Машинисту приходится управлять механизмами крана во время его работы, при передвижении и при переводе машин в рабочее или транспортное положение.
Системы управления автомобильными кранами — это комплекс устройств, предназначенных для преобразования и передачи команд машиниста аппаратам или механическим устройствам непосредственного управления или командоаппаратам автоматического управления. К ним относятся системы управления исполнительными механизмами крана, коробками отбора мощности, двигателем базового автомобиля из кабины машиниста и базовым автомобилем.
Управление бывает механическим (рычажным), пневматическим, электрическим или комбинированным (например, электропневматическим, электрогидравлическим). Механическое управление наиболее просто в изготовлении, надежно в эксплуатации и обеспечивает благодаря непосредственной связи руки (или ноги) машиниста с управляемым механизмом высокую чувствительность управления. Для снижения усилий, прикладываемых машинистом к рычагам и педалям управления, применяют сервоустройства (усилительные устройства), которые позволяют с небольшим усилием, прикладываемым к рычагу или педали управления, создавать большие усилия, необходимые для включения фрикционных и других механизмов (например, гидроусилитель рулевого управления базовых автомобилей). Основные рычаги и педали размещены перед сиденьем машиниста, их движение направлено вдоль поворотной платформы (на себя и от себя), что меньше утомляет машиниста, чем включение рычагов в сторону. Механическое управление состоит из тяг, рычагов и шарнирных соединений. Несмотря на то, что в шарнирных соединениях рычагов и тяг использованы стальные закаленные втулки и пальцы, они быстро изнашиваются, что приводит к образованию люфтов («мертвых ходов»). Поэтому приходится часто регулировать системы управления и заменять изношенные детали. Кроме того, шарниры рычажной системы требуют регулярного смазывания для уменьшения трения и износа соединений, что усложняет эксплуатацию.
При гидравлическом управлении усилие, необходимое для включения механизма, создается исполнительным цилиндром, на поршень которого воздействует жидкость, подаваемая под давлением в цилиндр. Выключается механизм возвратной пружиной, выжимающей жидкость из цилиндра после прекращения ее подачи. При гидравлическом управлении в системе может быть использовано высокое давление, что позволяет применять исполнительные цилиндры малых диаметров, которые удобно располагать в механизмах. Жидкость можно подавать в исполнительный цилиндр насосом или гидроцилиндром, на поршень которого машинист нажимает с помощью рычага или педали. В первом случае система управления называется насосной, во втором — безнасосной. Гидравлическое управление по сравнению с механическим характеризуется более высоким кпд, удобством подвода гидропривода к любому механизму, легкостью управления, уменьшением времени на регулирование управления и более высокой надежностью. Основные недостатки гидравлических насосных систем управления — резкое включение механизмов, вызывающее значительные динамические нагрузки на них, поэтому необходимо применять специальные устройства, чтобы обеспечить плавность их включения; потребность в рабочей жидкости (масле), на которой работает система.
При пневматическом управлении механизмы включаются сжатым воздухом, подаваемым к исполнительным пневмоцилиндрам механизмов от компрессора или воздушных баллонов тормозных систем базового автомобиля через специальный пневмораспреде-литель и пневмокамеры управления. Основные преимущества пневматического управления по сравнению с гидравлическим — более плавное включение механизмов благодаря лучшей сжимаемости воздуха. Однако при пневматическом управлении давление, под которым воздух подается к исполнительным пневмоцилиндрам, обычно не превышает 0,6—0,8 МПа, т.е. намного меньше, чем при гидроуправлении, поэтому соответственно увеличиваются размеры исполнительных пневмоцилиндров. В связи с этим пневматическое управление, как правило, используют только в комбинации с электрическим управлением в кранах с механическим приводом. При этом можно использовать элементы пневмосистемы базового автомобиля.
Электрическое управление широко используют в системах обеспечения безопасности работы кранов, электрооборудования, а также в комбинированных системах управления. Для кранов с электроприводом оно является основным.
Электрическое управление наиболее полно удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к системам управления: – плавность включения исполнительных механизмов крана и малые усилия, необходимые для включения электрических аппаратов управления (например, кнопок, рукояток, контроллеров); – высокие надежность, кпд и легкость подвода энергии к любому исполнительному органу. Кроме того, электрическое управление обеспечивает сравнительно простое решение вопросов, связанных с созданием автоматических и дистанционных систем управления.
На кранах КС-2561К-1 управление реверсивно-распределительным механизмом механическое, а тормозами исполнительных механизмов электропневматическое. С помощью механической части системы управляют механизмами подъема и поворота. С помощью пневматической системы управляют выключением сцепления и размыканием тормозов грузовой и стреловой лебедок, а также автоматического выключения сцепления при срабатывании ограничителя грузоподъемности.
На кранах с гидравлическим приводом гидрораспределители управления исполнительными механизмами размещаются за кабиной машиниста, поэтому для управления золотниками гидрораспределителя с рабочего места машиниста применяют механическую систему управления (рис. 43). Для гидрокранов с однонасосной схемой, система состоит из рукояток 8, 9, 10 и 13 управления теле-скопированием стрелы, механизмом поворота, грузовой лебедкой и цилиндром подъема стрелы.
На специальном кронштейне установлены три конечных выключателя 12, включенных в электрическую схему крана. Рукоятки воздействуют на конечные выключатели упорами с закрепленными на них винтами, которыми регулируют ход рукояток, необходимый для включения выключателей 12. Рукоятки установлены на осях 4 кронштейнов и свободно через тяги 3 связаны со штоками золотников гидрораспределителя. Для опускания груза и стрелы поворота вправо или телескопирования стрелы соответствующую рукоятку из нейтрального положения переводят вперед (от себя). Для подъема груза и стрелы, поворота влево или телескопирования (втягивания) стрелы соответствующую рукоятку переводят назад (к себе). Для включения операции ускоренного подъема (опускания) груза в ручку рукоятки 10 встроена кнопка 11. Рукоятки должны удерживаться машинистом в рабочем положении в течение всего времени выполнения операции, иначе под действием пружин они будут возвращаться в нейтральное положение и операция прекратится.
Управление коробками отбора мощности кранов, как правило, механическое с помощью рукоятки, расположенной в кабине шасси и обеспечивающей фиксированное положение механизма коробки для передачи мощности от двигателя шасси механизмам крана или ведущим мостам шасси. Такое управление установлено на кранах грузоподъемностью 6,3 т КС-2561К-1, КС-2571А-1. На гидравлических кранах грузоподъемностью 10—15 т управление коробками отбора мощности электропневматическое. Включение (выключение) коробки отбора мощности обеспечивается выключателем, установленным в кабине шасси автомобиля.
Рис. 43. Механическая система управления автомобильных кранов с гидроприводом:
1,2 — винты; 3 — тяга; 4, 7 – оси; 5 — войлочное кольцо; 6 – втулка; 8, 9, 10, 13 — рукоятки; 11 – кнопка управления; 12 — конечный выключатель.
При включении подается напряжение на катушку управления электропневмовентиля типа ВВ-32Ш, от которого воздух из пневмосистемы шасси поступает к поршню пневмоцилиндра, связанного стержнем с кареткой коробки. Включение коробки отбора мощности контролируется свечением сигнальной лампы в кабине шасси.
Механическое управление коробкой отбора мощности включает в себя шарнирно-рычажную систему, состоящую из тяги 2 (рис. 44) и рычага 3, установленного на оси в кронштейне 4. Рукоятка установлена шарнирно в кронштейне, который закреплен в кабине автомобиля. Нижний ее конец через тягу связан вилкой непосредственно с поводковым валиком коробки отбора мощности 1. При переводе рукоятки из положения X в положение О нижний ее конец перемещает поводковый валик коробки влево, включая таким образом привод от коробки передач шасси на насос крана. В каждом положении рукоятка фиксируется пружинным фиксатором.
Рис. 44. Привод управления коробкой отбора мощности кранов КС-2571А, KC-2571A-I:
1 — коробка отбора мощности; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — кронштейн; 5 — пол кабины машиниста; О — включен отбор мощности; X — выключен ход базового
На кранах КС-4561А-1, КС-4561АМ, КС-4562 управление коробкой отбора мощности пневматическое, т.е. перемещение тяги 1 осуществляется пневмоцилиндром, питание воздухом которого обеспечивается от пневмосистемы шасси.
Управление коробками отбора мощности каждой конкретной модели вручную.
Управление двигателем базового автомобиля включает в себя ряд дополнительных устройств и аппаратов, которые позволяют управлять системой питания двигателя и сцеплением из кабины машиниста. Управление системой питания двигателя базового автомобиля из кабины машиниста на автомобильных кранах механическое и конструктивно представляет собой совокупность шарниров, рычагов, тяг и канатов. Такая система управления состоит (рис.45) из педали 2 с валом, тяги 3, трубы 5, троса 13, предохранительного болта-упора 1, ограничителя числа оборотов в виде серьги 17, зажимного болта 18 регулировочного болта 16.
Предохранительный болт-упор предохраняет привод от перегрузок при нажатии на педаль. Поводок 9, связанный осью с рычагом 7, закреплен на трубе между двумя гайками 8 так, что он может вращаться вокруг трубы 5 при повороте рамы, не имея при этом осевого перемещения относительно трубы 5. Пропущенная через от перемещаться возвратно-поступательно. На нижнем конце трубы 5 закреплена вилка 12, соединенная с рычагом 11, на котором закреплен трос 13, связанный с рычагом управления топливоподачей. Нижнему положению педали 2 должна соответствовать работа крана без груза на крюковой подвеске.
Рис. 45. Привод управления системой питания двигателя базового автомобиля крана КС-2571А, КС-25-71А-1:
1 — предохранительный болт-упор; 2 — педаль; 3 — тяга; 4, 7, 11 — рычаги; 5 – труба; 6 — ось; 8 — гайка; 9 — поводок; 10 — контргайка; 12 — вилка; 13 — трос; 14 — пружина; 15 — трубка; 16 — регулировочный болт; 17 — серьга; 18 — зажимной болт, верстие вращающегося соединения труба 5 может
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы управления автомобильными кранами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы