Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Трактор Т-150

Публикация:
   Система смазки двигателя трактора Т-150

Читать далее:




Система смазки двигателя трактора Т-150

В процессе работы трактора между трущимися деталями двигателя возникают силы трения. В результате снижается мощность его и быстрее изнашиваются детали. Для уменьшения сил трения между деталями и охлаждения их между трущимися поверхностями вводят смазку. Масло, заполняя зазоры между поршнем и цилиндром, препятствует проходу газов из надпоршневого пространства в картер двигателя, а также охлаждает нагретые детали.

Рис. 1. Узлы системы охлаждения: 0 — паровоздушный клапан, б — водяной насос; 1 — воздушный клапан, 2 — пароотводящая трубка, 3 — паровой клапан, 4 — крестовина лопастей вентилятора, 5 — ступица шкива вентилятора, 6 — вал насоса, 7 — приводной шкив, 8 — сальник, 9 — корпус насоса, 10 — крыльчатка водяного насоса, 11 —отверстие для слива воды

Для смазки двигателей СМД-60 и СМД-62 применяют только специальные сорта моторных масел: летом М10Г (ТУ 38-1-211-68), а зимой М8Г (ТУ 38-1-01-46-70). При отсутствии указанных масел можно временно применить их заменители (летом моторное масло М-10В, зимой дизельное масло ДС-8), используя малосернистое топливо (до 0,5%. серы) и меняя масло через 120 ч.

Система смазки двигателя — комбинированная: наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, втулка шестерни привода топливного насоса и др.) смазываются под давлением, менее нагруженные — разбрызгиванием.

Устройство системы. Масло заливают в двигатель через заливную горловину, установленную на левом колпаке головки блока цилиндров, а сливают через пробку поддона картера. С этой же стороны двигателя имеется щуп (рис. 2), которым контролируют уровень масла в поддоне картера.

Из поддона картера через маслозаборник двухсекционный насос подает масло одновременно в нагнетательную и радиаторную секции. Из радиаторной секции масляного насоса оно поступает в радиатор, пройдя его, охлажденное масло сливается в поддон картера. Из нагнетательной секции масло подается для очистки к полнопоточной масляной центрифуге. Очищенное масло идет в главную масляную магистраль, проходящую вдоль блока, и по наклонным каналам попадает к коренным шейкам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала масло по сверлениям в нем направляется к шатунным шейкам и по сверлению в теле шатуна попадает к поршневым пальцам.

По сверлениям в блок-картере и головках цилиндров масло пульсирующим потоком идет в полости осей коромысел от первой и четвертой опорных шеек распределительного вала. Далее по сверлениям в коромыслах масло идет к регулировочным винтам и клапанам.

От левой головки цилиндров по трубке масло поступает к подшипникам водяного насоса и стекает по каналу в корпусе насоса в полость передней крышки блок-картера.

Из главной масляной магистрали по маслопроводу масло поступает в фильтр сетчатого типа, расположенный с правой стороны блок-картера. Очищенное масло направляется к турбокомпрессору и сливается в блок-картер. К масляному каналу (в среднем корпусе турбокомпрессора) подсоединена трубка, подводящая масло к масляному манометру.

К воздушному компрессору масло подается по гибкому шлангу из главной масляной магистрали и сливается в картер.

К топливному насосу масло поступает из масляного канала в опоре шестерни привода, куда оно подводится по каналам в задней стенке блок-картера и в опоре шестерни распределения. Масло через штуцер идет к автомату опережения подачи топлива и шестерне распределения.

Гильзы цилиндров и поршни смазываются маслом, которое вытекает из зазоров коренных и шатунных подшипников и разбрызгивается вращающимся коленчатым валом.

Коромысло, стержень клапана, направляющая втулка, толкатели и кулачки смазываются маслом, вытекающим из сверлений коромысла или стекающим из клапанной коробки.

Шестерни распределения и привод масляного насоса смазываются разбрызгиванием.

Некоторые узлы имеют автономную смазку, например шарикоподшипник в маховике смазывается консистентной смазкой через масленку.

Масляный насос (рис. 3) — двухсекционный, шестеренчатый, установлен в передней части картера двигателя. Шестерня привода масляного насоса закреплена на валике гайкой. Ведущая и ведомая шестерни нагнетательной секции выполнены заодно с валиками. Последние вращаются в бронзовых втулках, запрессованных в корпус насоса.

Ведущая шестерня радиаторной секции зафиксирована на валике шариком (шпонкой), а ведомая вращается свободно. Нагнетательная и радиаторная секции разделены проставкой.

Редукционный клапан нагнетательной секции отрегулирован на давление 9—9,5 кгс/см2, а предохранительный клапан радиаторной секции — на давление 2,5— 3,0 кгс/см2. Предохранительный клапан срабатывает при повышении давления масла в системе и при пуске холодного двигателя, когда масло имеет повышенную вязкость.

2. Система смазки: 1 — нижняя крышка картера двигателя, 2 — мас-лозаборник, 3 — нагнетательная секция масляного насоса, 4— редукционный клапан нагнетательной секции насоса, S — канал подвода масла в центрифугу, 6 — сливной клапан, 7— главная масляная магистраль, 8 — плоскость крепления центрифуги, 9 — масляный фильтр турбокомпрессора, 10 — полнопоточная центрифуга, 11 —трубка подвода масла к манометру, 12 — трубка подвода масла к водяному насосу, 13 — сапун, 14 — щуп, 15 — масляный радиатор, 16 — трубопровод подвода горячего масла, 17 — трубопровод отвода охлажденного масла, 18 — предохранительный клапан радиаторной секции насоса, 19 — радиаторная секция масляного насоса

3. Масляный насос: 1 — редукционный клапан, 2 — предохранительный клапан радиаторной секции, 3 — ведомая шестерня, 4-—всасывающая трубка с маслозаборни-ком, 5 — шарик (шпонка), 6 — ведущая шестерня радиаторной секции, 7 — проставка, 8 — ведущая шестерня нагнетательной секции, 9 — корпус масляного насоса, 10 — установочный штифт, 11 — шестерня привода масляного насоса

Полнопоточная масляная центрифуга (рис. 4) разделяет масло на два потока. Один поток, приводящий во вращение ротор, сливается в картер, а второй отводится через ось ротора в главную масляную магистраль двигателя.

Ротор закрыт стальным штампованным колпаком, установленным на прокладке, и прижат к корпусу центрифуги гайкой. На остове отбалансированного ротора и его крышке нанесены риски; во время сборки эти риски совмещают.

В бобышки остова ротора ввернуты две форсунки с калиброванными отверстиями. Чтобы масло, поступающее от насоса, не смывало отложений со стенок ротора, к корпусу прикреплен маслоотражатель с защитной сеткой.

П ри запуске холодного двигателя перепускной клапан, установленный в корпусе центрифуги, отводит масло в главную магистраль, минуя центрифугу. Сливной клапан (на рисунке не показан), поддерживающий в главной магистрали работающего двигателя заданное давление, перепускает излишки масла в поддон.

В процессе работы часть масла, нагнетаемая насосом, поступает через кольцевую щель и ротор к соплам форсунок. Вытекая оттуда с большой скоростью, оно заставляет вращаться ротор, а затем сливается через окно в корпусе центрифуги и блоке двигателя в поддон. Ротор вращается в корпусе центрифуги на оси со скоростью 6000 об/мин; за счет разницы диаметров верхней и нижней шеек оси возникает осевая сила — ротор приподнимается и трение в подпятнике нижней оси уменьшается.

Под действием центробежной силы масло очищается от грязи (оно оседает на стенках ротора) и по маслоотводящей трубке идет в главную масляную магистраль.

Предпусковой насос (рис. 5) предназначен для подачи масла в систему смазки основного двигателя во время его запуска, когда работает только пусковой двигатель.

Рис. 5. Предпусковой насос: а — устройство, б — схема работы; 1 — корпус насоса, 2 — ось ведомой шестерни, 3 — выводное отверстие, 4 —- всасывающее отверстие, 5— крышка, 6 — канал подвода масла к перепускному клапану, 7 — ведущая шестерня, 8 — шестерня привода насоса, 9 — сальник, 10 — крышка, 11 — пробка спускного отверстия, 12 — канал подвода масла в масляную магистраль двигателя, 13 — обратный клапан, 14 — заборная трубка масла из карте-ра двигателя

Шестерня привода предпускового насоса находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя. Поэтому после его запуска предпусковой насос забирает масло через трубку из поддона картера и начинает подавать его через обратный клапан и канал в главную масляную магистраль. Примерно через 2 мин после начала работы пускового двигателя давление в главной магистрали достигает 1,1—1,2 кгс/см2.

После запуска основного двигателя давление в главной магистрали повышается и срабатывает обратный клапан, перекрывая поступление масла из блок-картера в предпусковой насос.

Уход за системой смазки. Тракторист обязан ежесменно проверять уровень масла, который должен доходить до верхней метки щупа, и, если необходимо, доливать масло в картер. Если уровень масла ниже нижней метки, категорически запрещается запускать двигатель.

Через 240 ч работы двигателя масло заменяют, сливая его сразу после остановки двигателя, очищают ротор центрифуги и промывают фильтр турбокомпрессора.

Полнопоточную центрифугу разбирают и очищают в такой последовательности. Сначала отвинчивают гайку и снимают колпак, затем отвинчивают гайку, снимают с оси ротор, отвинчивают гайку, снимают крышку, очищают остов и внутреннюю полость крышки от отложений и промывают ее. Засоренные сопла форсунок очищают медной проволокой.

Собирают ротор в обратном порядке. Риски на крышке и остове ротора во время сборки должны совпасть. Затем проверяют вращение ротора от руки — он должен вращаться легко.

После полной сборки и установки центрифуги на место определяют на слух время вращения ротора после остановки прогретого двигателя. Оно должно быть не менее 40 с.

Через 1920 — 2000 ч работы двигателя нужно снять поддон картера, очистить и промыть дизельным топливом сетку маслозаборника и поддон. Проверить и при необходимости подтянуть крепление масляного насоса, маслозаборника, редукционного и предохранительного клапанов.

При переходе к зимней эксплуатации следует разобрать, промыть и отрегулировать сливной клапан.

В процессе работы двигателя необходимо следить за герметичностью соединений, а также за давлением в системе смазки. Оптимальное давление масла в прогретом двигателе должно быть 2,5—4 кгс/см2, а при минимальных оборотах на холостом ходу — не ниже 1,2 кгс/см2. При падении давления масла во время работы двигателя под нагрузкой ниже 2 кгс/см2 нужно немедленно остановить двигатель, выяснить причину падения давления и устранить неисправность.

При отсутствии давления в масляной магистрали основного двигателя после запуска пускового двигателя следует вывернуть обратный клапан и прочистить перепускное отверстие в корпусе обратного клапана и в блоке двигателя.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства