Контроль уровня масла в системе усилителя
Уровень масла в бачке гидросистемы рулевого управления следует проверять ежедневно. Проверку можно осуществить с помощью маслоизмерительного стержня, совмещенного с пробкой вентиляционного отверстия. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней рисками стержня. В случае низкого уровня масла недостающее количество долить, устранив при этом возможные утечки. Доливать масло следует через резьбовое отверстие после выворачивания пробки над фильтром бачка, при этом доливаемое масло будет очищаться от возможных загрязнений.
Замена масла и удаление воздуха
Замену масла следует производить после предусмотренного для данной модели пробега.
Замена масла возможна только при поднятой передней оси или отсоединенной от продольной рулевой тяги сошки рулевого управления. Вывернуть пробки снизу картера рулевого управления и над фильтром масляного бачка, затем повернуть рулевое колесо влево до упора. При этом масло свободно вытекает. После этого дать двигателю поработать в течение приблизительно 10 с, чтобы полностью удалить масло из насоса и бачка. После останова двигателя поворачивать рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, удалив этим масло полностью из всей системы. Перед установкой на место пробку очистить.
Заполнение гидросистемы осуществляется через отверстие бачка после выворачивания пробки над фильтром, при этом загрязнения, которые могут оказаться в заливаемом масле, отфильтровываются. Если крышка и фильтр бачка сняты, масло можно залить непосредственно через воронку с сеткой и чистой фильтрующей набивкой, в этом случае заполнение происходит быстрее. Если заливать или доливать масло без фильтрации или минуя штатный фильтр (например, через резьбовое отверстие сапуна), загрязнения, находящиеся в залитом масле, попадут к фильтру после прохождения по всей гидросистеме, что может вызвать неисправности в узлах гидросистемы и снизить ее долговечность.
После заполнения бачка провернуть коленчатый вал двигателя стартером. При этом уровень масла в бачке понижается, поэтому необходимо непрерывно заливать масло, чтобы предотвратить попадание воздуха в насос.
После того как уровень масла установится (между верхней и нижней рисками на маслоизмерительном стержне) , пустить двигатель и поворачивать рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, чтобы целиком заполнить рулевое управление маслом и удалить воздух. Снова проверить уровень масла. Если уровень понижается, немедленно долить в систему масло. Масло необходимо доливать до тех пор, пока уровень масла не установится в требуемых пределах и не перестанут появляться пузырьки воздуха при повороте рулевого колеса.
Поворачивать рулевое колесо при заливе масла следует с минимальным усилием, поскольку при быстром с приложением значительной силы повороте может* нарушиться установка имеющегося в насосе клапана регулирования расхода. Это может привести к попаданию в насос воздуха, что в свою очередь может вызвать заедание насоса. После выполнения всех работ остановить двигатель, переднюю ось снять с опор или соединить продольную рулевую тягу с сошкой.
Очистка масляного фильтра
Очистку масляного фильтра следует выполнять после пробега, установленного для данной модели. При очистке фильтра после отсоединения сливной трубки целесообразно снимать фильтр в сборе и после разборки очистить корпус фильтра и фильтрующий элемент. Этим предотвращается прямое попадание грязного масла из фильтра и других загрязнений в бачок.
Установленный в фильтре предохранительный клапан регулировки не требует, необходимая величина открытия задана жесткой установкой клапана.
Прочие работы по техническому обслуживанию
Во время обкатки после первых 2500 км пробега проверить крепление и герметичность механизма рулевого управления. Части рулевого механизма постоянно содержать в чистоте, чтобы было возможно немедленно выявить возможные ослабления крепежа и утечки.
Проверять гидравлический ограничитель рулевого управления в соответствии с пробегом, установленным для данной модели.
Упорные (ограничительные) болты установить так, чтобы поворот ограничивался не у колес, а в ограничительных клапанах механизма рулевого управления.
Крепление сошки рулевого управления проверять через пробеги, установленные для данной модели; при необходимости подтягивать фиксирующую коронную гайку предусмотренным моментом затяжки.
Для обеспечения надежной и бесперебойной работы необходимо тщательно проверять соединения трубопроводов.
Жесткие участки трубопроводов должны иметь долговечное противокоррозионное покрытие и снаружи* и внутри.
Выполнение на защищенных участках трубопроводов сварочных или паяльных работ запрещено! Образующиеся в результате этих работ окислы склонны к отслаиванию и, попадая в поток масла, могут вызывать неисправности механизма рулевого управления. Разборка механизма не разрешается. Если в результате предусмотренных проверок выявляется неудовлетворительная работа механизма рулевого управления, его следует снять с транспортного средства и направить на ремонт в специально оборудованный для этих целей цех.
Проверка насоса усилителя
Нормальную работу насоса следует проверять с помощью манометра. Манометр подключается через тройник к трубопроводу высокого давления между насосом и усилителем рулевого управления.
Для выполнения проверки система заполняется эксплуатационной жидкостью. При проверке колеса автобуса повернуть в любую сторону до упора и удерживать их в этом положении приблизительно 15 с.
При работе двигателя на холостом ходу давление масла не должно быть ниже 6 МПа.
Если давление ниже этой величины, насос следует снять и установить причину неисправности.
Определение свободного хода
Исходя из требований безопасности движения и техники безопасности свободный ход механизма рулевого управления и усилия, которые необходимо приложить для поворота, следует контролировать при систематическом техническом обслуживании, с периодичностью применяемой системы обслуживания.
Измерительное устройство. Для замеров у автобусов можно соответствующим образом использовать динамометрическое устройство «Доправострой» и специально для него сконструированное измерительное устройство, состоящее из датчика и контрольного прибора со стрелкой.
Датчик подает на контрольный прибор электрический сигнал, и, если при повороте влево или вправо рулевого колеса колесный диск смещается на 0,02 мм, на приборе загорается лампа, что сигнализирует о максимально допустимом свободном ходе. Датчик представляет собой самостоятельный узел, для пуска его в эксплуатацию не требуется особых сборочно-разборочных операций.
Контрольный прибор необходимо соединить с динамометрической шкалой (устройство «Доправострой»), зафиксировать с помощью специальных отверстий и двух имеющихся на приборе стяжных винтов.
Перед замерами необходимо убедиться в том, что наружный диаметр рулевого колеса составляет 500 f 550 мм. Это является необходимым условием для измерения усилий.
Датчик поставить у колеса оси А (правого). Если поверхность неровная, целесообразно подложить под датчик ровную пластину. Соединительные провода датчика протянуть в кабину водителя через открытый передний лючок.
Динамометр вместе с прибором установить на рулевое колесо так, чтобы они помещались в его верхней точке. В правильности монтажа можно убедиться, поворачивая вправо и влево рулевое колесо с динамометром. Провода датчика подсоединить к штекерам прибора, а его зажимы — к клемме аккумулятора 24 В. С помощью контрольной лампы датчика проверяется включение прибора. Если лампа горит, электрические соединения в порядке.
Датчик должен коснуться края диска колеса, задний упорный винт вворачивать или выворачивать до тех пор, пока не погаснет спираль. После этого прибор готов к работе.
Если нужно замерить только один свободный ход (гидравлический, механический) усилителя рулевого управления или его сопротивление повороту, датчик не используется.
Прибор следует предохранять от ударов, сотрясений, влаги и масла. Электрические контакты и наружные части прибора следует содержать в чистоте. Контрольный прибор необходимо юстировать один раз в год. Для юстировки применять наклоняемый под углом 5° стол.
Если стрелка прибора регистрирует поворот стола слишком медленно или колеблется, это можно устранить регулировкой игольчатых подшипников или их заменой.
Измерение суммарного свободного хода. В начале замера лампа прибора не должна гореть. Если она горит, ее необходимо выключить путем вворачивания или выворачивания регулировочного болта опорной плиты датчика.
Медленно поворачивать рулевое колесо влево до тех пор, пока не загорится лампа показывающего прибора. Удерживать рулевое колесо в этом положении и поворачивать корпус прибора, пока центр стрелки не совпадет с меткой с правой стороны.
После этого поворачивать рулевое колесо вправо. Лампа сначала погаснет, а потом снова загорится. Это «второй предел» свободного хода.
Если стрелка все время находится между двумя крайними метками (30°), суммарный свободный ход усилителя рулевого управления и рулевой трапеции соответствует норме.
Измерение свободного хода усилителя. Контрольный прибор установить на «верхнюю точку» рулевого колеса, при этом передние колеса автобуса стоят на земле. Продольную рулевую тягу отсоединить от рулевой сошки и надежно прикрепить к каркасу.
Рулевое колесо повернуть влево до упора, корпус прибора поворачивать до совпадения центра стрелки с меткой с правой стороны. Затем рулевое колесо повернуть до упора вправо. Свободный ход в норме, если стрелка находится между крайней и центральной метками (15°). Если центр стрелки совпадает с центральной меткой, свободный ход соответствует м а кси м ал ьно допусти -мому.
Замер гидравлического свободного хода аналогичен проверке механического с тем отличием, что вместо упоров крайние положения ограничиваются по манометру отклонением давления от исходного на 0,1 МПа в каждую сторону.
Измерение усилия на рулевом колесе. Переднюю ось поднять, чтобы колеса свободно вращались, и установить на подставки в соответствии с требованиями техники безопасности.
Измерить наружный диаметр рулевого колеса и установить динамометр с помощью стяжного хомута.
При неработающем двигателе плавно, медленно повернуть рулевое колесо влево до упора. Следить при этом за перемещением муфты динамометра относительно меток для измерения силы сопротивления вращению на поршне. Максимальное усилие записать. (При измерении принимать во внимание усилия на последних 180° поворота рулевого колеса перед упором!) После этого повернуть рулевое колесо до упора вправо. Если обе величины соответствуют нормам, рулевое управление можно считать удовлетворяющим требованиям.
Обслуживание рулевых тяг
Регулировка длины продольных и поперечных рулевых тяг осуществляется с помощью шаровых шарниров, наконечников на обоих их концах, имеющих правую и левую резьбу. Шаровые шарниры рулевых тяг следует проверять после пробега, предусмотренного для данной модели, и подтягивать установленным моментом.
Работы по техническому обслуживанию, выполняемые только на сочлененных автобусах
Регулировка тяг управления колесами прицепа. Рулевое управление прицепа принудительное, с приводом от шарнира сочленения. Управление осуществляется передней частью автобуса посредством трех продольных рулевых тяг, они обеспечивают движение колес оси прицепа по следу колес задней оси передней части.
Если прицеп не идет след в след с передней частью, необходимо отрегулировать поперечные рулевые тяги без регулировки продольных тяг. Регулировка длины осуществляется вращением тяг, на обоих концах которых имеются наконечники шаровых шарниров с правой и левой резьбой.
Регулировка рамы чехла сочленения. Рама управляется двумя регулируемыми продольными тягами. Для выполнения регулировки резьбовые концы тяг отсоединить, ослабить стопорные болты и отрегулировать длину тяг так, чтобы при положении машины для прямолинейного движения рама и коромысло были перпендикулярны в горизонтальной плоскости к продольной оси автобуса.
Обслуживание поворотного круга.
Поворотный круг служит для перехода из одной части автобуса в другую. Он состоит из двух симметричных полукругов, которые могут откидываться независимо друг от друга. Поверхности трения полукругов смазывать консистентной смазкой по необходимости, по возможности совместно с центральным шаровым пальцем, соединяющим переднюю часть и прицеп машины. Палец установлен конусом в консоль передней части и в пластмассовую втулку консоли прицепа. Смазку пальца следует осуществлять после пробега, установленного для данной модели.
Одновременно с выполнением технического обслуживания следует проверять работу звуковой сигнализации о достижении при маневрировании максимально допустимого «складывания». Звонок должен срабатывать, если угол между продольными осями передней части и прицепа автобуса достигает 36°. Если автобус оборудован автоматическим тормозом, при складывании до 36° он должен включаться. (При движении вперед тормоз автоматически выключается.)
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автобусов Икарус и его обслуживание"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы