Основные неисправности и разборка турбокомпрессоров. На многих современных форсированных двигателях (Д-130, Д-160, ЯМЭ-238НБ, ЯМЗ-240Б, СМД-62, СМД-64) и их модификациях установлены турбокомпрессоры, предназначенные для сжатия воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. В процессе эксплуатации турбокомпрессоров появляются следующие дефекты: нарушение герметичности уплотнений вала ротора, образование нагара на поверхностях колеса турбины и вставки, износ подшипников и увеличение зазоров в соединениях турбокомпрессоров.
Ремонтируют турбокомпрессоры, как правило, на специализированных ремонтных предприятиях. Для их разборки используют специальные стенды, подставки, приспособления и съемники. Во время разборки проверяют, есть ли метки на маслоотражателе и Упорной втулке.
Восстановление деталей. Долговечность турбокомпрессора во многом зависит от зазоров в соединениях его деталей, поэтому при восстановлении этих соединений рекомендуется тщательный подбор деталей и даже их подгонка, чтобы получить необходимые зазоры.
Корпус подшипников, изготовленный из серого чугуна СЧ 21-40, может иметь следующие дефекты: обломы и трещины, износ отверстий под втулки или уплотнительные кольца, износ и повреждения резьбы шпилек и в отверстиях.
Корпус подшипников выбраковывают при трещинах, нарушающих герметичность. Выявляют такие трещины испытанием водой под давлением 0,4 МПа в течение 2 мин.
Изношенную или поврежденную резьбу восстанавливают так же, как и в других чугунных деталях.
Поверхности отверстий под втулки и уплотнительные кольца, изношенные до размеров, превышающих допускаемые, восстанавливают постановкой втулок. Запрессованные втулки растачивают, затем притирают до нормального размера с помощью чугунного притира и абразивной пасты М14. Неперпендикулярность поверхностей втулок относительно обработанной торцевой поверхности корпуса подшипников не должна превышать 0,03 мм. При необходимости допускается подрезка торцевой поверхности до размера, не превышающего установленного техническими требованиями.
Колесо турбины с валом ротора соединено сваркой трением. Колесо изготавливают из жаропрочного сплава АМВ-300, а вал ротора из стали 45. Шейки на валу ротора подвергнуты поверхностной закалке с нагревом Т.В.Ч. до твердости HRC 56…63 под втулки и до HRC 37…44 под уплотнительные кольца.
Колесо турбины с валом в сборе может иметь следующие дефекты: трещины, обломы и кольцевые риски на лопатках и поверхности диска колеса, погнутость вала и износ шеек вала под втулки или маслоотражатель, износ канавок под уплотнительные кольца и срыв или повреждение резьбы под гайку крепления колеса компрессора.
Выбраковывают колесо турбины с валом в сборе при трещинах и обломах лопаток и диска колеса любого размера и расположения, а также при износе радиусной части колеса турбины.
Изношенные поверхности вала ротора под втулки восстанавливают железнением и шлифованием под нормальный размер. При других дефектах, кроме износа шеек, вал отрезают, изготавливают новый, приваривают его сваркой трением и обрабатывают поверхности до необходимого размера в соответствии с техническими требованиями.
Крышка корпуса подшипников изготовлена из серого чугуна СЧ 21-40 и может иметь такие дефекты: трещины, изломы и износ поверхности отверстия под уплотнительные кольца.
Выбраковывают крышку при трещинах и обломах любого размера и расположения.
Изношенное отверстие восстанавливают постановкой втулки или изготовлением и приваркой новой ступицы.
Маслоотражатель изготовлен из стали 40Х и термически обработан до твердости HRC 37…44. Его выбраковывают при наличии трещин, износе торцевой поверхности, а также при износе отверстия под вал ротора. Если изношены только канавки под уплотнительные кольца, то их восстанавливают постановкой втулки, изготовленной из стали 40Х, и нарезают на ней новые канавки нормального размера.
Колесо компрессора изготовлено из алюминиевого сплава АЛ-4 и термически обработано до твердости не менее НВ 70. В процессе эксплуатации в колесе появляются трещины, обломы, погнутости на лопатках и других поверхностях, а также износ на радиусной части от контакта в корпус и износ отверстия под вал ротора. Обычно колесо не восстанавливают, а при наличии перечисленных дефектов или части их колесо выбраковывают.
Втулка ротора изготовлена из бронзы БрОС 10-10. В процессе эксплуатации на рабочей поверхности втулки появляются трещины, отколы и глубокие риски, изнашиваются торцы втулки, внутренняя и наружная поверхности. При перечисленных дефектах втулку заменяют.
Сборка, обкатка и испытание турбокомпрессора выполняются в такой последовательности.
Сборка. Компрессор собирают на тех же подставках и стенде, на которых разбирают. Все детали перед сборкой тщательно очищают, продувают сжатым воздухом и смазывают дизельным маслом. На сборку допускаются только новые прокладки, уплотнительные кольца и пружинные шайбы.
Ротор перед сборкой турбокомпрессора подвергают балансировке. Ее проводят в два этапа на специальной балансировочной машине типа ДБ-10, которая позволяет вести динамическую балансировку с точностью 0,05…0,30 г-см при частоте вращения вала ротора от 1500 до 2500 мин-1.
Сначала балансируют колесо турбины с валом и упорной втулкой в сборе. Допускаемый дисбаланс ротора относительно шейки вала под втулку не должен превышать 0,15 г-см. При балансировке металл удаляют с торцевой поверхности диска колеса турбины, обращенной к корпусу подшипников. Затем на отбалансированное колесо турбины устанавливают упорную втулку и маслоотражатель так, чтобы их метки совпали с риской на валу ротора. Напрессовывают колесо компрессора и завертывают гайку, используя крутящий момент 40 Н • м. На торце гайки и колесе компрессора наносят риски в одной плоскости с риской на валу турбины.
При балансировке ротора в сборе металл удаляют только с колеса компрессора, действуя борфрезой.
После балансировки ротор разбирают и монтируют в корпус подшипников. При окончательной сборке следят за тем, чтобы метки на упорной втулке, маслоотражателе, колесе компрессора и гайке после ее затяжки совпадали с меткой на валу ротора, то есть были расположены точно так же, как при балансировке. В собранном турбокомпрессоре вращение ротора должно быть свободным, задевание за неподвижные детали не допускается. Осевое перемещение ротора 0,15…0,23 мм, радиальный зазор 0,02…0,07 мм.
Обкатка и испытание. Турбокомпрессоры после ремонта испытывают и обкатывают на специальных стендах, имитирующих условия их работы на двигателе. Во время испытания температура масла на входе в турбокомпрессор должна быть 60—95 °С, на выходе 60… 110 °С. Нельзя запускать турбокомпрессор, если давление масла в системе ниже 0,3 МПа.
Во время испытания не допускаются: нарушение герметичности всех соединений и деталей, посторонние шумы и стуки, нарушение стабильности параметров работы турбокомпрессора и повышенная вибрация. При появлении этих неисправностей турбокомпрессор снимают со стенда и направляют на повторный ремонт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт турбокомпрессоров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы