Коэффициент сцепления является основным параметром при оценке тяговых возможностей колесного движителя. Он, так же как коэффициент сопротивления качению, зависит от многих факторов, определяющих состояние грунта, конструкцию шины, буксование колеса, нагрузку на колесо и т. д.
На твердых, слабодеформируемых покрытиях коэффициент сцепления определяется в основном трением резины о покрытие в зоне контакта, а на деформируемых грунтах — поверхностным трением и работой грунта на срез под действием грунтозацепов протектора шины (трением грунта по грунту).
При движении по дорогам с твердым покрытием на величину коэффициента сцепления существенно влияет состояние поверхности покрытия. На влажных твердых покрытиях коэффициент сцепления резко снижается, достигая минимальных значений при движении Цо дорогам, покрытым слоем грязи или льда. Отмечается влияние скорости на величину коэффициента сцепления. Так, с увеличением скорости коэффициент сцепления, как правило, несколько снижается почти на всех типах твердых покрытий, кроме обледеневшего, на котором имеет место обратное явление.
На деформируемом грунте коэффициент сцепления падает с повышением влажности грунта. По мере увеличения прочности грунтов коэффициент сцепления сначала растет, затем незначительно понижается. Максимальные значения коэффициентов сцепления соответствуют грунтам с модулем деформации 1000 — 15 000 кн/м2 (10—150 кГ/см2).
Снижение давления воздуха в шине приводит к увеличению коэффициента сцепления для деформируемых грунтов. Это объясняется увеличением площади контакта и улучшением взаимодействия протектора с грунтом. Поэтому при движении по деформируемым грунтам шины низкого давления обладают более высокими сцепными качествами, чем шины высокого давления, применяемые на автомобилях.
Коэффициент сцепления зависит от нагрузки на колесо, уменьшаясь с повышением этой нагрузки при движении по твердым поверхностям.
Для большинства поверхностей коэффициент сцепления увеличивается с увеличением буксования, достигая максимальных значений при почти полном буксовании колес. Особенно заметно это увеличение при движении по мягким грунтам.
В тяговых и других расчетах колесных тягачей обычно пользуются средними значениями коэффициентов сцепления, полученными при испытаниях. Однако необходимо учесть, что значения коэффициентов сцепления, приводимые в справочных данных, обычно соответствуют буксованию при 6 = 0,154-0,20 и поэтому далеки от максимальных значений. В настоящее время имеется сравнительно небольшое количество данных о коэффициентах сцепления, полученных при максимальном буксовании шин низкого давления. Так, для плотных суглинистых грунтов оптимальной влажности при полном буксовании коэффициент сцепления может достигать значений 0,9—1,0.
Исследования сцепления пневмошин и влияния различных параметров на коэффициент сцепления были проведены в СибАДИ (Сибирском автомобильно-дорожном институте) под руководством Н. А. Ульянова.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сцепление колеса с грунтом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы