Стальные канаты в трубоукладчиках применяют для подъема груза и грузовой стрелы, а также для подъема и удержания на требуемом вылете стрелы контргруза (на трубоукладчике ТО-1224Г).
Канаты изготовляют свивкой из тонких стальных проволок диаметром 0,5 … 2 мм (предел прочности стали от 140-104 до 220-104 кПа). Канаты бывают одинарной (стальная проволока навита последовательными концентрическими слоями вокруг центральной проволоки), двойной (стальные проволоки свиты в пряди, а затем пряди свиты вокруг сердечника) и тройной (свиты канаты двойной свивки с размещением в пустотах дополнительных сердечников) свивки. Сердечник изготовляют из проволочной пряди или из обработанных растительных материалов (например, пеньки). Свивка прядей в канатах бывает односторонней, когда направление свивки совпадает с направлением свивки проволок в каждой пряди, и крестовой, когда направление свивки прядей и проволок противоположное. Канаты крестовой свивки меньше раскручиваются, чем канаты односторонней свивки, но хуже прилегают к поверхностям блоков и барабанов, более жестки, вследствие чего быстрее изнашиваются.
В зависимости от расположения проволок и прядей по площади поперечного сечения канаты бывают с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей (ТК), с линейным касанием отдельных проволок в пряди (ЛК) и комбинацией точечного и линейного касания проволок в пряди (ТЛК).
В трубоукладчиках применяют стальные канаты (табл. 3) двойной свивки, свитые из шести прядей, каждая из которых имеет соответственного проволок; сердечник свит из семи прядей по семь проволок ИЛИ выполнен из органического материала. Конструкция канатов (рис. 61, а) обозначается так, например: 6X36+7X7, где 6 —пряди, 36 — проволок в пряди, 7X7 — сердечник из семи прядей по семь проволок (органический сердечник — соответственно 1 о. с). Диаметр канатов (18,20 или 21 мм) выбирают в зависимости от кратности полиспаста, например для шестикратного полиспаста (трубоукладчик ТГ-201) —18 мм, для четырехкратного (ТО-1224Г) — 20 мм.
Таблица 3.
Характеристика канатов трубоукладчиков
На трубоукладчиках канат (грузовой и стреловой) одним концом крепят соответственно к грузовому или стреловому барабану лебедки накладками, которые прижимают их болтами к барабану. Толщина накладок должна быть на 2—3 мм больше диаметра устанавливаемого каната.
Другой свободный конец канатов после протаскивания через систему блоков крепят к элементам полиспаста или цилиндру-датчику (на трубоукладчике ТГ-201) клиновым зажимом (рис. 61, б) следующим образом. В плоское суживающееся отверстие стального корпуса зажима пропускают канат таким образом, чтобы оба конца его выходили из узкой стороны отверстия.
Рис. 61. Канаты, применяемые на трубоукладчиках (а), и клиновой зажим канатов (б):
I — канат конструкции 6×19+1 о. с, II— то же, 6×36 + 7×7; 1 — корпус, 2 —клин, 3 — канат
Затем в петлю, которая образуется частью каната, выходящего из широкой стороны отверстия, закладывают стальной клин (коуш) и затягивают его канатом. При этом канат зажимается между внутренними поверхностями отверстия в корпусе и клином, имеющим на боковых поверхностях канавки для’ плотного прилегания каната. Благодаря малому углу клина с увеличением натяжения каната увеличивается сила затягивания клина.
Перед установкой на трубоукладчик, а также в процессе эксплуатации канат осматривают. Он не должен иметь таких, например, дефектов, как неплотности навивки прядей, местные повреждения в виде вмятин, следы коррозии.
При эксплуатации проволоки каната разрушаются не одновременно. Первые единичные обрывы проволок еще не следует рассматривать как указание на необходимость немедленной замены каната новым. Однако после обнаружения первых обрывов проволок за состоянием каната необходимо систематически наблюдать и регистрировать нарастание числа обрывов проволок на длине одного шага свивки. Нормы, установленные Госгортех-надзором СССР для предельных количеств обрывов проволок каната с органическим сердечником, приведены в табл. 4.
Таблица 4.
Число обрывов проволоки на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть заменен новым.
Износ проволоки определяют по диаметру каната с помощью микрометра. Для этого в месте обрыва отгибают конец проволоки, очищают участок наибольшего износа от грязи или ржавчины и замеряют в этом месте диаметр проволоки. Результат замера сравнивают с первоначальным диаметром проволоки. Канат бракуется также при расплющивании и т. п.
Согласно заводской инструкции канаты, применяемые на трубоукладчиках, следует ежесменно осматривать. При осмотре проверяют состояние каната, правильность его укладки на барабаны и блоки, надежность крепления каната, чистоту канатов и наличие на них смазочного материала.
Смазка предохраняет канаты от коррозии и преждевременного износа. В связи с этим через каждые 60 ч работы канаты по всей длине покрывают канатной мазью ИК.
Перед установкой каната проверяют по сертификату (свидетельству) испытаний соответствие его паспортным данным. Отступление от данных паспорта не допускается, так как это может послужить причиной несчастного случая или интенсивного износа каната.
Канаты с заводов поступают намотанными на барабаны или свернутыми в бухты. Разматывают канаты путем вращения барабана или раскатывания бухты.
Разматывать канат с неподвижно лежащего барабана или бухты нельзя, это обычно приводит к образованию петель, выпрямление которых ведет к расслоению прядей и сердечника, а также к образованию заломов.
Размотав канат необходимой длины, его отрезают ножовкой или отрубают зубилом. Чтобы при этом предохранить концы каната от развивания, по обе стороны от предполагаемого места разреза его перевязывают мягкой проволокой, причем длина каждой закрутки должна быть не менее 10 витков проволоки, а расстояние между закрутками проволоки — не более двух диаметров каната.
После установки нового каната на трубоукладчик рекомендуется проработать 15—20 мин вхолостую, а затем 10—30 мин с небольшой нагрузкой, чтобы все проволоки и пряди каната заняли правильное положение.
Хранить канаты следует в защищенных от атмосферных осадков местах. Перед хранением канаты обильно смазывают, а затем свертывают в бухту и завязывают во избежание раскручивания в нескольких местах проволокой или наматывают на бобину барабана. Подготовленный к хранению канат снабжают биркой с указанием его длины, диаметра и назначения. Для канатов, не бывших в употреблении, на бирках указывают дату его выдачи и заводской номер паспорта.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стальные канаты в трубоукладчиках"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы