Автомобильные бензины. По ГОСТ 2084—67 в настоящее время выпускаются пять основных марок бензина: А-66; А-72; А-76; АИ-93; АИ-98. Этим стандартом предусмотрен выпуск бензинов (кроме оензина АИ-98) двух сортов — летнего и зимнего. Летние бензины предназначены для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допустимо использование летних бензинов в течение всех сезонов эксплуатации. Зимние бензины предназначены для применения с 1 октября по 1 апреля в южных районах страны, а в северных и северо-восточных — в течение всех сезонов эксплуатации.
Бензины марок А-66, А-76, АИ-93, АИ-98 для улучшения антидетонационных свойств выпускаются этилированными. В качестве антидетонатора применяется тетра-этилсвинец. Он является сильнодействующим ядом. Чтобы различать бензины, их окрашивают в различные цвета: бензин марки А-66 имеет оранжевый цвет, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий, АИ-98 — желтый, бензин А-72 выпускается неэтилированным.
В обозначении марки бензина буква А обозначает, что бензин автомобильный, а следующие за буквой цифры — наименьшее октановое число, определяемое по моторному методу; буква И обозначает, что следующее за ней октановое число определено исследовательским методом. Разница этих методов состоит в режиме испытаний, причем исследовательский метод дает результаты на 5—10 единиц по октановому числу выше, чем моторный метод. К автомобильным бензинам предъявляются следующие требования. Они должны обладать хорошими антидетонационными свойствами, характеризующимися октановым числом. Чем выше степень сжатия у двигателя, тем выше должно быть октановое число у применяемого бензина, и при всех режимах работы двигателя топливо не должно детонировать. Длительное применение бензинов с октановым числом, ниже рекомендуемым для данной марки двигателя, не допускается, так как самопроизвольная детонация топлива ведет к преждевременному износу и выходу из строя деталей двигателя и выкрашиванию вкладышей подшипников.
Автомобильные бензины должны иметь карбюраторные свойства (хорошую испаряемость), то есть обеспечивать легкий пуск двигателя и образование качественной рабочей смеси для устойчивой работы двигателя на всех режимах. Автомобильные бензины не должны вызывать нагара и смолообразования на поверхностях камер сгорания и днищах поршней. Они должны обладать по возможности большими антикоррозийными свойствами. Наличие в бензинах серы, кислот и щелочей увеличивает коррозию и износ деталей двигателей, баков, топливопроводов. Автомобильные бензины не должны иметь механических примесей и воды, так как их присутствие ведет к нарушению нормальной работы двигателя, преждевременному износу его деталей.
При эксплуатации автобусов, работающих на этилированном бензине, необходимо соблюдать осторожность, так как этилированный бензин опасен для здоровья и жизни людей; тетраэтилсвинец легко проникает внутрь организма человека через дыхательные пути и кожу, не вызызывая видимого раздражения. Запрещается применять этилированный бензин для промывки деталей и мытья рук. Водители, работающие с этилированным бензином, периодически, один раз в 6 месяцев и немедленно при жалобах на недомогание должны проходить медицинские осмотры. При попадании этилированного бензина на кожу, его необходимо немедленно смыть керосином, а потом промыть теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза необходимо срочно обратиться к врачу.
Система питания двигателя должна проверяться ежедневно, а утечка и неисправности подлежат немедленному устранению. Перенос этилированного бензина в открытой таре, заправка автобуса с помощью ведер запрещены. Категорически запрещается продувать ртом систему питания, а также засасывать ртом бензин из шланга для его перекачки.
Автомобильные дизельные топлива. В настоящее время производится выпуск следующих марок топлива с буквенными индексами, характеризующими сезонные условия применения.
К основным показателям дизельного топлива относятся:
— цетановое число, характеризующее воспламеняемость дизельного топлива и его способность обеспечивать нормальную работу дизельных двигателей при отсутствии стуков и ударов. Температура пуска двигателя обратно пропорциональна цетановому числу дизельного топлива;
— температура застывания, влияющая на нормальную подачу топлива, пуск и работу двигателя в условиях низких температур; при понижении температуры из топлива выделяются кристаллы парафина, забивающие фильтры и топливопроводы. Температура застывания для топлива ДА — 60°С, ДЗ — 45, ДЛ — 10, А — 55, 3 — 35 и Л — 10°С.
Для предотвращения забивания фильтрующих элементов и топливопроводов парафиновыми чешуйками,, образующимися при низких температурах, к дизельному топливу рекомендуется добавлять бензин марки А-66, д-72 или керосин в процентном отношении, указанном в таблице 20. Присадочное топливо необходимо тщатель-но смешивать с дизельным.
Дизельное топливо не должно вызывать коррозии де« талей двигателя, содержать механические примеси и воду и давать смолистые отложения и нагар.
Система питания автобусов с карбюраторными двигателями. Система питания предназначена для очистки топлива и воздуха, приготовления горючей смеси, подвода ее к цилиндрам двигателя и отвода из них отработанных газов. В период эксплуатации автобуса необходимо постоянно наблюдать за плотностью соединений, периодически подвергать очистке приборы топливной системы, проводить регулировочные работы.
Основным условием надежной работы системы питания двигателя является чистота, поэтому в топливный бак необходимо заливать только чистый бензин, горловина бака должна иметь сетчатый фильтр.
Уход за топливным баком при сезонных и технических обслуживаниях заключается в периодической проверке и подтягивании креплений бака, удалении грязи и воды через сливную пробку.
Один раз в год (осенью или весной) необходимо промыть баки. Нельзя применять для промывки воду, так как ее трудно полностью удалить из системы, а оставшаяся вода зимой замерзает и образует пробки, которые трудно устранить. При обнаружении в баке трещин их нужно заварить; во избежание взрыва паров топлива бак необходимо тщательно выпарить.
При ТО-1 из фильтра-отстойника необходимо слить отстой грязи и воды через сливное отверстие. Перед зимним сезоном эксплуатации снять и промыть в бензине или ацетоне фильтрующий элемент без разборки, после промывки продуть его сжатым воздухом при давлении не более 1 кг/см2. Одновременно следует промыть и продуть фильтр тонкой очистки топлива. В том случае, если промывкой и продувкой фильтрующий элемент очистить не удалось, его необходимо заменить.
В процессе эксплуатации следует ежедневно проверять герметичность топливного насоса и при необходимости устранить подтекание топлива. При недостаточной подаче топлива необходимо проверить состояние диафрагмы. В случае разборки насоса необходимо снять сетчатый фильтр и промыть его. Без необходимости разбирать топливный насос не следует во избежание течи топлива между плоскостями разъема крышки, головки и корпуса. О неисправности диафрагмы топливного насоса свидетельствует подтекание топлива из насоса через контрольное отверстие.
Уход за воздушным фильтром заключается в промывке бензином фильтрующего элемента, ванны фильтра и других деталей. После промывки необходимо в ванну фильтра до отметки на стенке залить масло для двигателя, смочить в масле фильтрующий элемент, дать стечь излишкам масла и собрать воздушный фильтр. Если уровень масла в ванне фильтра выше нормы, избыток его будет унесен потоком воздуха в двигатель, что недопустимо. Нельзя также эксплуатировать автобус без фильтра или с фильтром без масла. Очистка и заправка фильтра при работе осенью, зимой, весной, а также в условиях малой запыленности воздуха производятся по мере надобности. При работе автобуса в условиях высокой запыленности воздушный фильтр следует промывать через день.
Уход за карбюратором состоит в систематической проверке всех его соединений, проверке и при необходим мости регулировке уровня топлива в карбюраторе, производительности насоса-ускорителя, очистке, промывке и продувке засорившихся жиклеров, проверке правильности работы дроссельных и воздушных заслонок и их приводов.
Замер уровня топлива в поплавковых камерах карбюраторов производится на горизонтально установленном автобусе через смотровое окно (К-126Б, К-126Г), контрольное отверстие (К-8.8А, К-89А) или с помощью переходника и стеклянной трубки с нанесенными на ней рисками, указывающими пределы колебаний уровня топлива (рис. 2); трубка вворачивается в пробку колодца канала экономайзера с механическим приводом (К-88А, К-89А).
Проверка уровней топлива у карбюраторов К-88А и К-89А производится через контрольное отверстие при работе двигателя в режиме малого числа оборотов холостого хода. При правильной регулировке уровень будет виден у нижнего края отверстия, и топливо не должно вытекать.
Проверка уровней топлива в поплавковых камерах карбюраторов К-126Б, К-126Г производится через смотровые окна при неработающих двигателях после нагнетания топлива рычагом ручной подкачки в поплавковую камеру. При этом уровни топлива в поплавковых камерах рассматриваемых карбюраторов должны находиться в пределах, и замеряться от верхней плоскости корпуса поплавковой камеры карбюратора.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора производится подгибанием язычка 2 (рис. 19), упирающегося в торец иглы клапана, а в карбюраторах К-88А и К-89А дополнительно изменением толщины прокладок над корпусом игольчатого клапана.
Проверка работы насоса-ускорителя производится замером его производительности за 10 ходов поршня при темпе 20 полных качаний в минуту. Насос-ускоритель должен работать плавно, без заеданий, и величина производительности за указанное количество ходов поршня не должна быть меньше 12 см3 у карбюратора К-126Б, 10 см3 у К-22И, 15—20 см3 у карбюраторов К-88А и К-89А. Вытекающее из карбюратора топливо должно поступать в мерную мензурку. Если производительность насоса меньше указанной, значит негерметичны клапа-.ны (нагнетательный и обратный) или засорен распылитель. Эта неисправность устраняется промывкой и продувкой распылителя и седел клапанов, а у карбюраторов К-88А и К-89А возможна регулировка производительности насосов путем подкладывания шайб на шток насоса.
Очистка засорившихся жиклеров и клапанов производится сжатым воздухом от компрессора или насоса. Продувку надо производить в направлении, обратном течению потока топлива. Запрещается прочищать калиброванные отверстия жиклеров и каналов проволокой или какими-либо другими металлическими предметами. Промывку деталей карбюратора необходимо производить в керосине, уайт-спирите, ацетоне и других растворителях, но нужно помнить, что в современных карбюраторах используются бензомаслостойкие резины, частично растворяющиеся в ацетоне и других растворителях, изготовленных на его основе. Поэтому карбюратор в сборе нельзя мыть в ацетоне и его растворителях.
Проверка пропускной способности жиклеров, герметичности игольчатого клапана подачи топлива, герметичности клапана экономайзера производится на специальных приборах с привлечением специалистов, имеющих профессиональную подготовку.
Регулировка карбюратора на малые обороты холостого хода производится на хорошо прогретом двигателе при правильной установке зажигания, особое внимание необходимо обратить на исправность свечей и правильность зазора между их электродами.
Для регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода необходимо:
— завернуть винты качества смеси до упора, а затем отвернуть их у карбюраторов К-88А, К-89А, К-126Б, К-126Г на 2,5—3 оборота (рис. 3);
— установить упорный винт рычага дроссельной заслонки в положение, при котором будут достигнуты наименьшие устойчивые обороты коленчатого вала;
— не изменяя положение упорного винта дроссельной заслонки и вращая поочередно винты регулировки качества смеси, добиться наибольшего числа оборотов;
— вновь уменьшить число оборотов вала до максимально возможных, но устойчивых, вращая упорный винт дроссельной заслонки, после чего поочередно винтами регулировки качества смеси установить наибольшие обороты при данном положении дроссельной заслонки; повторять эти операции до тех пор, пока поворотом винтов регулировки качества смеси не установится минимально устойчивое число оборотов.
После окончания регулировки проверить ее качество, резко открывая и закрывая дроссельную заслонку, двигатель при этом не должен глохнуть. Не следует устанавливать слишком малое число оборотов холостого хода. Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечить устойчивую работу двигателя на холостом ходу при 450—500 об/мин коленчатого вала.
Система питания автобусов марки Икарус. На автобусах марки Икарус-250, -255, -260, -280 двигатели имеют систему питания разделенного типа, то есть разделены функции форсунок и топливного насоса высокого давления.
Техническое обслуживание системы питания двигателя марки РАБА-МАН заключается в проверке уровня топлива в баке, проверке крепления и герметичности соединений, своевременной очистке воздушного, топливного фильтров и фильтра предварительной очистки топлива, проверке надежности пуска двигателя и его работа.
Приборы системы питания изготовлены с высокой точностью и тщательно отрегулированы. Поэтому для обеспечения долговечной надежной работы топливной аппаратуры первостепенное значение имеют чистота и качество топлива. Мельчайшие механические примеси, находящиеся в топливе, попадая на рабочие поверхности деталей насосов и форсунок, вызывают преждевременное разрушение трущихся поверхностей. Как правило, большинство неисправностей системы питания вызывается загрязненным топливом. Поэтому топливо, заливаемое в бак, должно быть абсолютно чистым. Для. предотвращения попадания грязи в систему питания при снятии приборов с двигателя для обслуживания отверстия топливопроводов, подкачивающего насоса, штуцера насоса высокого давления, топливных фильтров, форсунок должны закрываться пробками и колпачками, предварительно промытыми в чистом дизельном топливе или керосине.
Во избежание попадания воздуха в систему питания двигателя не разрешается полное опорожнение топливного бака. При заправке автобуса топливом необходимо тщательно следить за чистотой заливаемого топлива.
Для качественной очистки топлива необходимо своевременно производить замену бумажного элемента фильтра тонкой очистки, а также промывку и очистку войлочной набивки фильтра предварительной очистки. При работе автобуса в период обкатки топливные фильтры необходимо очищать по мере загрязнения.
Загрязненность фильтров определяется по интенсивности выбрасывания топлива через отверстия для удаления воздуха из топливных фильтров при прокачке топлива с помощью ручного топливоподкачивающего насоса. Если загрязненность фильтров находится в пределах нормы, топливо из отверстия выбрасывается в виде сильной струи. Если пропускная способность фильтров ниже допустимого, бумажный фильтр заменяют, а войлочный промывают следующим образом. Необходимо оба конца войлочного элемента заглушить и очистить его снаружи мягкой неметаллической щеткой в керосине или дизельном топливе, после этого прополоскать элемент в чистом топливе, при этом топливо, применяемое для промывки фильтра, должно попадать внутрь фильтрующего элемента только через войлочную трубчатую набивку. Для тщательной очистки фильтрующий элемент должен быть повторно погружен в моечный раствор и выдержан в нем до полного насыщения.
После этого фильтрующий элемент необходимо продуть сжатым воздухом слабого давления. Возможные остатки пены с наружной поверхности элемента удаляются промывкой. Эту операцию необходимо повторить 4—5 раз. До установки на место фильтрующего элемента необходимо очистить внутреннюю полость корпуса фильтра и обратить внимание на наличие войлочных колец на обоих концах фильтрующего элемента. При установке на место крышки и корпуса фильтра необходимо обращать внимание на правильное прилегание и состояние уплотнительных прокладок; неисправные прокладки заменить. Очистка воздушного фильтра при работе в пыльных условиях должна производиться при каждом ТО-1.
Для очистки воздушного фильтра необходимо снять маслоприемник, прополоскать фильтрующий элемент в дизельном топливе. Промывка фильтрующего элемента в бензине, воде, щелочных растворах, горячих жидкостях категорически запрещается. Тщательно очистить корпус воздушного фильтра и заправить его до нижней отметки тем же маслом, что и двигатель. Перед установ’ кой на место фильтрующий элемент необходимо тщательно просушить, так как в противном случае двигатель может самопроизвольно развить обороты независимо от регулирования подачи топлива.
Работа ручного топливного насоса проверяется при техническом обслуживании системы питания. Поршень ручного топливного насоса должен плавно перемещаться по всей длине цилиндра, не должен иметь качания. Замена поршня производится только в паре с цилиндром. Ручной топливный насос должен обеспечивать подачу топлива из топливного бака, расположенного вместе с фильтром ниже ручного насоса на 1 м.
Для проверки работы топливного насоса высокого давления в случае обнаружения ненормальной работы системы питания последовательно отсоединяют от форсунок нагнетательные трубки и дают поработать двигателю при максимальной частоте вращения коленчатого вала (до 2100 об/мин).
При правильной работе насосной секции из отсоединенной трубки будет периодически появляться струя топлива. Отсутствие ее свидетельствует о неисправности: заедание плунжера или толкателя, негерметичность соединений топливопровода, поломка пружины насосной секции, повреждение ролика толкателя, нарушение правильности зацепления зубчатого венца поворотной втулки. При невозможности устранить неисправность на месте топливный насос высокого давления необходимо заменить или сдать в ремонт в специализированные мастерские.
Удаление воздуха из системы питания производится при заправленном топливном баке. Сначала необходимо удалить воздух из топливного фильтра. Для этого нужно отвернуть на 1—2 оборота пробку для удаления воздуха и прокачать топливо ручным топливоподкачиваю-щим насосом до появления топлива из-под пробки в виде сплошной струи без пузырьков. Завернуть пробку и проделать аналогичные операции со вторым топливным фильтром. Для удаления воздуха из топливного насоса высокого давления необходимо рейку регулятора установить в положение, соответствующее максимальному числу оборотов коленчатого вала. Нажать пусковую кнопку и удерживать в этом положении до полного удаления воздуха через форсунки, после чего двигатель должен запуститься. Для понижения нагрузки на аккумуляторы, особенно зимой, рекомендуется отсоединить все нагнетательные трубки у форсунок и включить стартер на время, пока через трубки топливо не пойдет в виде сплошной струи без пузырьков. После этого выключить стартер и подсоединить нагнетательные трубки.
Неправильная работа форсунок сопровождается, как правило, повышенным выделением дымов и неравномерностью хода при работе двигателя. Для определения неисправной форсунки необходимо поочередно ослабить нагнетательные трубки на форсункодержателях. Если число оборотов коленчатого вала понижается, это указывает на исправную работу данной форсунки, если же изменений в работе двигателя не наблюдается, форсунка неисправна. При проверке форсунок двигатель должен работать с числом оборотов коленчатого вала около 800 об/мин. Неисправную форсунку необходимо сдать в ремонт или заменить новой.
Регулировка начала впрыска топлива в цилиндр производится при полном ходе рейки. Момент начала впрыска проверяется на насосной секции шестого цилиндра (со стороны распределения), коленчатый вал при этом подкручивается рукояткой, вводимой в паз шкива на коленчатом валу.
Поршень шестого цилиндра находится в ВМТ тогда, когда клапаны в первом цилиндре открыты; положение ВМТ и угол газораспределения шестого цилиндра определяются метками на маховике коленчатого вала. Для регулировки начала впрыска необходимо снять крышку привода топливного насоса с картера распределительных шестерен, ослабить стопорные болты крепления муфты сцепления привода топливного насоса. При регулировке момента начала подачи топлива поводковую шайбу поворачивают с помощью инструмента, вставляемого в отверстие диаметром 6 мм. Для установки более раннего момента начала впрыска поводковую шайбу нужно повернуть вниз, а для более позднего момента впрыска — вверх. После регулировки завернуть до отказа стопорные болты и проверить момент начала подачи топлива прокручиванием коленчатого вала двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы питания и выпуска газов автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы