Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство строительных машин

Публикация:
   Соединения деталей в строительных машинах

Читать далее:




Соединения деталей в строительных машинах

Соединения деталей между собой бывают разъемными и неразъемными; в последнем случае разъединение невозможно без разрушения или повреждения как самих деталей, так и соединяющих их элементов или швов.

К разъемным соединениям относятся резьбовые, шпоночные и шлицевые.

Резьбовые соединения применяют в сборочных единицах, которые в процессе эксплуатации подвергаются периодической j сборке или разборке. Резьбовые соединения надежны, недороги технологичны, удобны в работе, однако наличие большого количест- < ва концентраторов напряжений несколько снижает их выносливость. Для получения резьбы на поверхность детали наносят винтовую канавку, один оборот которой на теле резьбы называется витком или ниткой. В зависимости от количества ниток, начинающихся с торца тела резьбы, резьба (рис. 17) бывает одно-, двух-или многозаходной. Резьба может быть цилиндрической и конической, наружной и внутренней, правой и левой.

Цилиндрическая резьба характеризуется числом заходов (числом ниток резьбы); шагом, т. е. расстоянием, на которое переместится винт вдоль своей оси при одном обороте в неподвижной гайке и которое равно Si; углом подъема резьбы а, образованным между винтовой линией по среднему диаметру резьбы и плоскостью, перпендикулярной оси резьбы. В многозаходной резьбе различают также шаг резьбы, равный расстоянию между соседними витками. В однозаходной резьбе S = t.

К наиболее распространенным в строительных машинах резьбам( рис. 18) относятся следующие.

Метрическая, выполняемая как с крупным, так и с мелким шагом и применяемая для полых тонкостенных цилиндров, деталей, работающих в условиях динамических нагрузок, регулировочных винтов. При крупном шаге метрическую резьбу обозначают буквой М с добавлением числа, указывающего наружный диаметр резьбы (мм). Применяется в основном для крепежных деталей.

Дюймовая, в которой вместо шага указывается число витков на один дюйм (25,4 мм) длины резьбы. Применяется для крепежных деталей.

Трубная с профилем дюймовой резьбы, но с закругленными вершинами. Применяется в газовой и водопроводной арматуре.

Трапецеидальная, применяемая для винтовых передач.

Упорная с асимметричным трапецеидальным профилем, используемая для ходовых винтов с большой односторонней осевой нагрузкой.

Круглая, предназначенная для винтов, работающих с большими динамическими нагрузками, и соединительных узлов гидроарматуры.

Рис. 17. Элементы резьб:
а — двухзаходной правой, б — однозаходной левой; S — шаг винта, t — шаг резьбы, а —угол подъема винтовой линии, Р -* сила, перемещающая груз по винту резьбы, Q — масса груза, d — средний диаметр

Коническая, применяющаяся для уплотнительных соединений трубопроводов.

Во всех перечисленных резьбах профили, диаметры и шаги стандартизированы.

К ненормируемым резьбам относится прямоугольная, каждый виток которой в поперечном сечении имеет форму квадрата со стороной, равной половине шага резьбы. Этот вид резьбы применяется в ходовых винтах.

К резьбовым соединениям относятся болтовые и винтовые.

Болтовые соединения включают в себя болт и гайку. По форме стержня болты (рис. 19) бывают нормальные, с подголовком, с утолщенным и чисто обработанным стержнем, предназначенным для установки в развернутое отверстие, с уменьшенным диаметром, снижающим концентрацию напряжений у резьбы.
По точности обработки болты бывают черными, получистыми и чистыми.

Болты резьбовых соединений бывают крепежными (рис. 19) и специальными (рис. 20). Фундаментными болтами крепят оборудование к фундаменту, призонными предотвращают боковое смещение деталей; откидными быстро крепят детали и рым-болтами облегчают захват оборудования.

Гайки (рис 21) для болтовых соединений бывают шестигранными, корончатыми с прорезями для их стопорения шплинтами и круглыми установочными со шлицами или отверстиями.

Иногда вместо болтов применяют шпильки, представляющие собой болты без головки с резьбой на обоих концах.

Винтовые соединения осуществляют винтами, завертываемыми в одну из деталей. Формы головок винтов показаны на рис, 22,

Рис. 18.
а — метрическая, б — дюймовая, в — трубная, г — трапецеидальная, д — упорная, е — круглая, ж— коническая; 11 — гайка, 2 — винт, 3 — муфта, 4—
труба

Для предохранения резьбовых соединений от развертывания применяют стопорение с помощью способов, показанных на рис. 23г а также используют прихватку, расклепку и кернение. Контргайки ставят и затягивают только после полной затяжки основной гайки.

Элементы резьбовых соединений изготовляют из различных сталей — от обычных углеродистых до высоколегированных. Для ответственных сборочных единиц детали резьбовых соединений дополнительно упрочняют. Применяют также резьбовые соединения, элементы которых изготовлены из пластиков.

Рис. 19. Формы болтов:
а—с нормальным стержнем, б— с под головком, в— с утолщенным чисто обработанным стержнем, г — со стержнем уменьшенного диаметра; 1 — головка, 2 — стержень

Рис. 20. Специальные болты: а — фундаментные, б — призонные, в — откидные, г — рым-болты-; 1 — стержень болта, 2 — нарезанная часть болта, 3 — головка болта

Рис. 21. Формы гаек:
а — шестигранных, б — корончатых, в — установочных; 1 — тело гайки, 2 — шлицы

Рис. 22. Формы головок винтов:

Шпоночные соединения применяют для передачи крутящего момента с вала на втулку или наоборот. Этот вид соединении не обеспечивает точную посадку деталей и не позволяет передавать большие крутящие моменты, однако в связи с низкой стоимостью и простотой изготовления широко распространен.

По конструкции различают клиновые, призматические и сегментные шпонки (рис. 24).

В клиновых шпонках с уклоном 1 : 100 в качестве рабочих поверхностей использованы широкие грани. Возможность смещения соединяемых деталей в радиальном направлении сокращает область их применения.

Призматические шпонки, характеризующиеся прямоугольным сечением и закругленными концами, используют как для неподвижных, так и для подвижных соединений (скользящие и направляющие шпонки).

Рис. 23. Стопорение с помощью:
а — контргайки, б — пружинной шайбы, в — корончатой гайки со шплинтом, г — отгибной шайбы, д — стопорной проволоки, е — круглой гайки и замковой шайбы; 1 — основная гайка, 2 — контргайка, 3 — пружинная шайба, 4 — корончатая гайка, 5 — шплинт, 6 — отгибная шайба, 7 — стопорная проволока, 8 — круглая гайка, 9 — замковая шайба

Рис. 24. Виды шпонок:
а — призматическая, б — сегкентная, в — клиновая обычная, г — клиновая на лыске, д — клиновая фрикционная; 1 — вал, 2 — призматическая шпонка, 3 —
корпус, 4— сегментная шпонка, 5 — клиновая шпонка, 6 — клиновая шпонка на лыске, 7—клиновая фрикционная шпонка

Сегментные шпонки используют исключительно для неподвижных соединений. Их рабочие поверхности — боковые.

Шлицевые соединения (рис. 25) отличаются от шпоночных большей прочностью при переменных и ударных нагрузках, возможностью передачи значительных усилий и точным центрированием деталей. Несмотря на высокую стоимость, шлицевые соединения широко применяют как для неподвижных, так и для подвижных (с осевым перемещением) соединений.

Рис. 25. Формы шлицевых соединений:
а — прямобочные, б — эвольвентные, в — треугольные

К неразъемным соединениям относятся заклепочные и сварные.

Заклепочные соединения применяют для создания прочных швов в металлоконструкциях, герметичных швов в резервуарах и прочноплотных швов в паровых котлах, а также в случаях, затрудняющих использование сварки.

Основным элементом заклепочного соединения служит заклепка (рис. 26), представляющая собой цилиндрический стержень с расположенными по его концам головками, из которых закладную делают заранее перед постановкой заклепки.

При клепке происходит силовое воздействие на свободный конец заклепки, формируется замыкающая головка и расклепывается стержень, плотно заполняя все отверстие. Силовое воздействие может быть как ручным, так и машинным.

Клепка бывает горячей, при которой заклепки перед постановкой в гнезда нагревают до температуры 1000—1100°С (светло-красный цвет), и холодной, применяемой для заклепок диаметром менее 12 мм. Используют также смешанную клепку, во время которой нагревают только свободный конец заклепки.
Заклепки, поставленные горячим способом, создают большую силу сжатия склепываемых листов и трения между ними, что облегчает работу заклепочного соединения. При постановке заклепок холодным способом более плотно заполняются отверстия.

В качестве материала для изготовления закледок применяют вязкие стали, для специальных случаев — медь, латунь, алюминиевые сплавы. Заклепки из цветных металлов ставят только в холодном состоянии.

Диаметр отверстия под заклейку должен превышать диаметр заклепки на 0,5—1 мм. Отверстие выполняют путем сверления или пробивания с последующей просверловкой.

Размер и форма сплошных заклепок для прочных и плотнопроч-ных швов определены соответствующими ГОСТами.

Рис. 26. Типы заклепок:
а —с полукруглой головкой, б —с потайной головкой, в —с полупотайной головкой; 1 — стержень, 2 — замыкающая головка, 3 — обжимка, 4 — закладная головка, 5 — подставка; б, 6Ь 62 — толщина соединяемых деталей, d — диаметр стержня заклепки, а — длина части стержня, необходимая для образования головки; обычно ai=(0,7—1,3)

Заклепочные швы (рис. 27) по конструкции подразделяют на односрезные нахлесточные или с одной накладкой и двухсрезные— с двумя накладками.

По расположению заклепок швы бывают одно- и многорядные. В последнем случае различают прямое и шахматное построение швов. При работе заклепочных соединений происходит сдвиг соединяемых деталей. Если силы сдвига превосходят силы трения, то тело заклепки подвергается срезу, смятию и изгибу.

Рис. 27. Виды заклепочных швов:
а — нахлесточное, б — с одной накладкой, в — с двумя накладками; 1 — заклепка, 2, 3 — соединяемые части, 4 — накладки

В соединениях, в которых взаимный сдвиг деталей не допускается (например, в плотных швах), заклепки рассчитывают на срез.

Сварные соединения распространены наиболее широко, так как в большинстве случаев позволяют добиваться прочности основного металла.

К основным видам сварных соединений относятся стыковые, которые в зависимости от толщины свариваемых листов выполняет без или с предварительной разделкой кромок, и угловые, которые по расположению к направлению действия нагрузки бывают лобовыми, фланговыми и комбинированными и предназначаются для нахлесточных и тавровых соединений.

По технологии выполнения угловых швов различают горизонтальные (наиболее прочные), вертикальные и потолочные (наименее прочные).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство строительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Соединения деталей в строительных машинах"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства