На автомобилях ИЖ-2715 и ВАЗ-2121 установлена батарейная система зажигания, а на автомобилях ВАЗ-2109 и УАЗ-31512— бесконтактная электронная система зажигания.
Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей УАЗ типа «Искра-УАЗ Н» представлена на рис. 13. В схеме системы зажигания автомобиля ВАЗ-2109 в отличие от предыдущей отсутствует аварийный вибратор, обеспечивающий работу двигателя при выходе из строя транзисторного коммутатора. Часть автомобилей BA3-21093 комплектуется микропроцессорной (цифровой) системой зажигания. Основой этой системы является контроллер, представляющий собой специализированную микроЭВМ. Кроме него в схему входят следующие оригинальные узлы: двухканаль-ный коммутатор, две катушки зажигания и датчики начала отсчета угловых импульсов и температуры. По сигналам датчиков контроллер по заданной программе точно определяет момент зажигания в цилиндрах двигателя и выдает команды на коммутатор. В техническом обслуживании эта система зажигания не нуждается, за исключением свечей зажигания.
При ТО-1 очищают от грязи и масла поверхность приборов системы зажигания, протирают замшей, смоченной в неэтилированном бензине, внутреннюю поверхность крышки прерывателя распределителя или датчика-распределителя, бегунок, кулачок и контакты прерывателя, проверяют состояние контактов прерывателя и зазор между ними, установку угла опережения зажигания, смазывают распределитель. На автомобиле ВАЗ-2109 смазывать вал датчика-распределителя не требуется, так как он вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Очищают свечи от нагара, проверяют зазор между электродами свечи. На автомобиле ВАЗ-2109 свечи заменяют.
Через два ТО-1 заменяют свечи у автомобилей ИЖ-2715 и ВАЗ-2121. Для надежного пуска двигателя при отрицательных температурах рекомендуется заменять долго работавшие свечи зажигания новыми даже в том случае, если они еще вполне работоспособны — их можно использовать в теплое время года.
При ТО-2 все вышеуказанные операции проводят на автомобиле УАЭ-31512. Кроме того, через 50 ООО км пробега дополнительно замеряют сопротивление комбинированного уголька, расположенного во внутренней центральной части крышки датчика-распределителя. Если величина сопротивления будет выходить за пределы 6000—15 000 Ом, уголек заменяют. Промывают бензином шарикоподшипник опоры статора, закладывают в него смазку Литол-24, заполняя не более 2/3 свободного объема (предварительно снимают крышку, бегунок, ротор и опору статора).
При зачистке контактов пользуются плоским бархатным надфилем. При этом выводить полностью выемку на одном из контактов и снимать большой слой металла не рекомендуется. Достаточно несколько ходов надфиля, чтобы сровнять бугорок только на одном контакте и очистить от нагара. Плоскости прилегания контактов должны быть параллельны друг другу. Наждачной шкуркой пользоваться при зачистке контактов не рекомендуется, так как она оставляет на поверхности твердые частицы наждака, что при работе вызывает сильное искрение и быстрый износ контактов.
Однако шуп измеряет зазор только между микровыступами на контактах и не учитывает неравномерность износа поверхностей контактов. Поэтому более правильно измерять не зазор между контактами, а угол их замкнутого состояния, который определяют специальными приборами Э-5, Э-214 или на стендах КИ-968, СПЗ-8М. Для регулировки зазора (угла замкнутого состояния) контактов прерывателя ослабляют болты крепления контактной стойки и вставляют отвертку в специальный паз на этой стойке. Поворачивая отвертку и сдвигая контактную стойку, устанавливают требуемый зазор или угол замкнутого состояния контактов и затягивают болты крепления.
Установку угла опережения зажигания проверяют с помощью 12-вольтовой контрольной лампы, которую подсоединяют одним концом провода к клемме контактов прерывателя (к этой же клемме подсоединен конденсатор), а другим — к «массе». После этого включают зажигание и пусковой рукояткой поворачивают коленчатый вал. При правильной установке момента зажигания контрольная лампа должна зажигаться при совпадении меток на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения. На двигателе УЗАМ-412Э установочному углу опережения зажигания соответствует вторая метка на шкиве по ходу вращения, а на двигателе ВАЗ-2121— средняя метка на крышке цепного привода кулачкового вала механизма газораспределения. Контакт бегунка в этом случае должен находиться против контакта первого цилиндра на крышке распределителя. При несовпадении меток в момент загорания контрольной лампы регулируют момент зажигания. Для этого устанавливают поршень первого цилиндра в положении конца такта сжатия по меткам на шкиве и крышке. Ослабляют гайку крепления корпуса распределителя и поворачивают его в направлении вращения кулачка до замыкания контактов прерывателя (лампочка должна погаснуть). Затем, поджав пальцем ротор в сторону, противоположную направлению его вращения, медленно поворачивают корпус прерывателя-распределителя в этом же направлении до момента начала размыкания контактов, который определяется по загоранию контрольной лампочки. Придерживая корпус рукой, затягивают гайку крепления. Выключают зажигание и ставят крышку распределителя на место.
В бесконтактных системах зажигания угол опережения проверяют и устанавливают с помощью стробоскопа АС-2 или других марок. Для этого зажим «Плюс» стробоскопа соединяют с клеммой «Плюс» батареи аккумуляторов, а зажим «Минус» прибора с аналогичной клеммой батареи. Зажим датчика стробоскопа присоединяют к проводу высокого напряжения первого цилиндра. Затем пускают двигатель (он должен быть прогрет), устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу и направляют луч стробоскопа на место расположения установочных меток момента зажигания. На двигателе УМЗ-4146.10—это вторая по ходу вращения метка на шкиве и штифт на крышке распределительных зубчатых колес. На двигателе ВАЗ-2109 на картере сцепления имеется специальный люк, закрываемый резиновой заглушкой, через который открывается доступ к шкале на корпусе сцепления и метке на маховике. Одно деление шкалы соответствует одному градусу поворота коленчатого вала. Кроме того, имеются метки на шкиве коленчатого вала и передней крышке привода распределительного вала. Следует иметь ввиду, что для базового двигателя ВАЗ-2109 угол опережения зажигания составляет 0—2°, а для модификаций ВАЗ-21081 и BA3-21083 соответственно 5—7 и 3—5°. При нарушении установочного угла опережения зажигания ослабляют крепление корпуса датчика-распределителя и поворачивают его на необходимый угол.
При отсутствии стробоскопа для регулирования момента зажигания поршень первого цилиндра устанавливают в положение конца такта сжатия по указанным выше меткам. Датчик-распределитель на двигателе ВАЗ-2108 устанавливают в таком положении, чтобы среднее деление на фланце датчика-распределителя находилось против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота коленчатого вала. Затем устанавливают кронштейн крепления проводов высокого напряжения и закрепляют кронштейн и датчик-распределитель гайками.
На двигателе УМЗ-4146.10 также вначале устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия по меткам на шкиве, а корпус датчика-распределителя устанавливают так, чтобы красная метка на роторе и острие лепестка на статоре совместились в одну линию. После этого затягивают болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя.
Свечи зажигания очищают от нагара на специальном пескоструйном аппарате типа Э203-0 или 514-2M. При отсутствии таких аппаратов свечи опускают в бензин или ацетон на 20— 25 мин. После этого очищают нагар щеточкой, промывают еще раз и обдувают сжатым воздухом. Герметичность свечей определяют с помощью приборов 514-2M или Э203-П. При необходимости зазор регулируют подгибанием бокового электрода. Дефектами свечей могут быть сколы и трещины на изоляторе, на нижнем корпусе изолятора, разгерметизация уплотнения, обгорание электродов. В этом случае свечи выбраковывают.
Если в контактной системе батарейного зажигания автомобилей ИЖ-2715 и ВАЗ-2121 нет искры, то проверяют исправность первичной и вторичной цепей, исправность конденсатора.
Обрыв в цепи будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. При этом отсутствие накала лампы при подключении ее к клемме низкого напряжения при разомкнутых контактах может указывать также и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание на «массу»).
Отсутствие искры при исправной цепи низкого напряжения может быть следствием неисправности конденсатора или катушки зажигания. Исправность конденсатора можно проверить несколькими способами. На автомобиле конденсатор проверяют с помощью контрольной лампы, включенной между его выводом и проводом, идущим от катушки зажигания к клемме низкого напряжения контактов прерывателя. Загорание лампы при включенном зажигании свидетельствует о пробое конденсатора. Обрыв и утечку тока в конденсаторе определяют, зарядив его от катушки зажигания током высокого напряжения. Для этого отсоединяют конденсатор от корпуса распределителя и кладут на головку блока так, чтобы его корпус имел надежное соединение с «массой». Затем ставят контакты прерывателя на полное смыкание, включают зажигание и подводят провод высокого напряжения от катушки к проводу конденсатора, оставив небольшой зазор, обеспечивающий проскакивание искры. Размыкая рукой контакты прерывателя, заряжают конденсатор тремя-четырьмя последовательными искрами, после чего разряжают, сближая провод конденсатора с его корпусом. Появление мощной разрядной искры свидетельствует об исправности конденсатора. Слабая искра указывает на утечку тока, а отсутствие искры — на обрыв в конденсаторе.
Наиболее характерными неисправностями катушек зажигания являются перегорание дополнительного резистора, пробой изоляции обмоток низкого и высокого напряжения, пробой изоляционной крышки катушки, а также обрыв или перегорание ее обмоток. На автомобиле для проверки катушки снимают крышку распределителя, поворотом коленчатого вала ставят контакты прерывателя на полное смыкание. Вынимают центральный провод высокого напряжения из крышки распределителя и подводят его к корпусу автомобиля на расстояние около 7 мм. При размыкании рукой контактов прерывателя при исправной катушке зажигания между наконечником провода и «массой» должна проскакивать мощная искра синего цвета.
Катушки, имеющие неисправности в обмотках, трещины или пробой в крышке, выбраковывают и заменяют новыми.
Причиной отсутствия искры в одном или нескольких цилиндрах, может быть неисправность свечей зажигания, проводов высокого напряжения или крышки прерывателя-распределителя. Неисправную свечу обнаруживают, снимая поочередно наконечники со свечей при работающем двигателе. При отключении исправной свечи обороты двигателя уменьшаются, а при отключении неисправной свечи характер работы двигателя не изменяется. Кроме того, изолятор нерабочей свечи холоднее, чем у рабочей.
Пробой крышки распределителя может произойти при попадании на нее влаги или при работе с неплотно вставленными в гнезда наконечниками проводов высокого напряжения, которые в процессе эксплуатации стареют, на них трескается изоляция, появляется утечка тока.
Неисправные свечи, провода и крышки заменяют новыми.
Поиск неисправностей в бесконтактных системах зажигания затруднен вследствие применения таких электронных узлов, как коммутатор и бесконтактный датчик в датчике-распределителе зажигания. При эксплуатации таких систем зажигания не допускается на работающем двигателе отсоединять провода высокого напряжения и проверять цепи зажигания на искру, так как высокое напряжение во вторичной цепи может привести к повреждению электронных приборов и к травмам проверяющего. Нельзя снимать провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора. Провода низкого напряжения не прокладывают в одном жгуте с проводами высокого напряжения. Не отсоединяют от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.
Проверяют наличие искры в бесконтактных системах зажигания с помощью высоковольтного разрядника. Простейший разрядник можно сделать из двух заостренных металлических стержней, зазор между которыми регулируется. Стержни закрепляют на пластине из -электроизоляционного материала. Для проверки катушки зажигания один конец центрального провода достают из гнезда крышки датчика-распределителя и подсоединяют к электроду разрядника. Второй вывод разрядника подключают к корпусу автомобиля. Между электродами разрядника устанавливают воздушный зазор 7—10 мм.
Аналогично проверяют исправность проводов высокого напряжения, идущих к свечам, поочередно подсоединяя их к азряднику, установив центральный провод обратно в гнездо на крышке датчика-распределителя. При этом, запуская двигатель, по изменению характера его работы обнаруживают и неисправную свечу.
Если разрядника нет, то любыми подручными средствами закрепляют центральный провод так, чтобы его наконечник отстоял от «массы» на 7—10 мм. В отличие от обычных систем зажигания держать провод рукой нельзя, так как напряжение вторичной цепи в полтора-два раза выше.
При отсутствии искры проьеряют катушку зажигания, транзисторный коммутатор или датчик-распределитель. Вероятность повреждения катушки зажигания очень мала (менее 1 % отказов системы). Порядок ее проверки тот же, что и у контактных систем зажигания.
Датчик-распределитель на автомобиле проверяют по схеме, представленной на рис. 15. При этом датчик отключают от коммутатора, а зажигание выключают. При замкнутом зазоре статора вольтметр, включенный в режим измерения постоянного тока, должен показывать напряжение около 12 В, а прц разомкнутом — около 0. Замыкают и размыкают ротор, вращая коленчатый вал двигателя. Источником постоянного тока может служить бортовая сеть автомобиля. Неисправный датчик заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.
Коммутатор вначале проверяют на отсечку тока: при включении зажигания через 2—7 с стрелка указателя напряжения на щитке приборов отклоняется немного вправо у автомобиля с исправным коммутатором. Работоспособность коммутатора определяют с помощью лампы А12 мощностью 3 Вт. Для проверки отсоединяют от катушки зажигания коричневый провод с красными полосками, идущий от клеммы «1» коммутатора, и подключают наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы подключают к клемме «Б» катушки зажигания и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. Если при этом лампа мигает, то коммутатор выдает импульсы тока на катушку зажигания, если не мигает — не выдает. Это может произойти из-за обрыва в проводах, соединяющих коммутатор с датчиком-распределителем зажигания; обрыва в проводах подвода питания к коммутатору или нарушения контакта в выключателе зажигания или реле зажигания; обрыва в первичной обмотке катушки зажигания.
При исправных электрических цепях системы зажигания и датчике-распределителе транзисторный коммутатор, который не выдает импульсов на катушку зажигания, заменяют. Более углубленную диагностику транзисторного коммутатора проводят осциллографическим методом контроля с помощью соответствующей аппаратуры — генератора управляющих импульсов с открытым коллекторным выходом. Генератор должен обеспечить фиксированные частоты следования импульсов 33,3 и 100 Гц. Скважность инвертированного выходного импульса должна быть равна трем. Нагрузкой является катушка зажигания, работающая на искровой промежуток 4—7 мм. При таком способе проверки коммутатор вместе с катушкой снимают с автомобиля.
На автомобиле УАЭ-31512 работоспособность магнитоэлектрического датчика проверяют с помощью вольтметра, включенного в режим измерения переменного тока. Исправный датчик-распре-делитель при частоте вращения коленчатого вала двигателя 20 мин-1 должен обеспечивать амплитуду выходного сигнала не менее 2 В. Следует учитывать, что амплитудное значение сигнала датчика будет примерно в 1,4 раза больше показаний вольтметра, который отображает действующее значение напряжения. При проверке датчик должен быть отключен от электронного коммутатора.
—
Техническое состояние системы зажигания влияет на надежность и экономичность работы автомобиля. В контактно-транзисторных системах зажигания катушки зажигания предназначены для работы только с транзисторным коммутатором, применение других типов катушек зажигания не допускается. При установке катушки на автомобиль ЗИЛ-431410 следует учесть, что к выводу К надо подсоединить провода от выводов К коммутатора и добавочного резистора, а к выводу без обозначения — провод от коммутатора, к выводу ВК добавочного резистора присоединить провод от батареи аккумуляторов, а к выводу ВК—Б — провод от выключателя зажигания.
Основные неисправности системы зажигания — отсутствие искры между электродами свечей зажигания; двигатель не запускается или запускается с трудом, глохнет после выключения стартера, работает с перебоями, с детонацией. Основные причины перечисленных неисправностей: разряжена батарея аккумуляторов, окислились ее выводы, неисправен выключатель зажигания, пробит транзистор коммутатора или конденсатор, пробита изоляция вторичной обмотки катушки зажигания.
Чтобы определить неисправности, проверяют состояние батареи аккумуляторов включением потребителей тока: фар, звукового сигнала или стартера. Если стартер работает, то проверяют электрические цепи высокого и низкого напряжения, для чего отключают поочередно провода от свечей зажигания и располагают их от корпуса двигателя на расстоянии 6—7 мм. При включенном зажигании и вращении коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой между проводом и корпусом двигателя у исправной системы зажигания будет бесперебойно создаваться искра. При неисправности цепи низкого напряжения отсутствуют колебания стрелки указателя тока в описываемом случае. Исправность этой цепи проверяют контрольной лампой с проводом, один конец которого подключают на «массу», а другой, свободный— поочередно к зажимам включенной первичной цепи.
При пробитом транзисторе указатель тока регистрирует разрядный ток постоянной величины при замкнутых и разомкнутых контактах прерывателя или не показывает его совсем.
Для проверки катушки зажигания на автомобиле вынимают наконечник провода из центрального отверстия крышки распределителя, подводят его к корпусу двигателя с зазором 7 мм. Если не возникает искры в зазоре при включенном зажигании и вращение коленчатого вала двигателя, то пробита изоляция вторичной обмотки катушки зажигания, которую заменяют.
Образуется искра между наконечниками проводов и выводами, залитыми в крышке прерывателя-распределителя, из-за неплотного ввода проводов в гнезда крышки, это ведет к выгоранию пластмассы крышки.
Перебои в работе двигателя возможны при нарушении контакта в местах крепления наконечников проводов на зажимах приборов зажигания, неисправностях прерывателя-распределителя, свечей зажигания, катушки зажигания, проводов.
Возможные неисправности прерывателя-распределителя: обго-рание или загрязнение контактов, нарушение установленных зазоров между ними, замыкание рычажка прерывателя на «массу», трещины в крышке распределителя и ротора или плохой контакт центрального провода, биение валика из-за износа втулок. Контакты прерывателя обгорают из-за искрения между ними, которое увеличивается при плохом соединении проводников. Кроме неправильной регулировки, зазор между контактами прерывателя уменьшается из-за износа подушечки рычажка, а увеличивается — из-за подгорания контактов. Пружина рычажка прерывателя может ослабнуть из-за усталости металла, заедание рычажка прерывателя на оси происходит из-за отсутствия смазки, нарушение герметичности вакуумного регулятора — из-за повреждения диафрагмы, загрязнения ротора и крышки распределителя или из-за образования в них трещин.
Подгоревшие контакты прерывателя зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140—170. При замыкании рычажка или его подушечки на «массу» провод и рычажок протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости провод изолируют. Крышку распределителя с трещинами, подвижный контакт с изношенной подушечкой рычажка, поврежденную диафрагму, сломанный или изношенный угольный контакт заменяют.
Регулируют зазор между контактами прерывателя после их зачистки в следующем порядке:
— проворачивают валик распределителя так, чтобы выступ кулачка отжал подушечку рычажка и установился наибольший зазор между контактами;
— ослабляют винт, крепящий стойку неподвижного контакта, поворачивают отверткой эксцентрик так, чтобы в зазор между контактами плотно входил щуп толщиной 0,35 мм, не отжимая рычажок;
— затягивают ослабленный винт и вновь проверяют зазор щупом.
Катушка зажигания выходит из строя из-за перегрева ее обмоток при включении на продолжительное время на неработающем двигателе, а дополнительный резистор перегорает, кроме того, из-за неправильной регулировки дополнительных контактов тягового реле стартера.
Слабая искра при исправной батарее аккумуляторов указывает на наличие межвинтового замыкания первичной и вторичной цепи или на неисправность конденсатора. Катушку зажигания проверяют на стендах СПЗ-8М, КИ-968, Э-208. Она исправна, если пробиваемый зазор в трехэлектродном разряднике не менее 7 мм, а на экране осциллоскопа стенда Э-208 наблюдается бесперебойное и интенсивное искрообразование.
Транзисторный коммутатор ТК-102 проверяют на стенде СПЗ-8М или по схеме. Коммутатор исправен, если при включении включателя указатель тока показывает ток 6—7А, а при выключении ток уменьшается до нуля.
Основные неисправности свечей зажигания: трещины в изоляторе, отложения нагара, замасливание и нарушение зазора между электродами. При перебоях в работе двигателя неисправную свечу можно обнаружить при поочередном отключении проводов высокого напряжения. Если отсоединенная свеча исправна, то перебои в работе двигателя увеличиваются. При отключении неисправной свечи перебои не изменяются. Неработающая свеча менее нагрета по сравнению с работающей и, как правило, загрязнена нагаром и топливом. Нагар у свечей удаляют очисткой на пескоструйном аппарате 514-2М.
Величину зазора между электродами свечей проверяют щупом, при необходимости его регулируют, подгибая или отгибая боковой электрод. На герметичность свечу проверяют прибором Э-203, для чего ее погружают в бензин и подают сжатый воздух под давлением 0,6—0,8 МПа. Если свеча пропустит за 1 мин более 50 см3 воздуха, ее заменяют. Тип применяемых на автомобиле свечей должен соответствовать рекомендуемому заводом-изготовителем,
Замена типа свечей может нарушить правильную работу двигателя, так как свечи имеют разные тепловые характеристики. Признак соответствия свечи условиям работы двигателя — наличие на тепловом конусе центрального электрода лаковых отложений от светлого до темно-коричневого цвета.
При экспулатации автомобиля с контактно-транзисторной системой зажигания запрещается оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе, разбирать транзисторный коммутатор, менять местами провода, подключенные к коммутатору или резистору, замыкать накоротко резистор и его составные части перемычками, выполнять ремонт приборов системы зажигания при включенном зажигании.
Проверка и установка угла опережения зажигания. Углом опережения зажигания называют угол поворота кривошипа коленчатого вала от момента создания искры в свече до верхней мертвой точки. Работу выполняют с достаточной точностью, так как даже при незначительных ошибках возрастает расход топлива, уменьшается мощность двигателя.
Прерыватель-распределитель проверяют на стендах Э-205 ила КИ-4987 при ТО-2, а угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе и окончательно проверяют при разгоне автомобиля.
На двигателе ЗИЛ-130 угол опережения зажигания устанавливают в следующем порядке. Выворачивают свечу первого цилиндра и, закрыв отверстие пробкой, определяют такт сжатия в этом цилиндре. Устанавливают поршень первого цилиндра за 9° до ВМТ, для чего совмещают метку на шкиве коленчатого вала с риской на выступе указателя. Располагают паз на верхнем торце вала привода распределителя так, чтобы он находился на одной линии с рисками на верхнем фланце корпуса привода прерывателя-распределителя. Вставляют привод распределителя в гнездо в блок-картере, обеспечивая к началу зацепления зубчатых колес соосность отверстий под болты в нижнем фланце корпуса привода и резьбовых отверстий в блок-картере. Угол между пазом на валу привода и линией, проходящей через отверстия на верхнем фланце, не должен превышать ±15°, а паз должен быть смещен к передней части двигателя. При превышении указанного значения угла зубчатое колесо привода распределителя переставляют на один зуб относительно зубчатого колеса на распределительном валу. Если между нижним фланцем распределителя и блок-картером останется зазор, что бывает при несовпадении выступа вала привода с пазом на валу масляного насоса, то поворачивают коленчатый вал на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя. Фиксируют октан-корректор гайками в положении, при котором стрелка-указатель совмещена с риской «О» шкалы.
Устанавливают момент зажигания по началу размыкания контактов, который определяют контрольной лампой напряжением 12В.
Устанавливают крышку распределителя и присоединяют провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров: 1—5—4—2—6—3—7—8.
При правильной установке зажигания при разгоне автомобиля Судет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40—45 км/ч.
Аналогично устанавливают зажигание на двигателе 3M3-53.11. Для установки поршня первого цилиндра в ВМТ совмещают метку на шкиве коленчатого вала с четвертым делением указателя.
У двигателя ЗМЗ-66-06 ручная регулировка позволяет изменять установочный угол опережения зажигания на 15° по коленчатому Балу в обе стороны от номинального положения. Порядок установки датчика-распределителя и его привода следующий. Устанавливают коленчатый вал двигателя в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра, вставляют привод датчика-распределителя в отверстие блок-картера так, чтобы прорезь валика привода была смещена влево от оси двигателя, считая по ходу автомобиля.
При снятой с датчика-распределителя крышке поворачивают бегунок так, чтобы он был обращен пластиной в сторону цифры 1 на крышке (вывод первого цилиндра).
Вставляют датчик-распределитель в отверстие привода, устанавливают стрелку-указатель в прорезь установочной пластины датчика-распределителя и поворачивают его корпус до совпадения указателя с серединой шкалы, закрепляют винтом.
Устанавливают крышку, подсоединяют провода высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя: 1—5—4—2—6—3—7—8, присоединяют к датчику провод низкого напряжения от коммутатора.
Вибратор двигателя ЗМЗ-66-06 обеспечивает его работу на резервной системё зажигания при выходе из строя транзисторного коммутатора или статора датчика-распределителя. Для включения резервной системы отсоединяют провод от вывода КЗ коммутатора и присоединяют его к выводу вибратора. Резервную систему зажигания при исправной основной использовать запрещается, так как ресурс вибратора небольшой и составляет 30 ч, он ограничен недолговечностью контактов, которые сгорают.
При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление приборов системы зажигания. Поворотом крышки колпачко-вой масленки на один оборот смазывают вал привода прерывателя.
При ТО-2 дополнительно очищают от грязи и масла поверхность коммутатора, катушки зажигания, проводов высокого и низкого напряжения, наружную поверхность распределителя, протирают внутреннюю поверхность крышки распределителя, проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними. Затем двумя-тремя каплями масла М-8-В! смазывают втулку кулачка, одной-двумя каплями — ось прерывателя, фильц кулачка. При необходимости добавляют в масленку смазку Литол-24.
Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конденсатора. Проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя до величины 0,35 мм.
При СО, кроме перечисленных операций, регулируют зазор между электродами свечей. Проверяют свечи зажигания непосредственно на автомобиле с помощью осциллографа Э-206 или электронного передвижного стенда Э-205. Сравнивая полученную осциллограмму с типовой, делают вывод о работоспособности свечи.
Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в камерах сгорания карбюраторного двигателя. На современных автомобилях применяются самые различные системы зажигания. Общим для них является то, что воспламенение смеси обеспечивается искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи, ввернутой в головку блока цилиндров двигателя. Источником высокого напряжения служит катушка зажигания. Она работает, как трансформатор, и преобразует ток низкого напряжения, поступающий от аккумуляторной батареи или генератора, в ток высокого напряжения. Высокое напряжение подается к электродам свечи по специальным высоковольтным проводам. В системах зажигания обязательно присутствуют устройства, обеспечивающие распределение импульсов высокого напряжения по свечам в порядке работы цилиндров, подачу их в определенный момент времени и регулирование опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.
—
Рабочая смесь в цилиндрах карбюраторного двигателя воспламеняется электрической искрой, которая проскакивает между электродами свечи зажигания. Искровые разряды в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя должны появляться при определенном положении поршней и клапанов в цилиндрах и чередоваться в соответствии с установленным порядком работы двигателя. Эти требования обеспечиваются системой зажигания, состоящей из источников тока, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, конденсатора, свечей зажигания, выключателя (замка) зажигания, проводов высокого и низкого напряжения.
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого в ток высокого напряжения. Она состоит из сердечника с н-адетой на него изолирующей втулкой, на которой намотаны вторичная и поверх нее первичная обмотки, изолятора, карболитовой крышки с выводами и корпуса с кольцевым магнитопроводом. Снаружи на корпусе катушки устанавливают резистор, включенный последовательно в цепь первичной обмотки и уменьшающий ее нагрев при работе двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала.
Когда по первичной обмотке проходит ток низкого напряжения, сердечник намагничивается и вокруг обмоток создается сильное магнитное поле. При размыкании контактов прерывателя ток в первичной обмотке прекращается, созданное им магнитное поле, исчезая, пересекает витки вторичной обмотки и создает в ней э. д. с. Благодаря быстрому изменению магнитного потока и большому количеству витков вторичной обмотки возникающий в ней ток высокого напряжения достигает 20—24 кВ.
Для предохранения контактов прерывателя от обгорания параллельно им включается конденсатор.
Прерыватель-распределитель служит для периодического размыкания цепи низкого напряжения и распределения тока высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя. Он состоит из объединенных в общем корпусе прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения.
Рис. 9. Схема системы батарейного зажигания и пуска двигателя:
1 — аккумуляторная батарея, 2 — стартер, 3 — тяговое реле стартера, 4 — генератор, 5 — реле-регулятор, 6 — реле обратного тока, 7 — ограничитель тока, 8 — регулятор напряжения, 9 — свеча зажигания, 10—подавительный резистор, 11 и 22 — провода высокого напряжения, 12 — ротор распределителя, 13 — крышка распределителя, 14 — провод низкого напряжения, 15 — корпус прерывателя, 16 — конденсатор, 17 — вакуумный регулятор опережения зажигания, 18 — кулачок, 19 — октан-корректор, 20 и 21 — подвижной и неподвижный контакты, 23 и 24 — вторичная и первичная обмотки, 25 — добавочный резистор, 26 — катушка зажигания, 27 — реле включения стартера, 28— выключатель (замок) зажигания, 29 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи
Прерыватель состоит из чугунного корпуса, внутри которого помещается приводной вал, соединенный через центробежный регулятор с кулачком. Снаружи на корпусе укреплены вакуумный регулятор опережения зажигания и конденсатор. На подвижном диске установлены неподвижный контакт, соединенный с массой автомобиля, и . подвижной, изолированный от массы и соединенный проводником с изолированным выводом прерывателя. Неподвижный контакт установлен на специальной пластине, закрепленной на диске винтом. Пластина вместе с контактом может перемещаться эксцентриком, что дает возможность регулировать зазор между контактами. Подвижной контакт с помощью пластинчатой пружины прижимается к неподвижному. При вращении валика кулачок своими выступами периодически отжимает подвижной контакт, прерывая цепь тока низкого напряжения. Нормальный зазор между контактами прерывателя, находящимися в полностью разомкнутом состоянии, должен быть в пределах 0,3—0,4 мм. Число выступов на кулачке соответствует числу цилиндров двигателя.
Распределитель состоит из ротора с разносной пластиной и карболитовой крышки с боковыми и центральным выводами. В центральный вывод крышки вставляют провод высокого напряжения, идущий от катушки зажигания. От центрального вывода через прижатый пружиной к разносной пластине уголек ток высокого напряжения распределяется по контактам боковых выводов, соединенных проводами со свечами зажигания в порядке работы цилиндров двигателя по направлению вращения ротора.
Центробежный регулятор опережения зажигания предназначен для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вакуумный регулятор предназначен для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя (степени открытия дроссельных заслонок).
Октан-корректор служит для ручной корректировки угла опережения зажигания.
Свеча зажигания служит для образования искры в цилиндре двигателя. Она состоит из стального корпуса с боковым электродом и керамического изолятора с центральным электродом.
На автомобилях ГАЗ-5З и ЗИЛ-130 в настоящее время устанавливают контактно-транзисторную систему зажигания, в состав которой дополнительно подключаются транзисторный коммутатор и блок добавочных резисторов. Это позволяет снизить силу тока низкого напряжения, проходящего через контакты прерывателя уменьшая тем самым их износ, и увеличить напряжение во вторичной обмотке катушки зажигания и соответственно энергию и длительность искрового разряда, повышая надежность работы свечей зажигания и двигателя в целом.
Рис. 9. Прерыватель-распределитель Р119-Б:
а — общий вид, б — вид сверху, в — центробежный регулятор; 1 — грузик центробежного регулятора, 2 — поводковая,пластина кулачка, 3 — подшипник, 4— корпус, 5—неподвижный диск, 6 — фильц, 7 — подвижной диск, 8— тяга, 9 — вакуумный регулятор опережения зажигания, 10 — ротор распределителя, 11 — разносная пластина ротора, 12 — крышка распределителя, 13 — центральный вывод, 14 — боковые выводы, 15, 29 и 41— пружины, 16 — контактный уголек, 17 — пластинчатая пружина, 18— рычажок прерывателя, 19 — кулачок, 20 — зажим, 21 — масленка, 22 — конденсатор, 23 — вал привода центробежного регулятора, 24 — пластины октан-корректора, 25 — болт крепления октан-корректора к корпусу прерывателя, 26 — муфта привода вала, 27 — шпилька, 28 — указатель октан-корректора, 30 — диафрагма вакуумного регулятора, 31 — пластина неподвижного контакта прерывателя, 32 — винт, 33 и 34 — неподвижный и подвижной контакты прерывателя, 35 — регулировочный эксцентрик, 36— шип крепления тяги вакуумного регулятора, 37 и 38 — замочная и опорная шайбы, 39 и 40 — штифт и ось грузика
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система зажигания автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы