Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Трактор Т-150

Публикация:
   Раздаточная коробка трактора Т-150

Читать далее:




Раздаточная коробка трактора Т-150

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, передаваемого коробкой передач двумя потоками к переднему и заднему ведущим мостам трактора. Раздаточная коробка выполнена в одном агрегате с дополнительным двухступенчатым редуктором, позволяющим получить два диапазона (ряда) скоростей движения трактора — рабочего и транспортного.

Ведущие шестерни первичного вала раздаточной трехвальной коробки находятся в постоянном зацеплении с ведомыми, установленными на валу привода заднего моста. Переключение рядов осуществляется подвижной зубчатой муфтой шестерен первичного вала. На валу привода переднего моста установлена подвижная шестерня, позволяющая включать и выключать передний ведущий мост трактора. В раздаточной коробке смонтированы приводы к насосам гидравлических систем коробки передач, рулевого управления и заднего навесного устройства и привод независимого ВОМ.

Все механизмы раздаточной коробки размещены в чугунном картере, прикрепленном болтами к картеру коробки передач. При этом буртик переднего стакана первичного вала входит в расточку задней стенки картера коробки передач, что обеспечивает центрирование раздаточной коробки относительно коробки передач. Первичный вал и валы приводов заднего и переднего мостов установлены в картере раздаточной коробки на подшипниках. Первичный вал вращается в двух подшипниках: переднем — шариковом и заднем — роликовом.

Подшипники размещены в стаканах, установленных в расточках передней и задней стенок картера. Задний стакан закрыт крышкой, имеющей щит для крепления силового блока трактора на раме.

Рис. 1. Установка гидроподжимных муфт на вторичном валу.

Стакан и крышка прикреплены к задней стенке картера болтами. От осевых перемещений первичный вал удерживается за счет фиксации шарикового подшипника в переднем стакане стопорным кольцом, смонтированным в канавке стакана. Передний стакан зафиксирован в расточке картера стопорным кольцом, смонтированным в канавке на наружной поверхности стакана и зажимаемого между плоскостями картеров коробки передач и раздаточной коробки.

На первичном валу установлены ведущие шестерни рабочего и транспортного рядов. Шестерня рабочего ряда своей металлокерами-ческой втулкой вращается на шейке промежуточной втулки. Длина посадочной шейки втулки несколько больше ширины шестерни и при затяжке набора деталей, установленных на первичном валу , по торцам шестерни создается гарантированный зазор. Это обеспечивает свободное проворачивание шестерни. Шестерня транспортного ряда установлена на валу на двух шариковых подшипниках. На внутренних торцевых венцах обоих шестерен нарезаны зубья для соединения с зубчатой муфтой переключения рядов, перемещающейся по зубчатому венцу зубчатой ступицы. Ступица установлена между шестернями на шлицах первичного вала.

Рис. 2. Раздаточная коробка: 1 — картер; 2, 14, 37 и 41 — стаканы подшипников; 3, 11, 12, 17, 18, 20, 28, 40, 45 и 53 — подшипники шариковые; 4, 35 и 38 — крышки стаканов; 5 — вал привода переднего моста; 6 — ведомая шестерня транспортного ряда; 7, 36 и 43 — гайки стопорные; 8 и 32 — подшипники роликовые; 9 — зубчатая муфта; 10 — зубчатая ступица; 13 — вал первичный; 15 — шестерня ведущая транспортного ряда; 16 — торсионный вал; 19 — вал-шестерня; 20 — валик; 21 — рычаг; 22— корпус; 23 — вилка; 24 — шестерня подвижная; 25 — ведущая ступица; 27 — корпус привода BOM; 29 — вал ведомый привода BOM; 30 — фланец; 31 — шестерня ведущая рабочего ряда; 33 — втулка промежуточная: 34 — патрубок; 35 — вал привода заднего моста; 42—шестерня ведомая рабочего ряда; 44 — крышка подшипника; 46 — шестерня включения переднего моста; 47 и 67— нижние крышки раздаточной коробки; 48 — насос гидросистемы КПП; 49 — шлицевая втулка; 50—трубка подвода масла; 51 — штуцер; 52 — вертикальный валик; 54 — прокладки регулировочные; 55 — шестерня ведомая привода насоса гидросистемы КПП; 56 — вертикальная трубка; 57 — рычаг включения переднего моста; 58 — крышка верхняя; 59 — рычажок; 60 — палец; 61 — рычаг двуплечий; 52—валик; 63 — фиксатор; 64 — вилка включения переднего моста; 65 — маслоиз-меритель; 66 — пробка спускная; 68 и 72 — ведомые шестерни привода насоса гидросистем рулевого управления и навески; 69—ведущая шестерня привода насоса гидросистемы КПП; 70 и 71 — валики приводов насосов; 73 и 79 — втулки; 74 и 76 — проставочные корпуса; 75 и 78 — зубчатые ступицы; 77—регулировочные шайбы.

При перемещении зубчатой муфты вперед она соединяет шестерню транспортного ряда через ступицу с первичным валом, обеспечивая передачу вращения к валам привода мостов при включенном транспортном ряде. При перемещении зубчатой муфты назад с первичным валом соединяется шестерня рабочего ряда, включая рабочий ряд. Детали, смонтированные на первичном валу, затянуты гайкой, навинченной на задний конец вала. Гайка фиксируется замковой шайбой. На переднем, шлицевом конце первичного вала устанавливается подвижная шестерня включения ходоуменьшителя.

В постоянном зацеплении с ведущими шестернями находятся ведомые шестерни, установленные жестко, на шлицах вала привода заднего моста. Шестерни закреплены гайкой, навинченной на передний конец вала. Гайку стопорят замковой шайбой. Вал вращается в шариковом и роликовом подшипниках. Передний роликовый подшипник 8 установлен в расточке передней стенки картера, а задний шариковый — в стакане, смонтированном в расточке задней стенки картера. Стакан закрыт крышкой. Стакан и крышка прикреплены к картеру болтами. Наружная обойма подшипника фиксируется буртом стакана и торцом крышки, что удерживает вал от осевых перемещений.

Вал привода переднего моста с установленной на его шлицах подвижной шестерней включения переднего моста вращается в двух шариковых подшипниках. Передний подшипник установлен в стакане, смонтированном в расточке передней стенки картера. Он закрывается крышкой. Стакан и крышка прикреплены к передней стенке картера болтами. Наружная обойма подшипника фиксируется буртом стакана и торцом крышки, что удерживает вал от осевых перемещений. Задний подшипник установлен в расточке задней стенки картера.

При перемещении шестерни вперед она входит в зацепление с ведомой шестерней транспортного ряда, включая в работу передний мост. При установке шестерни в заднее положение, шестерни выходят из зацепления и передний мост выключается. Передний мост включают и выключают рукояткой через двуплечий рычаг и вилку. Рукоятка приварена к оси, вращающейся в расточках верхней крышки. На оси рукоятки закреплен болтом рычажок, входящий своим шаровым концом в прорезь на двуплечем рычаге. Двухплечий рычаг качается на пальце, зафиксированном гайкой в отверстии стенки картера раздаточной коробки. На нижнем конце двуплечего рычага выполнен шаровой наконечник, входящий в расточку вилки включения моста. Вилка перемещается по валику, установленному в расточках картера. От осевых перемещений валик фиксируется стопорным болтом. В расточке вилки установлен подпружиненный фиксатор, входящий в одну из двух лунок на валике, что обеспечивает фиксацию вилки во включенном и выключенном положениях. Зев вилки входит в проточку на шестерне. При повороте рукоятки поворачивается установленный на ее оси рычажок. Воздействуя своим шаровым концом на двуплечий рычаг, рычажок поворачивает его. При повороте двуплечий рычаг перемещает вилку по валику и вилка перемещает шестерню, включая и выключая передний мост.

Для присоединения вилок карданных передач к переднему и заднему мостам к наружным концам валов привода мостов присоединены фланцы. Выходные концы валов уплотняются каждый двумя резиновыми сальниковыми и войлочным кольцом, размещенными в крышках.

Приводы к насосам гидросистем коробки передач, рулевого управления и заднего навесного устройства, а также привод независимого ВОМ размещены в верхней части картера.

Ведущая ступица приводов получает вращение от коленчатого вдла двигателя через торсионный вал, входящий своими концевыми шлицами в шлицевые отверстия фланца коленчатого вала и ведущей ступицы. Зубчатый венец ступицы служит для соединения с внутренними зубьями подвижной шестерни, перемещающейся по ступице. Во внутренней расточке подвижной шестерни запрессована бронзовая втулка. Два кулачка на торце подвижной шестерни предназначены для соединения с кулачками вала-шестерни. Ступица вращается на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник установлен в расточке вала-шестерни. Задний подшипник надет на шейку ведомого вала привода ВОМ.

Вал-шестерня вращается на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в передней стенке картера раздаточной коробки, а второй — в заднем стакане первичного вала коробки передач.

Зубчатый венец вала-шестерни находится в постоянном зацеплении с венцом ведущей шестерни транспортного ряда. При включении передачи заднего хода, вращение от шестерни заднего хода, установленной на шлицах вала-шестерни к ведущим колесам, передается через вал-шестерню и шестерник валу привода заднего моста.

К задней стенке картера раздаточной коробки прикреплен болтами корпус ведомого вала привода ВОМ, центрируемый в расточке задней стенки картера. В этом корпусе на двух шариковых подшипниках установлен ведомый вал, на переднем конце которого установлен зубчатый венец для соединения с подвижной шестерней. На шлице-вой конец вала надет фланец для присоединения кардана ВОМ. Подшипники и фланец затянуты на валу корончатой гайкой. В боковых расточках передней и задней стенок картера раздаточной коробки, на двух шариковых подшипниках установлены валы приводов насосов. С правой стороны установлен вал привода насоса рулевого управления, а с левой — вал привода насоса гидросистемы заднего навесного устройства. На обоих валах на шпонках закреплены ведохмые шестерни. На валу привода насоса заднего навесного устройства закреплена шпонкой ведущая коническая шестерня привода насоса гидравлической системы коробки передач.

На шлицевые концы валов надеты зубчатые ступицы компенсирующих приводов насосов гидросистем рулевого управления и заднего навесного устройства. Наборы деталей на валах затянуты гайками с пружинными шайбами. Проставочные корпуса приводов насосов центрируются во втулках, установленных в расточках задней стенки картера.

Ведомая коническая шестерня привода насоса гидросистемы коробки передач находится в зацеплении с установленной на валу привода ведущей конической шестерней. Она вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в расточке прилива картера раздаточной коробки. В шплицевое отверстие шестерни входит шлицевой конец вертикального валика, фиксируемого стопорным кольцом. Через вертикальный валик и шлицевую втулку шестерня соединяется со шлицевым концом вала ведущей шестерни гидронасоса коробки передач. Насос прикреплен к нижней крышке раздаточной коробки. Зацепление конических шестерен привода насоса гидравлической системы коробки передач регулируют подбором и установкой необходимого количества регулировочных шайб между затылком ведомой шестерни и внутренней обоймой верхнего подшипника, а также между торцом втулки и стопорной шайбой, установленной в канавке расточки проставочного корпуса привода гидронасоса заднего навесного устройства.

Привод гидронасосов с двигателя на ведущие колеса переключается с помощью подвижной шестерни. Подвижная шестерня служит также для включения ВОМ.

При переключении шестерня, перемещаясь по ступице, устанавливается в трех фиксируемых положениях. Во всех положениях подвижная шестерня находится в зацеплении с ведомыми шестернями приводов.

При нейтральном (среднем) положении подвижная шестерня внутренними зубьями соединяется с зубчатым венцом ступицы. Вращение от двигателя через вал ступицу шестерни и валы передается к насосам рулевого управления и заднего навесного устройства и через шестерни и вертикальный валик к насосу гидросистемы коробки передач. В этом положении подвижная шестерня не соединяется своими внутренними зубьями с венцом ведомого вала ВОМ, и поэтому ВОМ выключен.

При крайнем заднем положении подвижная шестерня, не разъединяясь своими внутренними зубьями с зубчатым венцом ступицы, дополнительно соединяется с зубчатым венцом ведомого вала привода ВОМ, включая его в работу. В этом случае насосы гидросистем также имеют привод от двигателя.

При крайнем переднем положении подвижной шестерни она отсоединяется своими внутренними зубьями от зубчатого венца ступицы и венца ведомого вала ВОМ и соединяется своими кулачками с кулачками вала-шестерни. В этом положении подвижная шестерня не получает вращение от двигателя. В то же время через шестерни и вал она получает вращение от ведущих колес трактора. Насосы имеют привод от колес, а ВОМ выключен.

Изменение положения подвижной шестерни осуществляется перемещением рукоятки двуплечего рычага. Рычаг соединяется пальцем с валиком, на котором закреплена вилка . Губки вилки входят в кольцевую проточку подвижной шестерни. Валик перемещается в расточках корпуса, прикрепленного к верхней крышке раздаточной коробки. Подпружиненный фиксатор входит в одну из трех лунок на валике и фиксирует подвижную шестерню в установленном положении.

Картер раздаточной коробки заполнен маслом, используемым для смазки деталей раздаточной коробки и как рабочая жидкость для гидросистемы коробки передач. Из гидросистемы коробки передач масло сливается в картер раздаточной коробки через штуцер. Уровень масла в картере контролируется по маслоизмерителю, прикрепленному к стенке раздаточной коробки. Конструкция маслоизмерителя аналогична конструкции маслоизмерителя, установленного на боках рулевого управления и заднего навесного устройства.

Смазка деталей раздаточной коробки комбинированная. Детали смазываются разбрызгиванием. Подача масла для смазки металлоке-рамической втулки ведущей шестерни рабочего ряда — принудительная.

Масло, сливаемое из гидравлической системы, по трубке подвода смазки, сваренной со штуцером, и по сверлениям штуцера подается к крышке. Пройдя по сверлениям крышки, масло через патрубок, запрессованный в крышку, подается в центральное отверстие первичного вала раздаточной коробки. Из центрального отверстия масло по радиальным сверлениям вала и сверлениям промежуточной втулки подводится к металлокерамической втулке шестерни. К штуцеру приварена также направленная вверх трубка, связанная сверлениями в штуцере с трубкой. По трубке масло подается для смазки бронзовой втулки подвижной шестерни и для заполнения проставоч-ных корпусов, что необходимо для смазки деталей компенсирующих приводов насосов. Трубка подвода смазки своим штуцером прикреплена к задней стенке раздаточной коробки.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Раздаточная коробка трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства