфту момент передается на вал привода переднего моста.
На всех передачах при включенном переднем мосте крутящий момент распределяется пропорционально нагрузкам, приходящимся на передний мост и мосты задней тележки.
При включении переднего моста микровыключатель замыкает цепь, и в кабине загорается сигнальная лампочка.
Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер коробки заливается 3,3 л масла.
Раздаточная коробка автомобиля «Урал-375Д» двухступенчатая, с несимметричным межосевым дифференциалом и постоянно включенным передним мостом. Передаточное отношение первой передачи 2,5, второй—1,3. Раздаточная коробка крепится к раме автомобиля ,на четырех резиновых подушках.
Основные части коробки: картер с крышками, первичный вал с шестернями, муфтой и коническими подшипниками, промежуточный вал с шестернями и коническими подшипниками, межосевой дифференциал, вал привода среднего и заднего мостов с шариковым подшипником, вал привода переднего моста с подшипником и муфтой блокировки дифференциала, привод управления.
Картер чугунный, неразъемный, сверху имеет люк, закрываемый крышкой с маслонаправляющим лотком. Масло в картер заливается через верхний люк при снятой крышке или через отверстие под контрольную пробку, расположенную на задней стенке картера. Сливается масло через нижнее отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Вентиляция картера осуществляется через штуцер, включенный в общую систему вентиляции агрегатов. Выходы валов из картера уплотняются сальниками, а валы привода переднего моста и задней тележки дополнительно маслосгонными шайбами. Под крышки переднего подшипника ведущего вала и под заднюю крышку промежуточного вала устанавливаются металлические прокладки для регулировки конических подшипников.
Рис. 3. Раздаточная коробка автомобиля «Урал-375Д»:
1, 15. 22 фланцы; 2 — маслосгонное кольцо; 3 — гайка; 4, 17 — крышка подшипников: 5 — картер заднего подшипника дифференциала; 6, 11 — обоймы дифференциала; 7 — коронная шестерня (эпицикл); 8 — пробка; 9 — водило; 10 — солнечная шестерня; 12 — блокировочная муфта; 13 — болт; 14— вал привода переднего моста; 16 — отражатель; 18 — сателлит: 19, 25 — шестерни высшей передачи; 20, 23, 31, 35 — крышки подшипников; 21 — кольцевая гайка; 24, 34 — роликовые подшипники; 26 — втулка; 27— крышка: 28 — муфта; 29, 38 — шестерни низшей передачи; 30 — картер; 32 — штуцер системы герметизации; 33. 36 — первичный и промежуточный валы: 37 — распорная втулка; 39 — вал привода среднего и заднего мостов
Шестерни вращаются на ведущем валу на бронзовых втулках, на промежуточном валу шестерни установлены на шлицах. На заднем конце первичного вала имеются зубья для передачи крутящего момента на вал коробки отбора мощности на лебедку. Эта коробка крепится вместо крышки заднего подшипника ведущего вала. На переднем конце промежуточного вала находится ведущая шестерня привода спидометра, ведомая шестерня привода спидометра находится в приливе крышки подшипника.
Межосевой дифференциал позволяет колесам переднего моста и задней тележки вращаться с различной скоростью при движении по неровной дороге и распределяет крутящий момент между передним мостом и задней тележкой в отношении 1: 2. Дифференциал планетарный, устанавливается на двух шариковых подшипниках, расположенных в приливе и крышке картера.
Дифференциал состоит из водила с приводной шестерней, солнечной шестерни, эпициклической шестерни, трех сателлитов. Водило составное, оно состоит из передней и задней обойм и опорной шайбы. Сателлиты устанавливаются в передней обойме и опорной шайбе и находятся в постоянном зацеплении с солнечной шестерней и эпициклом. Солнечная шестерня установлена на шлицах вала привода переднего моста, эпициклическая шестерня на шлицах вала привода задней тележки.
На шлицах вала переднего моста установлена муфта блокировки дифференциала; она может соединять вал с зубчатым венцом, выполненным на передней обойме водила.
Привод управления раздаточной коробкой состоит из двух рычагов, расположенных в кабине, двух тяг, двух штоков с вилками и двух фиксаторов.
При включении первой передачи водитель через привод управления перемещает муфту назад и соединяет шестерню с первичным валом. Крутящий момент через шестерни передается на приводную шестерню и, следовательно, на водило дифференциала, которое через сателлиты увлекает за собой солнечную и эпициклическую шестерни. При движении по ровной дороге все детали дифференциала вращаются как одно целое. При движении по неровной дороге колеса переднего моста и задней тележки могут проходить разные пути, в этом случае солнечная шестерня и эпицикл вращаются с различными скоростями, а сателлиты вращаются вокруг своих осей и оси дифференциала. Так как радиус солнечной шестерни в два раза меньше радиуса эпицикла, то крутящий момент, передаваемый на них от водила, распределяется в отношении 1 : 2.
На второй передаче муфта соединяет с первичным валом шестерню. Крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал и через шестерни на дифференциал, где распределяется между передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1 : 2.
При блокировке дифференциала солнечная шестерня через вал и муфту соединяется с передней обоймой водила. В этом случае при движении по любой дороге все детали дифференциала могут вращаться только как одно целое, а крутящий момент распределяется между передним мостом и мостами задней тележки пропорционально приходящимся на них нагрузкам.
Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер коробки заливается 3,5 л масла.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Раздаточная коробка автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы