Рулевое управление снабжено гидроусилителем с силовым цилиндром, совмещенным с рулевым механизмом.
Рулевой механизм выполнен в виде винта с гайкой и зубчатой рейки с сектором. Винт входит внутрь гайки, закрепленной в поршне. Зубчатая рейка поршня находится в зацеплении с зубчатым сектором. В сочленение между винтом и гайкой включены стальные шарики, циркулирующие по замкнутому контуру: внутри по винтовой полости между винтом и гайкой, а снаружи по трубке, прикрепленной к гайке и соединяющей концы винтовой полости. Шарики значительно снижают потери на трение между винтом и гайкой.
Рулевой механизм установлен в чугунном литом картере, закрепленном кронштейном на раме автомобиля. С валом винта при помощи гибкого шарнира, имеющего резино-тканевую шайбу, соединяется рулевой вал, установленный в колонке, закрепленной в кронштейне кузова. На верхнем конце рулевого вала укреплено рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигналов. В колонке расположен переключатель указателей поворота с рычажком.
Вал винта уплотнен в верхней крышке картера сальником. Вал сектора установлен в боковом приливе картера на бронзовой втулке и также уплотнен сальником. На наружном конце вала сектора закреплена рулевая сошка, соединяемая с задним концом продольной рулевой тяги. С другим концом вала сектора соединена головка регулировочного винта, завернутого в боковую крышку картера.
Передний конец продольной рулевой тяги соединен с изогнутым плечом центрального рулевого рычага. Шаровые пальцы сошки и центрального рычага соединены с головками тяги с помощью сухарей с пружинами, закрепляемых в тяге пробками.
Центральный рычаг установлен шарнирно на двух радиально-упорных шарикоподшипниках на пальце, закрепленном между опорами на поперечине рамы. Заднее плечо центрального рычага двумя поперечными тягами соединено с помощью шаровых шарниров с рычагами поворотных кулаков. Все шарнирные соединения рычагов и тяг смазываются через пресс-масленки и защищены уплотняющими устройствами. Длина каждой поперечной тяги может регулироваться вращением ее на резьбе наконечников. В установленном положении каждая тяга закрепляется на наконечниках стяжными хомутами.
Гидроусилитель имеет силовой цилиндр и золотник управления, совмещенные с рулевым механизмом, и масляный насос.
Картер рулевого механизма одновременно является силовым цилиндром гидроусилителя. Цилиндр разделен на две полости поршнем, который уплотнен в цилиндре двумя чугунными кольцами.
Золотник управления гидроусилителя установлен в корпусе, прикрепленном сверху на картере рулевого механизма. С золотником соединен один конец рычага, опирающегося средней частью на закаленную втулку, установленную в приливе крышки картера. Внутренний конец рычага соединен со средним кольцом двойного упорного шарикоподшипника, закрепленного на валу винта гайкой. Винт может незначительно (до 0,8 мм) перемещаться в осевом направлении и фиксируется в среднем положении пружинами.
Полость корпуса золотника сообщается каналами с верхней и нижней полостями силового цилиндра и гибкими шлангами с масляным насосом. В нейтральном положении золотник устанавливается пружиной.
В среднем канале золотника установлен клапан, обеспечивающий пропорциональность усилий, передаваемых для поворота колес, усилию, прилагаемому водителем к рулевому колесу.
Давление масла в системе гидроусилителя обеспечивается масляным насосом лопастного типа двойного действия, который закреплен в передней части двигателя и приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Насос снабжен бачком и клапанами. Устройство и принцип действия насоса аналогичны устройству и принципу действия насоса, рассмотренного выше.
При неподвижном рулевом колесе золотник в корпусе установлен в нейтральном положении, и масло, нагнетаемое насосом по магистрали к гидроусилителю и в обе полости силового цилиндра, возвращается в бачок по сливной магистрали. Поэтому на поршень силового цилиндра не действуют дополнительные усилия, и гидроусилитель не работает.
При повороте рулевого колеса в какую-либо сторону (например, влево) соединенный с ним гибким шарниром винт начинает перемещать гайку вниз, поворачивая колеса автомобиля через сектор и сошку. На винте при этом возникает осевая (реактивная) сила, стремящаяся сдвинуть его вверх.
С увеличением сопротивления повороту колес реактивное усилие становится больше усилия фиксирующих пружин и пружины золотника, и винт, перемещаясь вверх, поворачивает рычаг и перемещает золотник вниз. При перемещении золотника сливная магистраль соединяется ( с нижней полостью силового цилиндра, а нагнетательная магистраль — с верхней его полостью. При этом масло давит на поршень и он, перемещаясь вниз вместе с гайкой, поворачивает рейкой зубчатый сектор. Тогда создается дополнительное усилие, способствующее повороту колес при малом усилии на рулевом колесе. При повороте рулевого колеса в обратную сторону (направо) под действием реактивной силы винт смещается вниз, а рычаг перемещает золотник вверх. В результате давление масла в нижней полости силового цилиндра повышается, и поршень с зубчатым сектором перемещается в обратную сторону.
Таким образом, усилитель вступает в действие только при некотором определенном сопротивлении повороту рулевого колеса, когда реактивная сила на винте превышает усилия фиксирующих пружин и пружины золотника, что сохраняет «чувство дороги» у водителя и правильность приложения им усилия к рулевому колесу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-111"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы