В отличие от других колесных транспортных машин автопогрузчики имеют управляемые задние колеса.
Автопогрузчики 4043М, 4045М, 4046М, 4008 и 4049М оборудованы рулевым управлением от автомобиля ЗИЛ-164А. Автопогрузчики 4013 и 4014 оснащаются рулевым механизмом от автомобиля ЗИЛ-130.
Большие нагрузки на управляемые колеса и частые крутые повороты автопогрузчика вызывают необходимость включения в рулевое управление гидромеханического привода (гидроусилителя). Усилие водителя через рулевое колесо, вал с червяком и ролик передается на сошку. Сошка связана тягой с гидроусилителем. От гидроусилителя усилие передается через тягу на рычаг рулевой трапеции, соединенной тягами с рычагом поворотных кулаков, положением которых и определяется угол поворота управляемых колес.
Рис. 1. Схема рулевого управления
Наконечники тяг изготовлены совместно с тягами и соединяются с шаровыми пальцами с помощью сухарей, пружины и пробки. Наконечники поперечной тяги (у поворотных кулаков) имеют резьбу, позволяющую изменять длину тяги при регулировке схождения колес.
У автопогрузчиков 4013 и 4014 гидравлический усилитель расположен в общем картере с рулевым механизмом.
На отечественных автопогрузчиках применяются гидравлические усилители поршневого типа с золотниковым управлением. В цилиндре двустороннего действия находится поршень, шток которого шарнирно прикреплен к раме автопогрузчика. При нагнетании масла слева или справа от поршня цилиндр перемещается относительно него в ту или иную сторону. Со стороны, противоположной штоку поршня, в корпусе цилиндра неподвижно установлена гильза, имеющая несколько сквозных прорезей, сообщающихся с кольцевыми проточками в корпусе. Внутри этой гильзы расположен круглый золотник, который может перемещаться вдоль нее в обе стороны на 2,5 мм. В нейтральное среднее положение золотник устанавливается под воздействием пружины. При помощи скользящего стакана, жесткой цилиндрической пружины и двух сухарей золотник связан с шаровым пальцем тяги рулевой сошки.
Рис. 2. Схема гидроусилителя рулевого управления
Рабочее давление 5 МПа создается специальным насосом.
На автопогрузчиках устанавливается шестеренный насос НШ-32Д подачей 32 см3/об или НШ-46 подачей 46 см3/об. На более поздних моделях устанавливается гидронасос НШ-32У. Привод насоса через редуктор.
В нейтральном положении буртики золотника не перекрывают прорезей гильзы, поэтому масло, нагнетаемое насосом гидроусилителя, свободно поступает в полости слива, а из них в бак.
При незначительном повороте штурвала золотник перемещается влево или вправо. В первом случае левый буртик золотника откроет доступ масла из полости нагнетания А в левую часть цилиндра. Вследствие этого цилиндр будет перемещаться влево до тех пор, пока не прекратится передвижение золотника. Тогда цилиндр, догнав золотник, поставит гильзу относительно золотника в нейтральное положение. Если продолжить поворот рулевого колеса в прежнем направлении, тяга рулевой сошки, шаровой палец и золотник переместятся далее влево, что снова вызовет движение цилиндра гидроусилителя также в левую сторону.
Во втором случае левая часть цилиндра соединяется с полостью слива, а правая часть сообщается с полостью нагнетания А. В результате этого цилиндр и тяга гидроусилителя перемещаются вправо и задние колеса автопогрузчика поворачиваются в противоположную сторону по сравнению с предыдущим случаем.
Для предотвращения повреждений гидроусилителя при случайных перегрузках предусмотрен предохранительный клапан.
Клапан усилителей автопогрузчиков 4043М, 4045М, 4046М, 4049М отрегулирован на давление 5 МПа, а автопогрузчиков 4013, 4014 и 4008 — на давление 7 МПа. Для регулировки клапана к усилителю присоединяют манометр со шкалой до 15,0 МПа. Затем, повернув в одно из крайних положений управляемые колеса, закрепляют рулевое колесо и снимают колпак винта. Ослабив контргайку регулировочным винтом, устанавливают по манометру требуемое давление. Клапан регулируют при 1600—2000 об/мин коленчатого вала и температуре масла 30—50 °С.
При расположении управляемых колес параллельно продольной оси автопогрузчика люфт рулевого колеса (свободный поворот, не вызывающий поворота управляемых колес) не должен превышать 15°.
Излишне большой люфт устраняется заменой продольно изношенных деталей рулевого управления или регулировкой шарнирных соединений рулевых тяг, зазора в подшипниках червяка, а также зацепления ролика с червяком.
При регулировке шарнирных соединений расшплинтовывают пробку наконечника тяги, затягивают ее до отказа, а затем слегка отвертывают до положения, при котором ее можно зашплинтовать. Если такая регулировка не устраняет люфт в шарнирном соединении, то соединение разбирают и заменяют изношенные детали новыми.
Для регулировки подшипников червяка разъединяют провод сигнала, снимают рулевое колесо и сошку, сливают масло из картера рулевого механизма. Затем снимают нижнюю крышку картера, удаляют тонкую регулировочную прокладку и устанавливают крышку на место. Если после проверки люфт не будет устранен, снимают толстую прокладку и вместо нее ставят тонкую.
После устранения люфта в подшипниках ставят на место рулевое колесо и при изъятом вале сошки динамометром проверяют затяжку подшипников червяка. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 3—5 Н.
Зацепление ролика с червяком регулируют в следующем порядке. Поворотом рулевого колеса устанавливают ролик против середины червяка и, поворачивая сошку рукой, определяют люфт на ее конце. При свободном ходе конца сошки более 0,2—0,3 мм выполняют регулировку зацепления. Для этого снимают стопор, отвертывают колпачковую гайку крышки картера, вынимают подковообразную шайбу вала сошки и снимают регулировочные шайбы. Затем проверяют затяжку болтов крышки картера и устанавливают в кольцевую канавку вала сошки шайбу, а также комплект регулировочных прокладок. После установки на место уплотнительных прокладок туго затягивают колпачковую гайку и проверяют отклонение сошки. Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса, должно быть в пределах 15—25 Н при угле поворота сошки не менее 42°. Величину усилия на ободе и угол поворота сошки регулируют при помощи регулировочных прокладок.
Неисправности рулевого управления автопогрузчиков, обладающих большой массой и относительно высокими скоростями, могут привести к потере управляемости машины, что чревато тяжелыми последствиями. Неисправности гидроусилителя приводят к быстрой утомляемости водителя, снижают производительность работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автопогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы