Своевременный и качественный ремонт автомобильных шин позволяет увеличить срок их службы, снизить затраты на шины, а также повысить безопасность движения автомобилей.
Различают два способа ремонта шин — восстановление изношенного протектора и ремонт местных повреждений.
В процессе работы шины, особенно на неблагоустроенных дорогах, не исключается возможность механического повреждения (проколы, порезы, разрывы) ее протектора, каркаса и боковин, причем общее состояние такой шины может быть хорошим и пробег с начала эксплуатации небольшим. Своевременное устранение такого повреждения позволяет восстановить работоспособность шины и предотвратить ее прогрессивное разрушение.
Стоимость ремонта механического повреждения шин невысокая, как правило, не превышает 10% стоимости новой шины, а пробег после качественного ремонта значительный. Часто такие шины отказывают в работе вследствие износа протектора или по другой причине, не -связанной с отремонтированным местом.
Поэтому стоимость ремонта шины, отнесенная к ее пробегу после ремонта, в 2—8 раз ниже стоимости новой шины, отнесенной к ее норме пробега, что указывает на высокую экономическую эффективность ремонта^ причем более эффективен ремонт шин с мелкими повреждениями.
Если механические повреждения протектора, каркаса или боковин шины являются случайными и их может не быть, то истирание протектора следует рассматривать как закономерное и неизбежное явление.
У шин современных конструкций износ протектора наступает раньше, чем износ каркаса. В связи с этим наблюдается тенденция увеличения относительной износостойкости каркаса. Последнее объясняется применением для каркаса высокопрочного корда и резин, коренным усовершенствованием его конструкции, а также увеличением сети благоустроенных дорог. Кроме того, повышение скоростей движения, мощности тормозной системы и динамических качеств автомобилей усложняет условия работы прежде всего протектора шины.
Таким образом, продление срока службы шин путем наложения нового протектора взамен износившегося является реальной и перспективной возможностью. Это позволяет также снизить затраты на эксплуатацию шин, так как стоимость наложения нового протектора равна не более 30% стоимости новой шины, а послеремонтный пробег выше 30—35% пробега новой шины.
Ремонт автомобильных шин в нашей стране непрерывно развивается. В ряде случаев за счет восстановительного ремонта удовлетворяется 30% потребности новых шин.
Однако в связи с ростом парка эксплуатируемых шин увеличивается также их количество, требующее ремонта местных повреждений. Ремонт выполняют специализированные шиноремонтные заводы и станции технического обслуживания автомобилей, причем наложением нового протектора занимаются специализированные шиноремонтные предприятия.
В нашей стране предусмотрены меры по материальному стимулированию предприятий и организаций за выполнение и перевыполнение плана сдачи шин, пригодных для восстановления, за увеличение пробега восстановленных шин.
Однако не все отказавшие в работе покрышки и камеры целесообразно ремонтировать. Покрышки и камеры, имеющие дефекты, устранить которые невозможно или слишком дорого, не ремонтируют. К таким дефектам относятся: вытянутые борта и поломанная проволока в бортах, кольцевое разрушение или излом внутренних слоев каркаса, разрушение покрышки в результате длительного воздействия нефтепродуктов или других веществ, вызывающих набухание резины. Нецелесообразно ремонтировать покрышки с явными признаками старения резины (затвердение или растрескивание в виде мелкой сетки или глубоких трещин).
При отсутствии указанных дефектов вопрос о целесообразности ремонта шины решается в зависимости от характера и стоимости ремонта. Так, при ремонте методом наложения нового протектора к техническому состоянию шины предъявляются более высокие требования, чем при ремонте местных повреждений.
Ремонт шин методом наложения нового протектора (восстановительный ремонт) подразделяется на две группы. К первой группе относятся шины, не имеющие сквозных повреждений (за исключением проколов), и ко второй — шины, имеющие сквозные повреждения каркаса. В технических условиях на шины, пригодные к восстановительному ремонту, указываются допустимые для первой и второй групп ремонта характер, количество, размер и расположение повреждений. Требования к шинам первой группы выше, чем к шинам второй.
Ремонт шин с местными повреждениями подразделяется на первый и второй виды. Распределяются шины на два вида ремонта в зависимости от наличия, количества, размеров и расположения сквозных повреждений, внутренних и наружных повреждений корда каркаса, порезов, разрывов, износа покровных резин, проколов каркаса.
Камеры с затвердевшей резиной, дающей при изгибе трещины, не ремонтируют. Ремонту не подлежат также камеры с резиной, поврежденной ободом колеса и пропитанной нефтепродуктами и другими веществами, разрушающими ее.
Технологический процесс ремонта шин в основном состоит из подготовки к наложению ремонтных материалов, наложения ремонтных материалов и вулканизации.
Схема технологического процесса ремонта автомобильных шин методом наложения протектора при наличии местных повреждений приведена на рис. 1. Из схемы видно, что после шероховки изношенного протектора у покрышек ремонтируют местные повреждения, а затем восстанавливают протектор. Если же применяют бандажные вулканизаторы, то перед наложением нового протектора производят вулканизацию местных повреждений.
Покрышки после ремонта должны удовлетворять техническим условиям на отремонтированные шины. Не допускаются неотремонти-рованные места, складки на поверхности наложенного пластыря,, вздутия, пузыри на отремонтированном участке местного ремонта или покровных резин, нарушения профиля и размеров покрышки, деформирование бортов с расслоениями, местный отрыв или отслоение наложенных шиноремонтных материалов, в том числе расхождение стыка нового протектора, расслоение каркаса, пористость и губчатость и др.
На отремонтированные шины установлены гарантийные нормы пробега после ремонта, которые дифференцированы в зависимости от характера ремонта, типа шины и условий эксплуатации. Так, например, для первой группы восстановления шин диагональной конструкции гарантийные нормы колеблются от 20 до 34 тыс.км. Последние относятся к шинам, эксплуатируемым на автобусах средней и большой вместимости. Для крайних южных, северо-восточных и северных районов страны (согласно установленному списку) и для тяжелых условий эксплуатации (рудники, карьеры, лесоразработки, рудоразработки и промыслы) установлены сниженные гарантийные нормы пробега против указанных (соответственно 13—25 тыч.км). Претензии на недопробег восстановленных шин шиноремонтные предприятия принимают в течение 1,5 лет со дня восстановления при условии предъявления карточки учета работы шины.
В случае вины шиноремонтного предприятия последнее возмещает стоимость недопробега или безвозмездно ремонтирует шину.
Установлены также гарантийные нормы на шины, подвергшиеся местному ремонту, в зависимости от вида ремонта, типа шин и условий эксплуатации.
На боковине или плечевой зоне восстановленной покрышки или бескамерной шине обозначаются* наименование или товарный 8нак предприятия, производившего восстановление, группа восстановления, дата восстановления (месяц и год), балансировочная метка (для покрышек, подлежащих балансировке).
Технологический процесс ремонта камер также состоит из подготовки поврежденных участков к наложению заплат, наложения заплат и вулканизации. Отремонтированная камера должна быть герметична; заплаты должны быть плотно привулканизированы и не должны иметь пузырей и пористости; твердость их должна быть такой же, как твердость камеры; края заплат и фланцев не должны иметь утолщений и отслоений; резьба корпуса вентиля должна быть исправной.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Увеличение срока службы шин за счет организации своевременного и качественного ремонта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы