При эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин смазочные материалы используют для понижения интенсивности изнашивания деталей в результате создания наиболее благоприятных условий взаимодействия поверхностей трения. Это достигается поддержанием в сопряжениях жидкостного трения, позволяющего постоянно понижать температуру поверхностей трения, удалять продукты изнашивания и предохранять от окисления незащищенные части машин. Нарушение нормальных режимов смазки деталей приводит к быстрому их изнашиванию и частым внеплановым ремонтам по техническим причинам.
По характеру происхождения смазочные материалы можно классифицировать на растительные, животные и минеральные. Растительные смазочные материалы изготовляют из семян масленичных растений, животные — из сырья при переработке жиров и масел животных, а минеральные получают из полезных ископаемых земли (нефти, каменного угля, торфа и др.).
Используемые при эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин смазочные материалы в зависимости от состояния при нормальной температуре можно подразделить на две группы: смазочные масла и пластические смазочные материалы. Выбор того или иного материала определяется его физико-химическими свойствами, назначением и конструкцией смазываемого узла, скоростями, нагрузками и другими факторами, характеризующими режимы и интенсивность использования узла, а также разновидностью системы смазки. При одинаковой возможности применить масла или пластические материалы предпочтение следует отдать жидким смазочным материалам.
Решающее значение на выбор смазочного материала оказывает температурный режим поверхностей трения деталей. С повышением температуры поверхностей затрудняется удержание смазочного материала, изменяются его свойства в процессе работы. При выборе сортов смазочных материалов необходимо также учитывать сезонные колебания температуры окружающего воздуха. Для погрузочно-разгрузочных машин, особенно с приводом от двигателя внутреннего сгорания, при смазывании одних и тех же узлов используют зимние и летние сорта смазочного материала. Применение одних смазочных материалов в летний и зимний сезоны ухудшает условия работы деталей, повышает интенсивность изнашивания и затрудняет запуск двигателей.
Наиболее широкое распространение получили моторные, трансмиссионные и индустриальные масла. Масло одного и того же названия и назначения выпускается нескольких сортов, которые обладают различными свойствами, определяющими пригодность его к работе в конкретных условиях.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие смазочные масла.
Вязкость — важнейшее свойство смазочного масла, характеризующее его внутреннее трение. От него зависит возможность создания жидкостного трения между поверхностями деталей. При недостаточной вязкости масло не удерживается на поверхностях трения, с увеличением вязкости повышается так называемая несущая способность слоя смазки. Различают динамическую и кинематическую вязкость.
Единицей динамической вязкости служит паскаль-секунда. Эта единица значительна по своему размеру, в связи с чем в практических условиях для выражения динамической вязкости масла целесообразно применять дольную единицу — милли-паскаль-се-кунду (мПа-с). Под кинематической вязкостью понимается отношение динамической вязкости к плотности смазочного масла, взятых при одной и той же температуре. За единицу кинематической вязкости принят квадратный метр на секунду (м2/с).
Температура вспышки — самая низкая температура, до которой необходимо нагреть масло, чтобы его пары с воздухом образовали взрывчатую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Температура нагрева, при котором масло не только вспыхивает, но горит при поднесении к нему огня, называется температурой воспламенения. Значения этих температур характеризуют огнестойкость масел, а также их однородность.
Температура застывания характеризует способность масел терять подвижность и затвердевать с понижением температуры. В холодный период года необходимо применять зимние сорта масел, обладающие пониженной вязкостью и температурой застывания. Для определения температуры застывания смазочное масло наливают в пробирку, выдерживают определенное время в холодильной камере. Если после охлаждения и наклона пробирки на угол 45° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин, то масло считается застывшим. Наибольшая температура, при которой сохраняется неизменным положение уровня, и будет температурой застывания масла.
В отличие от смазочных масел пластические материалы представляют собой густой мазеобразный продукт, включающий минеральные масла и различного рода загустители (парафин, церезин, петролатум и др.). Они применяются в тех узлах машин, в которых невозможно обеспечить непрерывную подачу жидких смазочных масел. Пластические материалы должны обладать определенными физико-химическими свойствами, характеризующимися пенетрацией, температурой каплепадения, водостойкостью и др.
Пенетрация — показатель, дающий представление о мягкости или твердости смазки. При определении степени пенетрации смазки в нее в течение 5 с вдавливается под действием собственного веса металлический конус установленного размера. По глубине проникновения конуса оценивается консистентность смазки, измеряемая числом пенетрации. Например, если пенетрация смазки равна 240, то это означает, что конус погрузился на глубину 240 мм.
Температура каплепадения — это температура, при которой падает первая капля смазочного материала, помещенного в специальный сосуд и подогреваемого в заданных условиях. По температуре каплепадения ограничивается тепловой режим применения смазочного материала. Обычно считается, что при работе смазочного материала окружающая температура должна быть на 15—20 °С ниже температуры ее каплепадения.
Водостойкость — способность смазочного материала не разрушаться и не терять эксплуатационных свойств при соприкосновении с водой. К. числу водостойких относятся кальциевые смазочные материалы. Натриевые смазочные материалы неводостойки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочные материалы погрузочно-разгрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы