Очень часто на характер движения автомобиля оказывает влияние повышенный износ шин колес, особенно передних. В шинах могут возникнуть также проколы или порезы протектора и боковины, расслоение или кольцевой излом каркаса, сплошной разрыв его, отслаивание или преждевременный износ протектора (односторонний либо по всей окружности), прокол или пробой камеры, продольный разрез ее со стороны обода, а также обрыв вентиля.
Ремонт покрышек. Обнаруженную покрышку с проколом, порезом, разрывом можно временно отремонтировать «холодным» способом, используя резиновые «грибки» и резиновый клей.
Для введения «грибка» в покрышку используют стержни, на концах которых имеются острые металлические наконечники.
Покрышку с проколом заделывают с помощью «грибка» в такой последовательности. Металлическим рашпилем поверхность каркаса около прокола делают шероховатой, очищают и промазывают клеем.
Затем подготавливают один из «грибков», дважды промазывают клеем ножку «грибка» и нижнюю поверхность шляпки, прилегающую к покрышке. Клей просушивают. В подготовленное место прокола покрышки вводят стержень острием наконечника со стороны протектора. После того как стержень пройдет через покрышку, наконечник вынимают из канала и вместо него с внутренней стороны покрышки вставляют ножку «грибка» в канал стержня. Затем стержень вынимают из покрышки.
«Грибок» войдет ножкой в место прокола до упора шляпкой в каркас покрышки и будет надежно предохранять место прокола от дальнейшего разрушения.
Если обнаружены сквозные повреждения, то можно временно наложить манжету (пластырь) изнутри покрышки. Для изготовления манжеты можно использовать старую ободную ленту или каркас старой покрышки. При этом поврежденный участок, подлежащий ремонту, очищают от пыли и грязи и просушивают. Внутреннюю поверхность покрышки вокруг поврежденного места зачищают проволочной щеткой вдоль нитей корда и промазывают 2 раза резиновым клеем. После каждого промазывания дают просохнуть клею в течение 20 мин. Манжету перед наложением на подготовленный участок покрышки смазывают клеем и просушивают. Наложенную манжету плотно прижимают к покрышке каким-нибудь тяжелым предметом и подпудривают тальком.
Ремонт камер. Обнаруженное место повреждения камеры и прилегающую к нему поверхность в радиусе 20—30 мм, а также заплату следует зачистить проволочной щеткой или рашпилем, а острые углы и рваные кромки камеры закруглить ножом или ножницами, придавая им овальную форму. Небольшие повреждения камеры заделывают заплатой из старой резины при помощи вулканизационных брикетов.
Камеру, подлежащую ремонту, надо положить на площадку струбцины, на шероховатую поверхность наложить заплату, а поверх нее — вулканизацион-ный брикет, после чего винт струбцины туго затянуть. Вулканизационный брикет разрыхлить и поджечь. После полного сгорания массы брикета через 10—15 мин отвернуть винт и снять струбцину.
При отсутствии брикета на поврежденный участок камеры надо наложить заплату при помощи резинового клея. Заплату можно вырезать из куска ненужной камеры. Процесс этот сложности не представляет.
В данном случае следует зачистить заплату и участок камеры вокруг места повреждения, шероховатые поверхности очистить от пыли, промыть бензином и просушить в течение 20 мин. Затем дважды нанести сплошной тонкий и ровный слой клея, просушивая каждый слой в течение 15—20 мин. После этого наложить на место повреждения заплату и плотно прижать ее к камере.
Для ремонта покрышек и камер в пути удобно пользоваться специальными техническими аптечками, где имеются необходимые материалы и принадлежности для ремонта шин и камер в пути.
Уход за шинами. Шины колес легковых автомобилей при движении в различных дорожных и климатических условиях испытывают большие переменные нагрузки и колебания температуры, поэтому за ними надо тщательно следить. Особенно важно контролировать давление воздуха, так как недостаточное давление воздуха в шинах колес приводит к повышенному износу рельефного рисунка по краям протектора шины. Движение автомобиля со спущенными шинами даже на небольших расстояниях может разрушить каркас, при котором ремонт шины станет невозможен.
Повышенное давление воздуха в шинах ведет к усиленному их изнашиванию, особенно средней части рельефного рисунка протектора шины. Быстрый износ покрышек (камер) происходит также и от ряда других причин, а именно: высокой скорости движения, резкого торможения, частого буксования колес, езды на неисправном автомобиле, неправильного монтажа и демонтажа шин, нарушения балансировки колес, неправильных углов установки колес и др.
Чтобы обеспечить длительную сохранность шин, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
— трогать автомобиль с места и разгонять его плавно без пробуксовывания колес, резко не тормозить, не допускать при торможении движения колес юзом, правильно подбирать скорость движения в зависимости от состояния дороги, по возможности объезжать отдельные препятствия (выбоины, камни, пни), снижать скорость движения в условиях бездорожья и на разбитых участках дорог, не подъезжать вплотную шинами к краям тротуара;
— при высокой температуре окружающего воздуха внимательно следить за шинами, не допускать перегрева их и снижения давления воздуха в нагретых шинах;
— во время остановки в пути обязательно осматривать шины, выявлять возможные повреждения, удалять посторонние острые предметы, врезавшиеся в протектор.
При обнаружении порезов, вздутий и отслоений шин необходимо заменить их.
Следует всегда помнить, что передвижение автомобиля по дороге, загрязненной нефтепродуктами, и остановки на горячем асфальте или на дороге с разлитым гудроном недопустимы.
Вынужденный монтаж и демонтаж шин в пути желательно выполнять на чистом дощатом или брезентовом подстиле с соблюдением правил монтажа и демонтажа. Особое внимание при этом следует обращать на чистоту монтируемых покрышек и камер и накачку шин воздухом до установленной нормы давления.
Для обеспечения равномерного износа шин в процессе эксплуатации рекомендуется примерно через каждые 5000—10000 км пробега переставлять колеса в следующем порядке:
— вначале снять правое заднее колесо и вместо него установить запасное;
— правое заднее колесо установить вместо переднего левого, а последнее — вместо заднего;
— левое заднее переставить на место переднего правого, а последнее сделать запасным колесом.
При перестановке колес необходимо применять специальные упоры и инструмент для монтажа шин.
При этом следует помнить также, что затяжка гаек крепления колеса недопустима выше усилия 7 кгс/м, так как может возникнуть деформация диска колеса, а отсюда его биение и увеличенный износ шины.
Регулировки колес
Регулировка подшипников колес. Порядок регулировки подшипников следующий: снять с торца ступицы ее колпачок; расшплинтовать (раскернить на автомобилях ВАЗ) и ослабить регулировочную гайку поворотного кулака. Толкнув поднятое колесо (или тормозной барабан) рукой, убедиться, свободно ли оно вращается.
Обнаруженное при этом задевание или притормаживание устранить:
— затянуть регулировочную гайку кулака ключом до отказа. Одновременно с затяжкой гайки поворачивая колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в наружном и внутреннем роликовых подшипниках;
— отпустить регулировочную гайку, но не более чем на 1/12 оборота до совпадения ближайшей прорези на ней с отверстием в кулаке. Зашплинтовать гайку (на автомобилях ВАЗ застопорить вдавливанием лунок на гайке в пазы кулака) и закрыть ее колпаком;
— проверить легко ли вращается от руки ступица колеса после регулировки.
Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют по нагреву ступиц колес при движении. Наличие ощутимого нагрева после пробега 8—10 км указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и необходимо повторить регулировку.
Регулировка схождения колес. Для правильного определения схождения передних колес рекомендуется вначале проверить надежность крепления рычага рулевой трапеции к поворотной стойке, соединение конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг, крепление сошки и маятникового рычага и в обязательном порядке развал передних колес (152 е.).
Схождение колес проверяют на автомобиле, установленном на смотровой канаве или эстакаде при положении колес для езды по прямой.
Схождение передних колес определяют подсчетом разности расстояний между кромками ободьев колес в их заднем А и переднем В положениях, замеренных (телескопической линейкой) на высоте центра колеса между одними и теми же точками обода. Эта разность должна составлять: для автомобилей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 «Запорожец» 1…3мм; для автомобилей «Москвич-408» и Москвич-412» 1…2мм; для автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24 «Волга» 1,5… 3 мм и для автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» 3…5 мм. Если эта величина отличается от рекомендованной, ее следует отрегулировать, изменяя длину любой из боковых тяг. При этом необходимо отпустить болты 5 хомутов 2 (рис.56), стягивающих концы регулировочной соединительной муфты 3, и проворачивать муфгу 3 тяги 1 до получения требуемого схождения. После этого затянуть болты стяжных хомутов, придерживая наконечник 4 от проворачивания, и вновь проверить схождение колес.
Регулировка углов наибольшего поворота колес.
Нарушение указанной регулировки вызывает ухудшение маневренности автомобиля при разворотах или задевание шины переднего колеса за выступающие детали передней подвески и за продольные балки рамы. Углы наибольшего поворота колес регулируют раздельно для каждого колеса. Для получения необходимого угла поворота отпускают контргайки ограничительных болтов, ввернутых в кронштейны на продольных балках рамы (на автомобилях «Москвич») или установленных на кронштейнах верхней трубы подвески (на автомобилях «Запорожец») .
Завертывая или вывертывая ограничительные болты, выполнить регулировку с левой и правой сторон подвески. После окончания регулировки затянуть контргайки. Максимальные углы поворота должны быть отрегулированы так, чтобы при максимальном повороте колеса его диск не доходил до боковой рулевой тяги на 2—3 мм у автомобилей «Запорожец» или зазор между шиной и выступающими деталями для левого и правого колеса У автомобилей «Москвич» был 10—15 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Шины колес автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы