Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Роторно-поршневые насосы и гидромоторы экскаваторов

Читать далее:




Роторно-поршневые насосы и гидромоторы экскаваторов

Роторно-поршневые насосы и гидромоторы широко применяют в гидроприводах ряда экскаваторов как на навесных, так и на многих полноповоротных машинах. Наибольшее распространение получили ро-торно-поршневые насосы двух типов: акси-ально-поршневые и радиально-поршневые.

Аксиально-поршневые насосы и гидромоторы. Их кинематической основой служит кривошипно-ползунный механизм, в котором цилиндр перемещается параллельно своей оси, а поршень движется вместе с цилиндром и одновременно вследствие вращения вала кривошипа перемещается относительно цилиндра. При повороте вала кривошипа на угол Ф поршень перемещается вместе с цилиндром на расстояние а и относительно цилиндра на с. Поворот плоскости вращения вала кривошипа вокруг оси у на угол Р приводит также к перемещению точки А, в которой палец кривошипа шарнирно соединен со штоком поршня.

Если вместо одного взять несколько цилиндров и расположить их по окружности блока или барабана, а кривошип заменить диском, ось которого повернута относительно оси цилиндров на угол у, причем Р + У=90°, то плоскость вращения диска совпадет с плоскостью вращения вала кривошипа. Тогда будет получена принципиальная схема аксиально-поршневого насоса, у которого поршни перемещаются при наличии угла у между осью блока цилиндров и осью ведущего вала.

Насос состоит из распределительного диска, вращающегося блока, поршней, штоков и наклонного диска, шарнирно соединенного с центральным шипом. В диске сделаны дуговые окна, через которые жидкость засасывается и нагнетается поршнями. Между окнами предусмотрены перемычки шириной, отделяющие полость всасывания от полости нагнетания. При вращении блока отверстия цилиндров соединяются либо с полостью всасывания, либо с полостью нагнетания. При изменении направления вращения блока функции полостей меняются. Для уменьшения утечек жидкости торцовую поверхность блока тщательно притирают к диску. Диск вращается от вала, а вместе с диском вращается блок цилиндров.

Рис. 1. Схемы аксиально-поршневого насоса:
а — действия поршня, б — работы насоса, в — конструктивная, г — действия неподвижного распределительного диска; 1, 5— диски, 2 — вращающийся блок, 3 — поршень, 4 — шток, 6 — вал, 7 — окно, .8 — отверстие; а — длина полного сечения дугового окна

Рис. 2. Схема регулируемого аксиально-поршневого насоса:
1 — пружина, 2 — поршень, 3— шайба, 4 — плунжер, 5 — вал

Угол у обычно принимают 12…15°, а иногда 30°. Если угол у постоянный, то подача насоса постоянна. При изменении в процессе работы угла изменяется ход поршней 3 на один оборот ротора и соответственно изменяется подача насоса.

В автоматическом регулируемом аксиально-поршневом насосе регулятором подачи является шайба, связанная с валом и соединенная с поршнем. На поршень с одной стороны действует пружина, а с другой — давление в напорной гидролинии. При вращении вала шайба перемещает плунжеры, которые засасывают рабочую жидкость и нагнетают ее в гидролинию. Подача насоса зависит от наклона шайбы, т. е. от давления в напорной гидролинии, изменяющегося, в свою очередь, от внешнего сопротивления. Для насосов небольшой мощности подачу насоса можно также регулировать вручную путем изменения наклона шайбы, для более мощных насосов применяют специальное усилительное устройство.

Аксиально-поршневые гидромоторы устроены так же, как и насосы. Различают аксиально-поршневые насосы и гидромоторы с наклонным блоком и наклонным диском.

Нерегулируемый аксиально-поршневой насос-гидромотор с наклонным блоком. Блок цилиндров получает вращение от вала через универсальный шарнир. Вал приводится в движение от двигателя и опирается на три шарикоподшипника. Поршни связаны с валом штоками, шаровые головки которых завальцованы во фланцевой части вала. Блок цилиндров, вращающийся на шарикоподшипнике, расположен по отношению к валу под углом 30° и прижат пружиной к распределительному диску, который этим же усилием прижимается к крышке, через окна в которой подводится и отводится рабочая жидкость. Манжетное уплотнение в передней крышке препятствует утечке масла из нерабочей полости насоса.

У такого насоса ось блока цилиндров расположена под углом к оси ведущего вала, что и определяет его название — с наклонным блоком. В отличие от него у аксиальных насосов с наклонным диском ось блока цилиндров совпадает с осью ведущего вала, а под углом к нему расположена ось диска, с которым шарнирно связаны штоки поршней.

Аксиально-поршневые регулируемые и нерегулируемые насосы и гидромоторы, широко применяемые на отечественных экскаваторах, отличаются унифицированной конструкцией качающей секции. Опорами ведущего вала служат три шарикоподшипника: два ради-ально-упорных и один радиальный. От осевого перемещения внутренние кольца подшипников удерживаются двумя пружинными кольцами, втулкой и запорным кольцом. В передней крышке установлено манжетное уплотнение, опирающееся на втулку. В сферические гнезда фланца вала входят семь шатунов, которые вместе с центральным шипом прижаты к фланцу вала штампованной пластиной. На шипе штифтом зафиксирован блок цилиндров, наружная поверхность которого опирается на распределительный диск. Опорами шипа служат с одной стороны сферическая головка, а с другой — бронзовая втулка, запрессованная в диск. Внутри блока цилиндра находятся семь поршней, завальцованных на шатунах. Предварительное прижатие блока цилиндров к диску достигается тарельчатыми пружинами.

Когда ось вала совпадает с осью шипа (как показано на рисунке), поршни при вращении вала не совершают возвратно-поступательного движения и не производят всасывания и нагнетания рабочей жидкости.

Рассмотрим конструкции нерегулируемого и регулируемых насосов с одной и двумя качающими секциями, выполненных на базе описанной качающей секции с наклонным блоком.

У нерегулируемого насоса блок цилиндров повернут так, что ось шипа составляет некоторый угол с осью вала. Поэтому при вращении блока поршни всасывают и нагнетают жидкость через каналы диска. При изменении размера и направления наклона блока цилиндров изменяются мощность и направление потока рабочей жидкости. Если зафиксировать угол наклона блока цилиндров, то насос становится нерегулируемым.

Рис. 3. Аксиально-поршневой унифицированный насос-гидромотор:
а — унифицированная качающая секция, б — нерегулируемый насос-гидромотор; 1 — вал, 2 — кольцо, 3, 9, 18—втулки, 4 — пластина, 5 — шип, 6 — тарельчатые пружины, 7 — блок цилиндров, 8 — диск, 10 — штифт, 11 — шатун, 12 — поршень, 13, 14 — шарикоподшипники, 15 — кольца, 16, 20 — передняя и задняя крышки, 17 — уплотнение, 19 — корпус

Рис. 4. Аксиально-поршневой нерегулируемый насос-гидромотор с наклонным блоком:
1 — вал, 2 — шарнир, 3 — блок цилиндров, 4 — окно, 5 — крышка, 6 — диск, 7 — пружина, 8— поршень, 9—шарикоподшипник, 10 — шток, 11 —уплотнение

Рис. 5. Регулируемый аксиально-поршневой насос:
1 — вал, 2, 13 — крышки, 3 — корпус, 4, 5, 6 — шарикоподшипники, 7 — фланец, 8—шатун, 9 — цапфа, 10 — поршень, 11 — блок цилиндров, 12 — распределительный диск, 14 — поворотный корпус, 15 — центральный шип

Описанная конструкция позволяет насосу работать и в режиме гидромотора.

В регулируемом насосе создана возможность изменения наклона блока в процессе работы. Корпус насоса может быть повернут с помощью цапфы по отношению неподвижного корпуса на угол от 0 до 25°. Количество подаваемой насосом жидкости при этом пропорционально углу наклона блока цилиндров и частоте вращения вала насоса. При такой конструкции достигается бесступенчатое регулирование потока жидкости независимо от частоты вращения приводного двигателя.

Усилие, которое необходимо приложить к цапфе, может быть таким, что непосредственное управление подачей насоса без применения усиливающих устройств становится невозможным. При высоком рабочем давлении жидкости насосы используют с усилителями механического и гидравлического типов. Механические усилители могут быть как с ручным, так и с электрическим управлением. Гидравлические усилители оборудуют непосредственным или дистанционным управлением. Применяют также устройства, автоматически изменяющие угол наклона блока цилиндров в зависимости от давления в гидросистеме (регуляторы постоянной мощности или ограничители мощности).

На экскаваторах ЭО-3322Д, ЭО-3323, ЭО-4321 А, ЭО-41 21 Б и ЭО-4124 установлены регулируемые аксиально-поршневые насосы, которые состоят из двух унифицированных качающих секций, смонтированных в одном корпусе. Такие насосы используют для создания двух потоков рабочей жидкости. Полное использование мощности приводного двигателя обеспечивается с помощью встроенного сумматора мощности, который распределяет мощность между потребителями таким образом, что сумма этих мощностей остается постоянной и равной установленной мощности привода. Вал получает вращение от приводного двигателя и через редуктор передает движение валам качающих секций.

Поворотные корпуса качающих секций установлены на подшипниках и могут поворачиваться вокруг вертикальной оси на угол 25°, чем достигается изменение подачи насоса. Оба корпуса жестко связаны между собой траверсой регулятора и могут поворачиваться только синхронно под воздействием регулятора мощности.

Рис. 6. Сдвоенный аксиально-поршневой насос с сумматором мощности:
а — гидравлическая схема, б — общий вид; 1, 7 — поворотные корпуса, 2 — золотник, 3 — комплект из двух пружин, 4 — траверса, 5 — вал насоса, 6 — редуктор, 8 — ограничитель хода, 9 — цапфа блока цилиндров, 10 — тяга регулятора, 11 — винт установки минимального расхода, 12 — шайба

Регулятор мощности представляет собой двухступенчатый золотник, помещенный непосредственно в корпусе насоса. Площади ступеней золотника регулятора равны. Под каждую ступень подводится давление нагнетания от качающих секций, т.е. Р1 и Р2. Золотник соединен цапфами с блоками цилиндров и воспринимает с одной стороны усилия пружин, а с другой — усилие, создаваемое давлениями P1 и Р2. При работе с малым давлением пружины удерживают корпуса на наибольшем угле поворота, обеспечивая максимальную подачу насоса. Когда давление возрастает, золотник сжимает пружины, снижая подачу насоса. Пружины и упорную шайбу подбирают таким образом, чтобы сохранить постоянной заданную мощность привода.

Преимущества аксиально-поршневых насосов и гидромоторов: компактность, высокий КПД при большом давлении, сравнительно малая инерционность, значительная энергоемкость на единицу массы (в некоторых высокооборотных конструкциях до 12 кВт/кг).

Недостатки этих насосов и гидромоторов: необходимость в тонкой фильтрации рабочей жидкости, сложность изготовления и трудность обеспечения длительного срока службы некоторых деталей (например, подшипника блока цилиндров у насосов с золотниковым распределителем).

Радиально-поршневые насосы и гидромоторы. Основой насоса является кривошипно-ползунный механизм, у которого роль шатуна выполняет статор, соосный оси О, а цилиндры сделаны в роторе. При вращении ротора вокруг оси Ог, имеющей по отношению к оси О эксцентриситет е, поршень совершает вращательное движение вместе с ротором и возвратно-поступательное движение относительно ротора.

Рис. 7. Кинематическая схема радиально-поршневого насоса:
1 — статор, 2 — ротор, 3 — каналы

Жидкость подводится под поршень и отводится оттуда по двум каналам, сделанным вдоль оси ротора. Жидкость вытесняется (нагнетается) при вращении поршня от точки А к точке С и при перемещении его к центру (оси). При работе необходимо, чтобы поршни были прижаты к статору. Достигается это либо под действием пружин, помещаемых под поршень, либо с помощью ползунов, перемещающихся в пазах статора, либо за счет вспомогательного подкачивающего насоса, благодаря которому поршни прижимаются к статору в полости всасывания насоса.

В гидромоторе аналогичного типа поршни прижимаются давлением жидкости, подводимой под поршни.

Если в насосе изменить размер эксцентриситета е путем перемещения статора, будет изменено действие полостей всасывания и нагнетания на обратное. Изменение эксцентриситета вызывает соответствующее изменение подачи насоса.

Радиально-поршневые насосы применяют для создания давления до 25 МПа и подачи от 5 до 500 л/мин при частоте вращения ротора от 6000 до 1500 в минуту.

Радиально-поршневые гидромоторы аналогичны по устройству насосам и отличаются назначением и принципом действия.

На экскаваторах ЭО-4321А для привода механизма поворота применен радиально-поршневой гидромотор, который развивает на валу большой крутящий момент и поэтому называется высокомо-ментным. Эксцентриковый вал гидромотора опирается на два роликоподшипника, один из которых установлен в корпусе гидромотора, а второй — в нижней крышке. В постоянном контакте с поверхностью вала (удерживаются от осевого перемещения упорными кольцами) находятся пять шатунов, которые приводят в движение поршни. Трущиеся поверхности шатунов и вала надежно смазываются путем подачи масла из цилиндра гидромотора через фильтры, запрессованные в поршни, каналы в шатунах и жиклеры.

Боковое смещение шатунов ограничено опорными пластинами. Сверху к корпусу прикреплен корпус, в котором расположен гидрораспределитель, регулирующий поступление рабочей жидкости в гидромотор и слив ее в линию гидро-системы. Через муфту гидрораспределитель постоянно соединен с валом и вращается вместе с ним.

Рис. 8. Высокомоментный радиально-поршне-вой гидромотор:
1 — болт, 2, 7, 13—крышки, 3 — гидрораспределитель, 4— корпус гидрораспределителя, 5 — жиклер, 6 — шатун, 8 — фильтр, 9 — поршень, 10 — корпус гидромотора, 11 — упорное кольцо, 12 — опорные роликоподшипники, 14 — вал, 15 — клапан, 16 — опорные пластины, 17 — муфта

К корпусу гидрораспределителя присоединены два трубопровода от гидросистемы. Между гидрораспределителем и его корпусом, а также между цилиндрами и поршнями гидромотора установлены уплотнительные фторопластовые кольца. Внутренние полости гидромотора закрыты крышками.

Сбоку к корпусу прикреплен разгрузочный дренажный клапан. На нижнем выступающем конце эксцентрикового вала жестко шпонкой закреплена обегающая шестерня механизма поворота, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом на ходовой раме.

Гидромотор работает следующим образом. Из нагнетательного трубопровода рабочая жидкость под давлением поступает в корпус гидрораспределителя, а затем в гидрораспределитель. Полость нагнетания гидрораспределителя соединена с нагнетательными окнами в его центральной части, через которые жидкость поступает в каналы А, соединенные с каналами корпуса гидромотора. При этом жидкость попадает в два или три цилиндра гидромотора в зависимости от положения окон распределителя относительно отверстий корпуса 4. Под давлением жидкости поршни начинают перемещаться в цилиндрах и через шатуны приводят во вращение вал. В результате обегающая шестерня механизма перекатывается по зубчатому венцу и поворотная платформа экскаватора вращается относительно его ходовой тележки.

Во время работы гидромотора часть поршней перемещается от центра, выталкивая жидкость через окна в цилиндрах в каналы корпуса гидромотора и корпуса распределителя. Из канала Б жидкость затем перетекает в сливную линию гидросистемы. Если давление жидкости, проникающей в дренажную линяю через зазоры притертых полостей, превышает допустимую величину, поршень клапана сжимает пружину и жидкость выходит наружу через отверстие В. Это сигнализирует о снижении КПД гидромотора.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Роторно-поршневые насосы и гидромоторы экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства