Система зажигания автобуса состоит из источников электрической энергии, катушки зажигания, распределителя зажигания, свечей зажимания, проводов высокого и низкого напряжения, полупроводниковых приборов зажигания.
Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Проверка состояния катушки проводится при ТО-2. При этом необходимо убедиться в отсутствии следов перегрева и подтекания масла катушки. Следует оберегать катушку от механических повреждений; трещины на изоляторе или вмятина на корпусе могут привести к отказу катушки зажигания в работе. При смене катушки, добавочного резистора или приборов нельзя путать порядок подсоединений к зажимам, так как это приводит к порче катушки и сильному обгоранию контактов прерывателя-распределителя.
Прерыватель-распределитель необходимо периодически смазывать, проверять и регулировать зазор между контактами, следить за состоянием и чистотой деталей. Контакты прерывателя должны иметь гладкую поверхность и соприкасаться по всей площади. Зачищаются контакты тонким кусочком обра-зивного шлифовального круга или специальным надфилем, прилагаемым к водительскому инструменту. Зачищать контакты монетками воспрещается, так как металл монеты, остающийся на поверхности контактов, приводит в дальнейшем к быстрому их обгоранию. После зачистки необходимо промыть контакты в бензине и произвести их регулировку. Для этого рукояткой проворачивают коленчатый вал так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты; ослабляют винт, крепящий стойку неподвижного контакта, прерывателя, и, вращая эксцентриковый винт, устанавливает по щупу необходимый зазор. Щуп должен быть чистым; перед регулировкой его необходимо протереть тряпкой, смоченной в бензине. После установки зазора завернуть стопорный винт и снова проверить зазор.
Сила нажатия подвижного контакта на неподвижный должна составлять 450—600 г и проверяется динамометром, присоединяемым к подвижному контакту.
При смазывании прерывателя-распределителя смазка не должна попадать на контакты. Смазывать распределитель рабочим маслом, взятым из картера двигателя, запрещается. Не рекомендуется обильная смазка втулки, фильца кулачка и оси рычага прерывателя, так как это ведет к разбрызгиванию смазки и загрязнению контаков.
Свечи зажигания служат для воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров двигателя. Первая буква обозначает характеристику резьбы на корпусе свечи: А — резьба М14Х1,25; М—Ml8X1,5. Цифры, следующие за буквенным индексом, указывают значение калильного числа (тепловая характеристика свечи, выраженная в условных единицах от 5, наиболее горячая свеча, до 26, наиболее холодная свеча, единиц). За калильным числом следует обозначение длины резьбовой части: Н — 11 мм; Д — 19 мм. Далее, если тепловой конус свечи выступает за торец корпуса, ставится буква В. Буква Т в конце индекса означает герметизацию соединения изолятора с центральным электродом. Длина резьбовой части корпуса в 12 мм в индексе свечи не обозначается; на такую резьбу указывает отсутствие буквенного значения. Например свеча А10НТ: расшифровывается так: резьба М14Х1.25; калильное число— 10; длина резьбовой части— 11 мм; тепловой конус не выступает за торец корпуса; сделана герметизация соединения изолятора с центральным электродом. Свеча А17В: резьба —М14Х 1,25; калильное число—17; длина резьбовой части — 12 мм; тепловой конус выступает.
Свечи зажигания периодически необходимо очищать от нагара, проверять их состояние и регулировать зазор между электродами. Для очистки свечей не рекомендуется применять острые металлические инструменты. Зазор между электродами свечей проверяется круглым щупом после работы двигателя под нагрузкой. Искровой зазор уменьшается или увеличивается подгибанием только бокового электрода (рис. 25); подгибание центрального электрода обязательно приводит к появлению трещин в изоляторе свечи. Зазоры между электродами свечей указаны в таблице 31. При эксплуатации автобусов в зимний период рекомендуется уменьшать зазор между электродами свечей до 0,6—0,7 мм.
Неисправность свечей можно проверить непосредственно на работающем двигателе автобуса. Для этого необходимо поочередно снимать со свечей наконечники проводов высокого напряжения; если при отключении свечи характер работы двигателя изменился, значит свеча исправна, если же двигатель работает без изменении, свеча неисправна. Свечи, работающие с перебоями или совсем не работающие, холоднее остальных свечей.
Установка зажигания предусматривает появление искры зажигания в каждом цилиндре при подходе поршня к ВМТ в конце такта сжатия по порядку работы цилиндров.
Порядок операций при установке зажигания следующий.
1. Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Снять крышку распределителя зажигания и ротор, проверить состояние контактов и зазор между ними. В случае необходимости зачистить контакты и отрегулировать зазор между ними; установить ротор на место.
2. Вывернуть свечу зажигания первого цилиндра, закрыть пальцем отверстие для свечи зажигания и поворачивать коленчатый вал двигателя до начала выхода воздуха из-под пальца, то есть в начале хода сжатия в первом цилиндре двигателя.
3. Осторожно поворачивая коленчатый вал двигателя, совместить отметку на его шкиве с отметкой указателя ВМТ. Порядок положения указателей ВМТ для установки зажигания двигателей некоторых автобусов.
4. Установить регулировочными гайками корпус распределителя так, чтобы стрелка октан-корректора стала на нулевое деление.
5. Проверить, чтобы ротор стоял против первого контакта, помеченного на крышке распределителя цифрой 1.
6. Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус прерывателя-распределителя в направлении против вращения вала до начала размыкания контактов. Начало размыкания контактов определяется контрольной лампой, подсоединяемой одним проводом к «массе», другим — к зажиму низкого напряжения на корпусе распределителя зажигания. В момент загорания лампы происходит размыкание контактов прерывателя. В этом положении закрепить корпус прерывателя-распределителя, поставить крышку распределителя и провода высокого напряжения на место, присоединить трубку вакуумного регулятора, завернуть свечу зажигания и проверить правильность установки зажигания. Для этого необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры. Двигаясь на прямой передаче со скоростью 25—30 км/час, резко нажать на педаль дроссельной заслонки и держать ее так до тех пор, пока скорость движения не возрастет до 50—55 км/час. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, установка зажигания выполнена правильно. При сильной детонации необходимо уменьшить угол опережения зажигания, перемещая стрелку верхней пластины октан-корректора в сторону знака «—». При полном отсутствии детонации стрелку октан-корректора необходимо переместить в сторону знака «+».
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система зажигания автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы