Шатун подвижно соединяет поршень с коленчатым валом. Изготавливают его из стали и термически обрабатывают. Он состоит из стержня и двух головок: верхней и нижней.
В верхнюю головку А (рис. 20) для уменьшения трения с поршневым пальцем запрессована бронзовая или биметаллическая втулка на которой имеются кольцевая канавка и радиальные отверстия.
В верхней головке шатунов двигателей Д-240, 3M3-53, ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 просверлено отверстие Д с широкой фаской для улавливания капель масла. В других двигателях масло подается к пальцу по каналу в стержне шатуна из его нижней головки.
Стержень Б двутаврового сечения, придающего шатуну прочность и жесткость при наименьшей массе. На нижней головке В шатуна имеется крышка; окончательно шатун обрабатывают вместе с ней, поэтому крышки шатунов нельзя заменять. Поршень в сборе с шатуном без крышки вынимают и устанавливают через цилиндр. Если размер нижней головки большой и она не может пройти через цилиндр, тогда разъем выполняют с наклоном к оси шатуна (А-41, СМД-60, ЯМЗ-240Б). Поверхность разъема может быть гладкой или иметь треугольные шлицы Ж. Они фиксируют крышку относительно головки и разгружают шатунные болты от изгибающих сил. Для фиксации крышки используют также штифты. Утолщение и ребро придают крышке жесткость. Шатунные болты и гайки затягивают так, чтобы усилие в болтах в 2…3 раза превышало силу, растягивающую их при работе. Трение в резьбовом соединении удерживает эти детали от самоотвинчивания.
В нижней головке шатуна и его крышке расположен подшипник скольжения, охватывающий шатунную шейку коленчатого вала. Он образован двумя вкладышами толщиной 1,5…3,0 мм, изготовленными из стальной ленты, покрытой антифрикционным сплавом. Тонкий слой сплава, обращенный к шатунной шейке, при нормальном смазывании снижает трение, выдерживает большие нагрузки и обладает высокой износостойкостью. Вкладыши удерживаются за счет плотной посадки в шатуне и зафиксированы усиками Г, входящими в выточки нижней головки шатуна и ее крышки. В верхнем вкладыше шатуна с каналом в стержне для масла имеется отверстие, расположенное против этого канала.
Между шатунной шейкой и подшипником должен быть зазор для масляной пленки. Когда в результате изнашивания трущихся поверхностей этот зазор возрастает до предельно допустимого значения, вкладыши заменяют.
На нижней головке и крышке шатуна ставят номер спаренности, а на крышке, кроме того, — порядковый номер цилиндра и массу шатуна.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Шатуны трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы