Для работы автомобиля характерно достаточно частое изменение скорости его движения как по направлению (для чего служит рулевое управление), так и по величине, что достигается включением тормозного управления или изменением режима работы двигателя.
Если схематизировать движение автомобиля, то основными фазами этого процесса будут разгон, движение с постоянной скоростью, выбег или движение накатом и торможение. Очевидно, фазы разгона и движения с постоянной скоростью требуют подвода энергии к колесам автотранспортного средства1, от его двигателя.
Для фаз выбега и торможения характерно поглощение кинетической энергии движущегося автомобиля. Во время выбега эта энергия поглощается за счет сопротивления качению колес, сопротивления воздуха и т. п. Эти факторы органически присущи автомобилю как машине и поэтому могут быть названы естественными сопротивлениями движению. Создаваемое ими замедление невелико.
В связи с этим уже на первых автомобилях стали применять специальные устройства, призванные создавать искусственное сопротивление движению, которое можно было бы целенаправленно изменять. Применение этих устройств и обеспечивает фазу торможения, которая представляет собой создание и изменение искусственного сопротивления движению автотранспортного средства или отдельных его единиц с целью регулирования скорости или удержания его неподвижным относительно опорной поверхности.
Поскольку работа автотранспортных средств по сути своей заключается в движении, то и торможение, связанное с регулированием скорости движения, очевидно, следует называть рабочим. Соответственно, стояночным называют торможение, целью которого является удержание автотранспортного средства неподвижным относительно опорной поверхности.
Следует отметить, что рабочее торможение не обязательно связано с уменьшением скорости автомобиля, хотя подобных торможений подавляющее большинство. Тормоза позволяют, например, двигаться с постоянной скоростью на уклоне или даже увеличивать скорость с ускорением меньшим, чем то, которое было бы достигнуто при движении по уклону с выключенными тормозами.
Рабочие торможения можно различать по их интенсивности. Так, торможение, целью которого является максимально быстрая остановка автотранспортного средства, называется экстренным. Экстренное торможение, совершенное по причине аварии или ее угрозы, можно назвать аварийным. Остальные рабочие торможения принято называть служебными. Считается, что при служебных торможениях на сухом асфальте замедление не превышает 3 м/с2, а проведенные эксперименты показали, что для городских условий среднее значение замедления грузового автомобиля лежит в пределах 0,8—1,7 м/с2114. Если учесть, что по многим отечественным и зарубежным данным на сухих дорогах служебные торможения в зависимости от условий эксплуатации составляют 95—100% полного числа торможений, можно утверждать, что экстренное торможение (при достаточной квалификации водителя) — явление довольно редкое. К сожалению, спефицика тормозного управления как основного средства, обеспечивающего активную безопасность автомобиля, такова, что тормоза нельзя подобно некоторым другим агрегатам проектировать исходя из типичных нагрузочных режимов. Пусть вероятность экстренного торможения мала, все равно тормозное управление должно быть готовым в любой момент и достаточное количество раз обеспечить максимально интенсивное торможение автомобиля.
По своему конечному результату торможения делятся на полные и частичные.
Полным называется торможение, в результате которого автотранспортное средство останавливается. При частичном торможении автотранспортное средство меняет свою скорость в пределах, отличных от нуля. Число полных торможений обычно невелико и в городских условиях для грузового автомобиля оно не превышает 16%, а на междугородной трассе — 2%.
Специфической разновидностью рабочих торможений является торможение двигателем. Этот процесс относится к торможениям, так как состоит в искусственном увеличении естественных сопротивлений движению путем подключения к ним механических и насосных потерь в двигателе. Особенно эффективно осуществлять торможение двигателем на уклоне, когда длительная работа колесных тормозов может вызвать их перегрев. Энергетические возможности торможения двигателем для полностью груженого автомобиля при движении с постоянной скоростью по уклону показаны в табл. 1, откуда видно, что с помощью такого торможения можно поглотить до 97% запаса потенциальной энергии автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разновидности торможений автотранспортных средств"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы