Для уменьшения трения и износа в механизмах тракторов применяют в зависимости от условий работы того или иного узла различные смазочные материалы. Так, например, для смазывания трактора используется шесть-семь различных видов смазочных материалов.
К смазочным маслам предъявляется ряд эксплуатационно-технических требований. В частности, они должны иметь оптимальную и стабильную вязкость, обладать высокой маслянистостью, не вызывать и не способствовать коррозии деталей, иметь хорошую моющую способность, то есть способность вымывать продукты износа и нагар из зазоров между трущимися поверхностями и др.
Смазочные материалы подразделяются на минеральные, органические и синтетические.
Минеральные масла получают при переработке нефти (нефтяные масла) или смол каменного угля, сланца, торфа (смоляные масла). Более 90% минеральных масел нефтяные. Для смазки механизмов тракторов применяются главным образом нефтяные масла.
В зависимости от назначения и условий работы их подразделяют на следующие группы: моторные, индустриальные, турбинные, трансмиссионные и консистентные.
Органические смазочные материалы получают при переработке семян растений и животных жиров. Они обладают хорошей маслянистостью. Применяют их чаще всего в смеси с минеральными маслами для повышения маслянистости последних (компаундированные масла).
Синтетические смазочные материалы обладают химической и термической стойкостью, стабильной вязкостью и могут иметь низкую температуру застывания. Из-за повышенной стоимости производства пока применяются ограниченно.
Особую группу смазочных материалов составляют консистентные смазки. Они представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального масла (основа), загустителя и наполнителя. Консистентные смазки подразделяются на два класса: универсальные и специальные. Консистентные смазки широко применяются в подтипниках ходовой части, рабочего оборудования и многих других механизмов тракторов.
Основными физическими свойствами, определяющими качество масла, являются: удельный вес, вязкость, температура вспышки, температура застывания, коксовое число, антиокислительная стабильность и содержание примесей.
Удельный вес определяют ареометром (нефтеденсиметром).
Вязкость характеризует густоту и текучесть масла. Она измеряется в единицах условной (сантистоксы) и кинематической (градусы) вязкости.
Температура вспышки — это температура воспламенения паров масла, выделяющихся с его поверхности, от постоянного источника огня. Чем ниже температура вспышки, тем больше в масле легковоспламеняющихся фракций.
Температурой застывания масла называют температуру, при которой масло, находящееся в пробирке, остается неподвижным в течение 5 мин при наклоне пробирки 45°. По этому параметру определяется соответствие масла температурным эксплуатационным условиям (время года, климатическая зона) и требованиям пуска двигателя.
Коксовое число определяется выпариванием порции масла, последующим его сжиганием и взвешиванием твердого остатка кокса. По коксовому числу ориентировочно оценивают склонность масла к нагарообразованию.
Антиокислительная стабильность масла зависит от содержания в нем нестойких фракций, окисляющихся под влиянием кислорода воздуха и высокой температуры. В качестве оценочного параметра антиокислительной стабильности масла служит скорость превращения тонкого слоя масла в лаковую пленку.
Масло не должно содержать механических примесей (песок, грязь, металлические частицы), воды, минеральных кислот и щелочей. Наличие примесей определяют исследованием проб масла.
Для улучшения эксплуатационных качеств масла в него добавляют соответствующие присадки: вязкостные, понижающие температуру застывания, противоокислительные, противокоррозионные, антиосадочные (моющие), противопенные и комплексные. Присадки — это сложные металлоор-ганические соединения. Их содержание в масле колеблется от нескольких сотых процента до 10… 15%.
Для смазки дизельных двигателей используют масла М-8Б2 по ГОСТ 8581-63, М-8Ва по ТУ 38-101-47-70, М-10В2 по ТУ 38-101-640-76 и др.
Для смазки карбюраторных двигателей применяют масла М-6БЬ М-8БЬ M-lOBj по ГОСТ 10541-63, М-8ВХ по ТУ 38-101-47-70, М-8Гх по ТУ 38-101-15-75 и М-12ГХ по ТУ 38-101-415-73 и др.
Маркировка этих масел по ГОСТ 17479-72: М — моторное; цифра — класс вязкости при 100 °С (сСт); А — для нефорсированных двигателей, Б — для малофорсированных, В — для среднефорсированных, Г — для высокофорсированных; индекс 1-для карбюраторных двигателей, 2 -для дизельных двигателей.
Для механизмов силовых передач применяют трансмиссионное летнее и зимнее масло по МРТУ 38-1-264-68 и все-сезонное ТЭ-15-ЭФО по ТУ 38-1-189-68.
Для смазки механизмов тракторов используют такие консистентные смазки: универсальные среднеплавкие смазки (солидол жировой УС-1 и УС-2 по ГОСТ 1033-73, солидол синтетический — пресс-солидол С и солидол С по ГОСТ 4366-66); универсальные тугоплавкие смазки (кон-сталины жировые) УТ-1 и УТ-2 по ГОСТ 1957-73.
Обозначения для консистентных смазок: У — универсальная, Н — низкоплавкая, С — среднеплавкая, Т — тугоплавкая, С — синтетическая.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочные материалы для тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы