Очевидно, что одним из наиболее эффективных способов борьбы с изнашиванием деталей крановых механизмов является смазывание их трущихся поверхностей. Смазывание снижает потери мощности приводов механизмов и скорости изнашивания взаимодействующих деталей путем создания между ними устойчивых граничных пленок смазки или режима жидкостного трения (масляного клина). Очевидно, что смазывание применяют только для борьбы с вредными внутренними силами трения в крановых механизмах. На грузоподъемных кранах пары трения: тормозной шкив и колодка; ходовое колесо и рельс, работающие в условиях сухого трения, не смазывают. Помимо этого смазывание устраняет возможные заедания деталей, защищает их поверхности от коррозии и отводит от них теплоту.
Рабочие жидкости гидросистем РЖГ применяют в гидроприводах, в частности на грузоподъемных кранах, в электрогидравлических толкателях приводов тормозов. Назначение РЖГ — передача энергии, смазывание и защита деталей толкателя от коррозии. Для этого они не должны содержать механических примесей и вредных веществ, быть однородными (не расслаиваться), иметь постоянную вязкость в широком диапазоне температур и не замерзать при низких температурах, не испаряться, обладать высокой физической и химической стабильностью, а также электроизоляционными свойствами — пробивное напряжение не менее 20 кВ/мм.
Работоспособность механизмов крана зависит от правильного выбора сортов смазочного материала и РЖГ, строгого соблюдения установленных режимов смазывания, своевременной замены указанных материалов и качественного выполнения всех операций.
По физическому состоянию смазочные материалы разделяют на масла, пластичные (консистентные) и твердые смазочные материалы. К маслам относят материалы, сохраняющие при температуре 10…15° С текучесть, к пластичным — материалы, переходящие при указанной температуре в мазеподобное состояние. Твердые материалы (графит, тальк, слюда, дисульфид молибдена) применяют самостоятельно в виде прутков (брусков) или в качестве компонентов, добавок и присадок к другим смазочным материалам.
По способу производства различают смазочные материалы минерального происхождения, получаемые путем вакуумной перегонки нефтепродуктов (мазута), и неминерального происхождения: растительные (касторовое, хлопковое, подсолнечное, оливковое масла), применяемые в качестве добавок: животные (животный жир и сало, костное масло) и синтетические. Для улучшения свойств смазочных материалов к ним добавляют присадки: вязкостные (для повышения вязкости), антикоррозионные, противоизносные, противозадир- ные, противопенные, моющие.
Следует помнить, что для обеспечения нормальной работы грузоподъемного крана необходимо постоянное наличие смазочного материала между трущимися поверхностями деталей, так как при отсутствии смазки силы трения возрастают в 8… 15 раз со всеми нежелательными последствиями. На современных грузоподъемных кранах применяют два вида смазочных материалов: жидкие масла и пластичные смазки. Масла обладают низким коэффициентом внутреннего трения, высокой стабильностью свойств и чистотой, работоспособностью при высоких скоростях и температурах, способность отводить теплоту, возможностями применения фильтров и сбора отработанного масла и обеспечивают технологичность его замены. К недостаткам масел следует отнести пожароопас- ноЦ(ГЫ, повышенный расход в результате утечек, необходимость частого пополнения масла и применения сложных уплотнений. В свою очередь, различают масла: индустриальные, трансмиссионные, моторные, цилиндровые, компрессорные, турбинные, авиационные и другие, различающиеся свойствами. Пластичные смазки экономичны, хорошо работают при сложных режимах нагружения и обладают высокими герметизирующими свойствами. В то же время эти смазки расслаиваются под воздействием высоких температур, плохо работают при низких температурах и требуют сложных по конструкции устройств для смазывания. По типу загустителя пластичные смазки разделяют на кальциевые (солидолы), натриевые (констали- ны), натриево-кальциевые, литиевые и кремниевые, а по назначению — на антифрикционные, консервационные и уплотни- тельные.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазывание механизмов кранов и смазочные материалы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы