Различают ремонты аварийные и плановые. Аварийные (заявочные) ремонты производятся при выходе из строя какого-либо из элементов крана из-за неожиданной поломки или неисправности. Подавляющее большинство таких поломок можно предотвратить, соблюдая правила эксплуатации и своевременно производя плановые осмотры и ремонты. Эти ремонты производятся в соответствии с составленным графиком в зависимости от числа часов работы крана; объем этих ремонтов также устанавливается заранее.
Основной целью плановых ремонтов является предупреждение преждевременного выхода машины из строя и обеспечение необходимого срока ее службы. Поэтому такие ремонты носят название планово-предупредительных (ППР). Система ППР, предусматривающая также организацию систематического обслуживания машин путем их своевременной смазки, регулировки и очистки, должна обеспечивать:
а) удлинение сроков службы отдельных деталей, узлов и машины в целом путем своевременного и качественного обслуживания и ремонта;
б) возможность планирования нужных ремонтных средств и рабочей силы и своевременной подготовки необходимых запасных частей и материалов;
в) улучшение использования строительных машин.
В комплекс ППР входят следующие мероприятия.
Ежесменное обслуживание и плановый осмотр. Ежесменное обслуживание выполняется машинистами между сменами при приемке смены, а также по возможности в течение смены. Плановые осмотры производятся бригадиром машинистов при обязательном участии электромонтера и слесаря-ремонтника. В случае необходимости к осмотру крана привлекается участковый механик.
Указания по проведению ежесменного обслуживания и планового осмотра приводятся в главе XXV.
Текущий ремонт. При текущем ремонте производится проверка состояния смазки всех механизмов крана, правильности их работы, отсутствия недопустимого износа или повреждения отдельных деталей и узлов механизма и замена их в случае необходимости.
Во время текущего ремонта башенных кранов следует выполнять следующие работы.
1. Механизм подъема груза и изменения вылета стрелы. Проверяют состояние крюковой подвески. Крюк тщательно осматривают, проверяют состояние упорного шарикоподшипника крюка и надежность крепления гайки крюка. Закладывают смазку в шарикоподшипник крюка.
Проверяют состояние канатов, исправность крепления их на барабанах и заделку концов. Канаты очищают от грязи и смазывают канатной мазью.
Проверяют подшипники вала барабана. Особое внимание следует уделить соединению барабана с выходным валом редуктора. У кранов БК-2, БКСМ-2 и некоторых других, где соединение барабана с валом редуктора выполняется посредством крестово-кулиеной кулачковой муфты, проверяют отсутствие износа поверхностей кулаков и впадин, шаровой опоры вала. В тех случаях, когда выходной вал редуктора соединяется с барабаном зубчатой муфтой (краны М-3-5-5, М-3-5-10, БКСМ-5-5А и др.), проверяют состояние поверхности зубьев и затяжку болтов крепления зубчатого венца муфты к барабану.
У кранов СБК-1 проверяют износ и крепление сухарей вилок переключения шестерен. У открытых зубчатых передач следует проверить износ зубьев, а также посадку зубчатых колес на валах.
Крышки люков в корпусах редукторов снимают, проверяют состояние подшипников и осевой люфт валов. Редукторы промывают керосином и в них заливают свежее смазочное масло в соответствии с картой смазки.
Проверяют надежность работы тормозного устройства, надежность крепления и износ шарниров колодок, износ фрикционных обкладок и тормозного шкива.
Проверяют центровку вала электродвигателя и быстроходного вала редуктора, износ резиновых втулок пальцев полумуфт и отверстий под пальцы и крепление пальцев в полумуфтах. У зубчатых муфт (краны М-3-5-5, М-3-5-10, БКСМ-5-5А и др.) следует проверить состояние рабочих поверхностей зубьев, сохранность уплотнений и затяжку и стопорение крепежных болтов. У муфт всех типов проверяют крепление и плотность посадки полумуфт на валы.
2. Механизм передвижения. В механизмах передвижения проверяют креплен зубчатых венцов ходовых колес, износ ободьев и реборд, бронзовых втулок. Обязательно прочищают смазочные канавки и масленки. Проверяют исправность и надежность действия захватных клещей. У кранов СБК-1 (Т-128) проверяют износ втулок и крепление осей передач концевых цилиндро-кониче-ских редукторов. У балансирных двухколесных ходовых тележек требуется проверить легкость покачивания тележек в вертикальной плоскости и при наличия вертикальной оси —легкость ее вращения в гнезде рамы крана.
Помимо этого, производится проверка редукторов, муфт и тормозов, как указано в п. 1.
3. Механизм вращения и опорно-поворотное устройство. У кранов с червячными редукторами механизма вращения следует проверять состояние рабочих поверхностей червяка и колеса, а также встроенной в редуктор муфты предельного момента. Муфту предельного момента следует отрегулировать в соответствии с приведенными в инструкции указаниями. Проверяют крепление зубчатых колес на валах, износ рабочих поверхностей зубьев и зазоры в зацеплении открытых конических зубчатых передач кранов БК-2, БК-5 и др.
Проверяют втулки подшипников скольжения промежуточных вертикальных валов. Устанавливают наличие цевок и исправность их крепления. Проверяется крепление цевочной шестерни на валу и износ ее зубьев. У кранов с поворотной головкой следует проверить целостность упорного шарикоподшипника, а также прохождение смазки к трущимся частям центральной цапфы. Должен быть установлен необходимый зазор между нижними опорными роликами и бандажом. Прочищают смазочные канавки и отверстия осей и втулок роликов.
У кранов БК-215, имеющих шариковое опорно-поворотное устройство, проверяют люфт между нижним и верхним опорными кольца.ми. Полость между шариками заполняют смазкой. Проверка и ремонт редукторов, тормозов и муфт те же, что и в п. 1.
4. Полиспасты стреловой и выдвижения башни, грузовая тележка. Проверяют легкость вращения канатных блоков, крепление их на осях, исправность подшипников. Проверяют состояние катков грузовой тележки. При чрезмерной вытяжке каната передвижения грузовой тележки его необходимо перепасовать.
5. Ограничитель движений крана и грузоподъемности. Проверяют правильность срабатывания ограничителей хода всех движений крана, включая и ограничители угла поворота, устанавливаемые на кранах с бескольцевыми токоприемниками. Заменяют неисправные концевые выключатели. Выверяют положение линеек, отключающих концевые выключатели механизма передвижения. Проверяют работу ограничителя грузоподъемности на всех вылетах.
6. Металлическая конструкция крана. Проверяют отсутствие повреждений элементоз металлических конструкций, причем особое внимание обращают на целостность поясов головки вблизи опорного кольца и на сопряжение башни крана с порталом и рамой основания крана. Проверяют разъемные соединения металлоконструкций и подтягивают ослабевшие гайки. В случае необходимости возобновляют поврежденную окраску металлической конструкции крана.
7. Крепление деталей, смазка подшипников. Проверяют весь крепеж, имеющийся на кране. Восстанавливают комплектность, устанавливают устройства, предохраняющие от самоотвинчивания. Пришедшие в негодность войлочные сальниковые кольца заменяют новыми.
В полости подшипников качения нагнетают консистентную смазку. Если обнаруживается неисправность уплотнений, подшипник промывают керосином и полость его заполняют свежей смазкой.
Проверяют крепление всех вращающихся деталей на осях и валах.
8. Электроаппаратура. Производят зачистку всех скользящих контактов у контроллеров, токосъемных колец, пускателей, концевых выключателей и т. д. Зачищают контакты реле. Проверяют исправность действия тормозных электромагнитов. В случае невозможности устранения замеченных неисправностей магниты заменяют.
Замеряют сопротивление изоляции электродвигателей, производят ревизию щеток и при необходимости заменяют смазку в подшипниках. Двигатели проверяют в работе.
Проверяют состояние электропроводки, включая питающий гибкий кабель, .замеряют сопротивление изоляции и поврежденные участки проводки.
Проверяют действие всей аппаратуры, включая и защитные устройства, состояние и сопротивление заземления.
9. Сдача крана в эксплуатацию. В журнал крана записывают произведенные ремонтные работы. Кран опробывают и сдают в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и записью в крановой книге.
В случае замены грузовых или стреловых лебедок, замены двигателей и в других случаях, предусмотренных правилами Госгортехнадзора, производят статические и динамические испытания крана грузом в объеме, предусмотренном этими правилами.
Средний ремонт. Средний ремонт башенных кранов отличается от текущего большим объемом ремонтных работ. При этом виде ремонта производится более полная разборка узлов крана и заменяются изношенные детали с более длительным сроком работы. При среднем ремонте проводятся также работы, входящие в объем периодического планового осмотра и текущего ремонта крана.
В качестве примера работ, выполняемых при среднем ремонте, могут быть приведены следующие: смена грузовых канатов, замена ходовых колес, изношенных опорных катков поворотной головки, покраска крана. После ремонта также производится испытание крана и сдача по акту с соответствующей записью в крановой
книге.
Капитальный ремонт. Во время капитального ремонта выполняются все работы, необходимые для восстановления полной работоспособности крана. В состав капитального ремонта включается объем работ, входящий в состав планового осмотра, текущего и среднего ремонтов.
Капитальный ремонт характеризуется полной разборкой всех узлов крана, сменой большого количества деталей и узлов.
Рис. 152. График ремонта башенных кранов грузоподъемностью 2—5 т
При капитальном ремонте выполняются такие трудоемкие и сложные работы, как восстановление и замена грузовых барабанов и т. д. Капитальный ремонт выполняется в ремонтных мастерских.
Система ППР устанавливает для каждой машины определенный межремонтный цикл. Межремонтным циклом называется время работы машины в часах от одного капитального ремонта до другого. Для новой машины межремонтным циклом является период времени от начала эксплуатации до первого капитального ремонта.
В течение межремонтного цикла кран подвергается среднему и текущим ремонтам и плановым осмотрам. Промежуток времени между очередным осмотром и текущим ремонтом называется меж-осмотровым периодом, между текущими ремонтами — межремонтным периодом.
Чередование ремонтов (рис. 152) обычно происходит в последовательности, приведенной в графике (табл. 14).
Таблица 14
Длительность межремонтного цикла, межремонтных и межос-мотровых периодов (в машино-часах) можно принимать по таб. 15.
Сроки (в машино-еменах) пребывания кранов в ремонте можно ориентировочно принимать по данным, приведенным в табл. 16.
Таблица 15
Таблица 16
Планово-предупредительные ремонты производятся строго по графику. При этом, чтобы не вызывать излишних простоев крана, текущие ремонты желательно производить в нерабочие дни. Средние ремонты большинства узлов и деталей кранов производят непосредственно на строительной площадке. Их следует приурочивать к монтажу или демонтажу крана. Редукторы, тормоза, крюковые обоймы, ходовые колеса и т. д. не -рекомендуется ремонтировать на строительной площадке. В случае выхода из строя или чрезмерного износа этих узлов их демонтируют с крана, а на их место устанавливают исправные, взятые из числа имеющихся в мастерских.
В мастерских следует иметь запас таких крупных узлов, как головки кранов, стрелы и т. д., чтобы при необходимости можно было непосредственно на строительной площадке сменить узел, пришедший в негодность.
За несколько дней до начала текущего и среднего ремонта кран осматривается механиком или бригадиром машинистов и машинистом. При этом составляется дефектная ведомость и выявляются те части или узлы, которые пришли в негодность и требуют замены, указывается способ ремонта.
Машинисты должны уметь самостоятельно составить дефектную ведомость, которая затем рассматривается и утверждается механиком колонны или участка. Дефектные ведомости рекомендуется составлять по приводимому ниже образцу.
Для качественного и своевременного ремонта большее значение имеет состав бригад, производящих ремонт. Сам машинист обычно производит лишь ежесменное техническое обслуживание — очистку и смазку, подтяжку крепежа и т. д. Текущие, средние ремонты выполняются ремонтными бригадами, состоящими из высококвалифицированных электриков, слесарей, имеющих достаточные навыки в ремонтных и монтажных работах и умеющих управлять краном. Машинисты, обслуживающие кран, также участвуют в составе бригады, производящей ремонты.
Ремонтные бригады должны иметь передвижные мастерские, смонтированные на прицепах. Мастерские снабжаются необходимыми инструментами и принадлежностями, а также имеют комплект часто выходящих из строя деталей кранов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система и организация ремонта, виды ремонтных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы