Основными деталями передач являются: зубчатые колеса, зубчатые рейки, звездочки, шкивы, цепи, клиновые и плоские ремни.
В зависимости от размера, материала, типа, точности и вида износа (абразивного или усталостного) ремонтируют эти детали различными методами под ремонтный и номинальный размеры.
Ремонт зубчатых колес. Зубчатые колеса изготавливают из высоколегированных сталей и высокопрочного чугуна. В процессе эксплуатации у зубчатых колес возникают следующие дефекты: износ и поломка зубьев, трещины, износ посадочных мест, шлицевых отверстий и шпоночных пазов.
При износе зубьев стальных шестерен восстановление их размеров производят наплавкой. Наплавку изношенных зубьев осуществляют кислородно-ацетиленовым пламенем или электродуговой наплавкой. Электродуговую наплавку производят электродами с качественными обмазками; при газовой наплавке применяют присадочные прутки того же химического состава, что и основной металл зубчатого колеса. Изношенные шестерни небольшого диаметра и малых модулей (до 5—6) иногда восстанавливают сплошной круговой наплавкой металла на изношенные зубья с последующим фрезерованием или строганием новых зубьев колеса.
При модуле более 10 изношенные поверхности зубьев наплавляют индивидуально, как это показано на рис. 71. При открытых передачах и работе в абразивной среде допускается наплавка крупных зубьев износостойкими сплавами. В этом случае наплавляют валик вдоль зуба по его вершине, после чего упрочняют проковкой в горячем состоянии и зачищают с помощью переносных шлифовальных машинок. В дальнейшем валики наплавляют в последовательности. После наплавки каждого слоя необходимо очистить его от шлака и упрочить проковкой. При наплавке зубчатых колес диаметром более 800 мм их следует предварительно нагревать до температуры 200-250 °С, а зубья наплавлять поочередно с пропуском 5—10 зубьев. Наплавленное колесо для предотвращения коробления необходимо охлаждать равномерно и медленно. При наплавке изношенных зубьев рекомендуется пользоваться медными шаблонами (рис. 72). После наплавки зубчатые колеса подвергают нормализации, а затем механической обработке до получения номинального размера.
Замена поломанных зубьев новыми допустима только в неточных и тихоходных передачах. Способ ремонта зависит от прочности обода зубчатого колеса и его материала.
Рис. 71. Ремонт зубчатого колеса наплавкой:
1 — слой твердого сплава; 2— второй слой наплавки; 3 — первый слой наплавки; 4 — валик наплавленного слоя; 5 — тело зуба
Рис. 72. Наплавка зубьев:
1 — ремонтируемая шестерня; 2 — медный шаблон; 3 — наплавленный зуб
Наиболее распространено восстановление сломанных зубьев при помощи ввертышей, башмаков или вставок. При поломке отдельных зубьев, но не более двух подряд, восстановление крупномодульного зубчатого колеса возможно с помощью ввертышей. В этом случае поломанные зубья вырубают до основания, поверхность зачищают, просверливают ряд отверстий, нарезают их и вворачивают в них шпильки, которые обваривают по профилю зуба так, чтобы припуск на обработку составил 3—5 мм, и подвергают механической обработке под номинальный размер зуба (рис. 73).
Рис. 73. Ремонт зубьев ввертышами
Трещины ступицы колеса устраняют заваркой, а в тех случаях, когда это позволяет конструкция деталей, — напрессовкой бандажа. Для установки бандажа на поверхности ступицы делают кольцевую заточку. Согласно размерам заточки изготовляют стальной бандаж, который в горячем состоянии насаживают на ступицу колеса.
При износе посадочных мест зубчатых колес применяют способы восстановления как под номинальный, так и под ремонтный размеры. В первом случае слой металла наращивают путем наплавки, постановки ремонтных втулок, электролитического наращивания с последующей механической обработкой под номинальный размер. Во втором случае увеличивают отверстия в ступице под заданный ремонтный размер.
При износе шлицевых и шпоночных пазов, рекомендуется восстанавливать их с помощью наплавки только одной боковой поверхности (см. § 25). Отремонтированные зубчатые колеса не должны иметь биения по начальной окружности и торцового биения более указанных в технических условиях на ремонт. Точность отремонтированных зубчатых колес проверяют на краску по пятну касания.
Ремонт зубчатых реек. Зубчатые рейки ремонтируют путем наплавки изношенных рабочих поверхностей зубьев и опорных дорожек с помощью электродов, применяемых для восстановления зубчатых колес. Механическая обработка наплавленных реек сводится к простругиванию или зачистке шлифовальным кругом зубьев и опорных дорожек.
Ремонт звездочек. У звездочек наиболее часто изнашиваются зубья по профилю и ширине. Изношенные зубья восстанавливают наплавкой. Наплавку ведут через 3—4 зуба, так как при этом получается более равномерный нагрев детали и уменьшается коробление. После наплавки зубья обрабатывают на фрезерных или долбежных станках. Правильность обработки контролируют специальными шаблонами. Другие дефекты у звездочек устраняют так же, как и у шестерен.
Ремонт шкивов. Шкивы в процессе эксплуатации могут иметь износы наружной и посадочной поверхностей, трещины в ободе и спицах. При работе реверсивной передачи возможна разработка шпоночного паза.
Изношенный шпоночный паз можно расширить, но не более чем на 15% его ширины, или нарезать новый паз в новом месте против спицы шкива. Возможна наплавка изношенной стенки паза или полная его заплавка с дальнейшим нарезанием шпоночного паза номинального размера.
При износе наружной поверхности шкивы ремонтируют путем их наплавки и последующей механической обработки под номинальный размер. Реже применяют проточку наружных поверхностей под ремонтный размер. При этом допускается уменьшение толщины обода не более чем на 20%. Шкивы для клиноременных передач ремонтируют путем проточки обода и стенок их ручьев до ликвидации следов износа с одновременным углублением дна.
Посадочные места ремонтируют под номинальный и ремонтный размеры. В первом случае используют наплавку, электролитическое наращивание и постановку ремонтных втулок с последующей механической обработкой под номинальный размер. Во втором случае с помощью механической обработки увеличивают диаметр посадочного отверстия до заданных размеров. При трещинах шкивы восстанавливают сваркой. Отремонтированные шкивы, предназначенные для быстроходных передач, подвергают статической балансировке.
Цепи небольших цепных передач не ремонтируют. Цепи с большим шагом (элеваторные, конвейерные) можно восстанавливать методом ремонтных размеров. Для этого отверстия в звеньях увеличивают и вставляют новые пальцы и втулки увеличенных размеров. Отремонтированные цепи необходимо смазывать, полностью окуная в резервуар с подогретой смазкой.
В дорожных машинах и механизмах применяют клиновые и плоские приводные ремни. Клиновые ремни не ремонтируют. Ремонт плоских ремней сводится к вырезке дефектных участков, постановке встык и соединению концов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт передач дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы