Для обогрева кузова или кабины в холодное время применяют специальную отопительную систему, использующую тепло воды, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.
У автомобиля «Волга» в отопительную систему входят: наружный люк воздухопритока с крышкой и с предохранительной сеткой для входа свежего воздуха, радиатор (теплообменник), воздухораспределительная труба с заслонкой, электрический вентилятор, внутренний люк с рукояткой и рукоятки управления.
Все части системы смонтированы под передним щитком кузова в специальном коробе. Радиатор, установленный в коробе и закрытый кожухом, соединен трубками с системой охлаждения двигателя. Штуцер подводящей трубки снабжен краном.
Наружный воздух при открытой крышке, управляемой рукояткой, поступает через люк воздухопритока внутрь отопителя, предварительно очищаясь в фильтре; проходя через радиатор, воздух подогревается и с помощью вентилятора нагнетается по трубе в переднее отделение кузова и по трубе подводится в заднее отделение. Вследствие небольшого избыточного давления нагретого воздуха в кузове устраняется приток холодного воздуха через щели и неплотности. Часть нагретого воздуха от радиатора нагнетается вентилятором через патрубки в кожух с отверстиями для обогрева ветрового стекла. К правому патрубку воздух подводится по гофрированному шлангу.
Изменяя положение заслонки, установленной в воздухораспределительной трубе, можно изменять количество теплого воздуха, поступающего на обдув ветрового стекла, за счет уменьшения поступления его в кузов. Открывая рукояткой внутренний люк, можно направлять свежий воздух непосредственно в кузов без подогрева, обеспечивая его вентиляцию.
Управление отопительной системой осуществляется двумя рукоятками и на щитке. Верхней рукояткой изменяется открытие крышки люка воздухопритока, а нижней рукояткой изменяется положение заслонки, регулирующей поступление нагретого воздуха в кузов и на ветровое стекло. Положение рукояток «О» соответствует полному открытию люка или заслонки, положение «3» — закрытию. Вентилятор включается рукояткой, при этом в ней загорается сигнальная лампа. Поворотом рукоятки трех-позиционного переключателя регулируют число оборотов вентилятора. Ранее система отопления и вентиляции имела несколько другое устройство.
У автомобиля «Москвич-408» в отопительную систему кузова входят: наружный люк воздухопритока с крышкой; внутренний люк с крышкой; электрический вентилятор, установленный в кожухе; радиатор, соединенный подводящим и отводящим шлангами с системой охлаждения двигателя; корпус отопителя с заслонками обогрева кузова и три воздухопровода с наконечниками для обдува ветрового стекла. Отопитель расположен под щитком кузова. Крышка люка наружного воздухопритока управляется рукояткой, а крышка люка внутреннего воздухопритока — рукояткой. Приток воздуха в ку-зоз регулируется величиной открытия заслонок отопителя, устанавливаемых в нужном полоялении рукой. Включение вентилятора осуществляется рукояткой, расположенной на щитке приборов, поворотом которой можно получить две скорости вращения вентилятора. Для включения отопителя на подводящем шланге установлен кран, управляемый рукояткой. Изменяя положение заслонок отопителя, можно регулировать поступление нагретого воздуха в кузов и на обдув ветрового стекла.
У автомобиля ЗИЛ-130 отопительная система кабины состоит из водяного радиатора (рис. 449), соединенного с системой охлаждения двигателя трубопроводами с краном; воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой электрического вентилятора; воздухораспределительной трубы для поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло; регулировочной заслонки, управляемой рукояткой, и раструбов с шлангами для обдува ветрового стекла.
Воздух к отопителю поступает из передней части автомобиля по правому вентиляционному каналу, расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу, снабженному крышкой, воздух поступает в кабину для ее вентиляции. В передней части оба канала снабжены заслонками. Воздух в кабину для ее вентиляции может также поступать через люки в крыше кабины. В холодное время крышку и заслонки каналов закрывают, и воздух в отонитель поступает непосредственно из кабины через заслонки, управляемые рукояткой, что ускоряет прогрев кабины. Изменяя положение заслонки в трубе, можно регулировать интенсивность поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло. Такую же конструкцию имеют отопители автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-133.
На других легковых и грузовых автомобилях отопительная система имеет устройство и принцип действия, в основном аналогичные устройству и принципу действия отопительных система, рассмотренных выше.
—
Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.
Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель — кабина — отопитель.
На рис. 4 представлена схема системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ-53А. На переднем щитке под панелью приборов установлен радиатор системы отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.
Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка. В этом случае воздух циркулирует в пределах кабины, т. е. создается рециркуляция.
Отопитепь эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80 градусов.
В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают крышку воздухо-притока, а также крышку внутреннего люка.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы отопления и вентиляции кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы