Соединения деталей между собой бывают разъемными и неразъемными; в последнем случае разъединение невозможно без разрушения или повреждения как самих деталей, так и соединяющих их элементов или швов.
К разъемным соединениям относятся резьбовые, шпоночные и шлицевые.
Резьбовые соединения применяют в сборочных единицах, которые в процессе эксплуатации подвергаются периодической j сборке или разборке. Резьбовые соединения надежны, недороги технологичны, удобны в работе, однако наличие большого количест- < ва концентраторов напряжений несколько снижает их выносливость. Для получения резьбы на поверхность детали наносят винтовую канавку, один оборот которой на теле резьбы называется витком или ниткой. В зависимости от количества ниток, начинающихся с торца тела резьбы, резьба (рис. 17) бывает одно-, двух-или многозаходной. Резьба может быть цилиндрической и конической, наружной и внутренней, правой и левой.
Цилиндрическая резьба характеризуется числом заходов (числом ниток резьбы); шагом, т. е. расстоянием, на которое переместится винт вдоль своей оси при одном обороте в неподвижной гайке и которое равно Si; углом подъема резьбы а, образованным между винтовой линией по среднему диаметру резьбы и плоскостью, перпендикулярной оси резьбы. В многозаходной резьбе различают также шаг резьбы, равный расстоянию между соседними витками. В однозаходной резьбе S = t.
К наиболее распространенным в строительных машинах резьбам( рис. 18) относятся следующие.
Метрическая, выполняемая как с крупным, так и с мелким шагом и применяемая для полых тонкостенных цилиндров, деталей, работающих в условиях динамических нагрузок, регулировочных винтов. При крупном шаге метрическую резьбу обозначают буквой М с добавлением числа, указывающего наружный диаметр резьбы (мм). Применяется в основном для крепежных деталей.
Дюймовая, в которой вместо шага указывается число витков на один дюйм (25,4 мм) длины резьбы. Применяется для крепежных деталей.
Трубная с профилем дюймовой резьбы, но с закругленными вершинами. Применяется в газовой и водопроводной арматуре.
Трапецеидальная, применяемая для винтовых передач.
Упорная с асимметричным трапецеидальным профилем, используемая для ходовых винтов с большой односторонней осевой нагрузкой.
Круглая, предназначенная для винтов, работающих с большими динамическими нагрузками, и соединительных узлов гидроарматуры.
Рис. 17. Элементы резьб:
а — двухзаходной правой, б — однозаходной левой; S — шаг винта, t — шаг резьбы, а —угол подъема винтовой линии, Р -* сила, перемещающая груз по винту резьбы, Q — масса груза, d — средний диаметр
Коническая, применяющаяся для уплотнительных соединений трубопроводов.
Во всех перечисленных резьбах профили, диаметры и шаги стандартизированы.
К ненормируемым резьбам относится прямоугольная, каждый виток которой в поперечном сечении имеет форму квадрата со стороной, равной половине шага резьбы. Этот вид резьбы применяется в ходовых винтах.
К резьбовым соединениям относятся болтовые и винтовые.
Болтовые соединения включают в себя болт и гайку. По форме стержня болты (рис. 19) бывают нормальные, с подголовком, с утолщенным и чисто обработанным стержнем, предназначенным для установки в развернутое отверстие, с уменьшенным диаметром, снижающим концентрацию напряжений у резьбы.
По точности обработки болты бывают черными, получистыми и чистыми.
Болты резьбовых соединений бывают крепежными (рис. 19) и специальными (рис. 20). Фундаментными болтами крепят оборудование к фундаменту, призонными предотвращают боковое смещение деталей; откидными быстро крепят детали и рым-болтами облегчают захват оборудования.
Гайки (рис 21) для болтовых соединений бывают шестигранными, корончатыми с прорезями для их стопорения шплинтами и круглыми установочными со шлицами или отверстиями.
Иногда вместо болтов применяют шпильки, представляющие собой болты без головки с резьбой на обоих концах.
Винтовые соединения осуществляют винтами, завертываемыми в одну из деталей. Формы головок винтов показаны на рис, 22,
Рис. 18.
а — метрическая, б — дюймовая, в — трубная, г — трапецеидальная, д — упорная, е — круглая, ж— коническая; 11 — гайка, 2 — винт, 3 — муфта, 4—
труба
Для предохранения резьбовых соединений от развертывания применяют стопорение с помощью способов, показанных на рис. 23г а также используют прихватку, расклепку и кернение. Контргайки ставят и затягивают только после полной затяжки основной гайки.
Элементы резьбовых соединений изготовляют из различных сталей — от обычных углеродистых до высоколегированных. Для ответственных сборочных единиц детали резьбовых соединений дополнительно упрочняют. Применяют также резьбовые соединения, элементы которых изготовлены из пластиков.
Рис. 19. Формы болтов:
а—с нормальным стержнем, б— с под головком, в— с утолщенным чисто обработанным стержнем, г — со стержнем уменьшенного диаметра; 1 — головка, 2 — стержень
Рис. 20. Специальные болты: а — фундаментные, б — призонные, в — откидные, г — рым-болты-; 1 — стержень болта, 2 — нарезанная часть болта, 3 — головка болта
Рис. 21. Формы гаек:
а — шестигранных, б — корончатых, в — установочных; 1 — тело гайки, 2 — шлицы
Рис. 22. Формы головок винтов:
Шпоночные соединения применяют для передачи крутящего момента с вала на втулку или наоборот. Этот вид соединении не обеспечивает точную посадку деталей и не позволяет передавать большие крутящие моменты, однако в связи с низкой стоимостью и простотой изготовления широко распространен.
По конструкции различают клиновые, призматические и сегментные шпонки (рис. 24).
В клиновых шпонках с уклоном 1 : 100 в качестве рабочих поверхностей использованы широкие грани. Возможность смещения соединяемых деталей в радиальном направлении сокращает область их применения.
Призматические шпонки, характеризующиеся прямоугольным сечением и закругленными концами, используют как для неподвижных, так и для подвижных соединений (скользящие и направляющие шпонки).
Рис. 23. Стопорение с помощью:
а — контргайки, б — пружинной шайбы, в — корончатой гайки со шплинтом, г — отгибной шайбы, д — стопорной проволоки, е — круглой гайки и замковой шайбы; 1 — основная гайка, 2 — контргайка, 3 — пружинная шайба, 4 — корончатая гайка, 5 — шплинт, 6 — отгибная шайба, 7 — стопорная проволока, 8 — круглая гайка, 9 — замковая шайба
Рис. 24. Виды шпонок:
а — призматическая, б — сегкентная, в — клиновая обычная, г — клиновая на лыске, д — клиновая фрикционная; 1 — вал, 2 — призматическая шпонка, 3 —
корпус, 4— сегментная шпонка, 5 — клиновая шпонка, 6 — клиновая шпонка на лыске, 7—клиновая фрикционная шпонка
Сегментные шпонки используют исключительно для неподвижных соединений. Их рабочие поверхности — боковые.
Шлицевые соединения (рис. 25) отличаются от шпоночных большей прочностью при переменных и ударных нагрузках, возможностью передачи значительных усилий и точным центрированием деталей. Несмотря на высокую стоимость, шлицевые соединения широко применяют как для неподвижных, так и для подвижных (с осевым перемещением) соединений.
Рис. 25. Формы шлицевых соединений:
а — прямобочные, б — эвольвентные, в — треугольные
К неразъемным соединениям относятся заклепочные и сварные.
Заклепочные соединения применяют для создания прочных швов в металлоконструкциях, герметичных швов в резервуарах и прочноплотных швов в паровых котлах, а также в случаях, затрудняющих использование сварки.
Основным элементом заклепочного соединения служит заклепка (рис. 26), представляющая собой цилиндрический стержень с расположенными по его концам головками, из которых закладную делают заранее перед постановкой заклепки.
При клепке происходит силовое воздействие на свободный конец заклепки, формируется замыкающая головка и расклепывается стержень, плотно заполняя все отверстие. Силовое воздействие может быть как ручным, так и машинным.
Клепка бывает горячей, при которой заклепки перед постановкой в гнезда нагревают до температуры 1000—1100°С (светло-красный цвет), и холодной, применяемой для заклепок диаметром менее 12 мм. Используют также смешанную клепку, во время которой нагревают только свободный конец заклепки.
Заклепки, поставленные горячим способом, создают большую силу сжатия склепываемых листов и трения между ними, что облегчает работу заклепочного соединения. При постановке заклепок холодным способом более плотно заполняются отверстия.
В качестве материала для изготовления закледок применяют вязкие стали, для специальных случаев — медь, латунь, алюминиевые сплавы. Заклепки из цветных металлов ставят только в холодном состоянии.
Диаметр отверстия под заклейку должен превышать диаметр заклепки на 0,5—1 мм. Отверстие выполняют путем сверления или пробивания с последующей просверловкой.
Размер и форма сплошных заклепок для прочных и плотнопроч-ных швов определены соответствующими ГОСТами.
Рис. 26. Типы заклепок:
а —с полукруглой головкой, б —с потайной головкой, в —с полупотайной головкой; 1 — стержень, 2 — замыкающая головка, 3 — обжимка, 4 — закладная головка, 5 — подставка; б, 6Ь 62 — толщина соединяемых деталей, d — диаметр стержня заклепки, а — длина части стержня, необходимая для образования головки; обычно ai=(0,7—1,3)
Заклепочные швы (рис. 27) по конструкции подразделяют на односрезные нахлесточные или с одной накладкой и двухсрезные— с двумя накладками.
По расположению заклепок швы бывают одно- и многорядные. В последнем случае различают прямое и шахматное построение швов. При работе заклепочных соединений происходит сдвиг соединяемых деталей. Если силы сдвига превосходят силы трения, то тело заклепки подвергается срезу, смятию и изгибу.
Рис. 27. Виды заклепочных швов:
а — нахлесточное, б — с одной накладкой, в — с двумя накладками; 1 — заклепка, 2, 3 — соединяемые части, 4 — накладки
В соединениях, в которых взаимный сдвиг деталей не допускается (например, в плотных швах), заклепки рассчитывают на срез.
Сварные соединения распространены наиболее широко, так как в большинстве случаев позволяют добиваться прочности основного металла.
К основным видам сварных соединений относятся стыковые, которые в зависимости от толщины свариваемых листов выполняет без или с предварительной разделкой кромок, и угловые, которые по расположению к направлению действия нагрузки бывают лобовыми, фланговыми и комбинированными и предназначаются для нахлесточных и тавровых соединений.
По технологии выполнения угловых швов различают горизонтальные (наиболее прочные), вертикальные и потолочные (наименее прочные).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Соединения деталей в строительных машинах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы