Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:
   Сцепления трактора

Читать далее:




Сцепления трактора

Общее устройство. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, кратковременного их разъединения, плавного соединения, предохранения силовых (передающих крутящий момент) деталей от чрезмерных нагрузок.

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено сухое двухдисковое сцепление постоянно-замкнутого типа. Ведущие части сцепления расположены на маховике (рис. 35). Промежуточный диск присоединен к нему с помощью тангенциальных пластин. Нажимной диск установлен тремя призматическими выступами в пазах опорного диска, который закреплен на маховике с помощью пальцев, дистанционных втулок и гаек, фиксируемых от самопроизвольного отворачивания пружинными шайбами. Тангенциальные пластины зажаты между дистанционными втулками на пальцах. Установкой промежуточного диска на тангенциальных пластинах, которые одним концом закреплены на диске, а вторым — на пальцах между дистанционными втулками, и опорного диска на пальцах достигнуты лучшая балансировка, очистка поверхностей трения от продуктов изнашивания и охлаждение деталей за счет вентиляции.

Между опорным и нажимным диском установлены шесть пружин со стаканами и термоизолирующими шайбами. На осях и роликах установлены три отжимных рычага, опоры для которых — вилки, закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек, фиксируемых пластинами. Последние прикреплены к опорному диску болтами М8 X16. В нейтральное положение при включенном сцеплении промежуточный диск устанавливают тремя тангенциальными пластинами и тремя опорными пластинами, опирающимися средней частью на головки болтов, а концами — на нажимной диск и регулировочные болты, ввернутые в опорный диск и зафиксированные гайками.

Болтами регулируют при включенном сцеплении перемещение промежуточного диска в сторону нажимного диска.

Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками установлены два ведомых диска, передающих крутящий момент от дизеля через силовой вал сцепления к трансмиссии трактора.

На ведомом диске имеется ступица со шлицами для соединения с валом, демпферное устройство с резиновыми элементами, позволяющими компенсировать перекос ступицы относительно верхних частей диска и гасить крутильный колебания, две фрикционных накладки, одна из которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.

Рис. 35. Сцепление:
1 — маховик; 2 — промежуточный диск; 3 — тангенциальные пластины; 4 — нажимной диск; 5 — опорный диск; б — демпферный элемент; 7 — отжимной рычаг; 8 — ось отжимного рычага; 9 — ролики; 10 — опорная вилка; 11 — регулировочная гайка; 12 — стопорная пластина; 13 — упругий элемент опорного диска; 14 — ступица привода ВОМ; 15 — отводка; 16 — кронштейн отводки; 17 —опорная пластина; 18 — болт; 19 — регулировочный болт; 20 и 29 — гайки; 21, 22 и 32 — дистанционные втулки; 23 — шлицевая втулка; 24 — ведущий вал привода независимого ВОМ; 25 — вилка; 26 — стакан; 27 — пружина; 28 — термоизолирующая шайба; 30 — фрикционные накладки; 31 — ступица, ведомого диска; 33 — палец; 34 — ведомый диск в сборе; 35 — манжета; 36 — подшипник; 37 — силовой вал; 38 — выжимной подшипник.

Ведомый диск такой конструкции сжимается, перемещаясь в осевом направлении, за счет чего повышается плавность включения сцепления.

Вал своим носком установлен в подшипнике, который расположен в гнезде коленчатого вала. Другой конец вала через шлицевую втулку соединен с первичным валом коробки передач. Перед установкой подшипника полость в коленчатом валу заполняют смазкой и закрывают манжетой.

Между шлицевой ступицей опорного диска и ведущим валом привода ВОМ установлена шлицевая втулка опорного диска с упругими элементами.

Выключают сцепление нажатием выжимного подшипника на отжимные рычаги, установленные на отводке, соединенной с педалью сцепления (рис. 36) через вилку (см. рис. 35), валик (см. рис. 36), рычаг, тягу и рычаг. Смазывают выжимной подшипник через специальное отверстие, которое закрывают резьбовой конической пробкой (рис. 37), в корпусе сцепления и масленку, ввернутую в левую цапфу отводки (см. рис. 35).

Рис. 36. Привод управления сцеплением:
1 — стержень педали, 2 и 5 — рычаги; 3 — тяга, 4 и 8 — валики; б — возвратная пружина; 7 — кронштейн; 9 — уплотнение стержня педали; 10 — резиновая втулка.

Рис. 37. Корпус
1 — корпус; 2 — ведущий вал привода ВОМ; 3, 4, 8, 15, 16, 24, 25 и 28 — подшипники; 5 — мы; 9 и 30 — оси; 10, 20, 37, 41, 43, 44 и 47 — болты; 11 — ведомая шестерня привода ВОМ [16,6 с^‘1 (1000 об/мин)]; 13, 19 и 49 — валы; 14 — зубчатая муфта; 17 и 31 — гайки; 18 и шестерня; 26 — зубчатый венец; 27 — вал-шестерня привода насоса КП; 29 — стопорное кольцо; ки; 38 — шайба; 39 — крышка люка установки переднего ВОМ; 45— крышка окна бендикса;

Корпус сцепления. В нем расположены приводы независимого двухскоростного ВОМ, насосов коробки передач (КП) и гидронавесной системы, а также насосов гидравлической системы отбора мощности (ГСОМ).

Ведущий вал (см. рис. 37) привода независимого ВОМ с двумя зубчатыми венцами установлен в корпусе на подшипниках, уплотнен в кронштейне (см. рис. 35) отводки резиновой манжетой и постоянно соединен шлицевым концом со ступицей (см. рис. 35) опорного диска сцепления.

С меньшим зубчатым венцом ведущего вала находится в зацеплении шестерня (см. рис. 37) привода насоса гидронавесной системы, установленная на двух подшипниках на оси, фиксируемой в корпусе болтом, и шестерня I ступени редуктора ВОМ [(540 об/мин)]. С большим зубчатым венцом ведущего вала находится в зацеплении шестерня 12 II ступени ВОМ [16,6 с~< (1000 об/мин)]. Шестерни установлены свободно на валу и соединяются с ним поочередно зубчатой муфтой Вал размещен на подшипниках. Подшипник левой фиксирующей опоры затянут гайкой, а подшипник правой опоры установлен в расточку стакана КП.

Для включения / и // ступеней ВОМ муфту перемещают вилкой, установленной на валу. Вилка удерживается во включенном положении болтом через рычаг. С большим венцом вала находится в зацеплении шестерня привода насоса КП и ГСОМ, которая смонтирована на валу, установленном в подшипниках.

Зубчатый венец вала находится в зацеплении с валом-шестерней, установленным в подшипнике и Зафиксированным стопорным кольцом. Подшипник закреплен на оси, установленной в корпусе и затянутой гайкой. Шлицевой хвостовик вала соединен с валом насоса.

Внутри вала проходит вал сцепления, уплотненный манжетой.

Передним шлицевым концом вал соединяется с ведомыми дисками сцепления, задним —с первичным валом коробки передач (рис. 39)

Люк для привода насосов ГСОМ закрыт крышкой (см. рис. 37). Нижний люк, который может быть использован для установки переднего ВОМ, закрыт крышкой, а люк для регулировки сцеп ления — крышкой. При отсутствии пускового двигателя окно бендикса закрыто крышкой. Заливная горловина прикреплена к корпусу сцепления двумя болтами.

При включенном сцеплении вращение от ведомых дисков (см. рис. 35) через вал (см. рис. 37) передается на первичный вал (рис. 38 —см. форзац) коробки передач. Через вал (см. рис. 37) и шестерню передается вращение от дизеля к насосу гидронавесной системы, а также на привод независимого ВОМ (на шестерни 11—1 ступени и 12 —II ступени).

Рис. 39. Первичный и промежуточный валы в сборе:
1 — промежуточный вал; 2 — первичный вал; 3 — распределитель; 4 — стакан; 5, 19 и 20- подшипники; 6, 12 и 15 – роликовые подшипники; 7—ведомая шестерня I передачи; 8 — ведомая шестерня II передачи; 9 — ведомая шестерня III передачи; 10 -ведомая шестерня IV передачи; 11, 21 и 22 – гайки; 13 — ведущая шестерня I передачи; 14 — ведущая шестерня III передачи; 16-ведущая шестерня II передачи; 17 — ведущая шестерня IV передачи; 18 – многодисковая муфта (двойной фрикцион); 23 — уплот-нительное кольцо.

Переключают зубчатую муфту с I ступени (шестерня 11) на II ступень (шестерня 12) и наоборот при неработающем дизеле поворотом рычага 21, отпустив предварительно болт 20. После переключения зубчатой муфты болт затягивают.

Техническое обслуживание сцепления заключается в периодическом смазывании выжимного подшипника, проверке и подтяжке резьбовых соединений, проведении регулировок и устранении возникающих неисправностей. Выжимной подшипник (см. рис. 35) смазывают солидолом через гибкий шланг-удлинитель (см: рис. 37), ввернутый в цапфу отводки (см. рис. 35), и по специальному отверстию — в зону сопряжения отводки с ее кронштейном. При отсутствии гибкого шланга масленку вворачивают в цапфу отводки. Для доступа к масленке необходимо отвернуть пробку (см. рис. 37) на левой стенке корпуса сцепления. Периодичность смазывания — через 250 моточасов.

Положение отжимных рычагов регулируют гайками. Размер от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска должен быть 12 ±0,5 мм. Отклонение этого размера для отдельных рычагов сцепления не должно превышать 0,3 мм. После завершения регулировки гайки фиксируют стопорными пластинами.

В нейтральное положение промежуточный диск устанавливают механизмом регулировки: отворачивают регулировочные болты до момента соприкосновения пластины с болтом крепления тангенциальных пластин промежуточного диска. Болт контрят гайкой.

Свободный ход педали сцепления регулируют изменением длины тяги (см. рис. 36). Он должен находиться в пределах 30…40 мм, что обеспечивает зазор, равный 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. В процессе эксплуатации допускается изменение свободного хода педали до 20 мм, после чего необходимо вновь провести регулировку.

Для того чтобы демонтировать сцепление с маховика дизеля, необходимо сжать пружины, ввернув через отверстия опорного диска в диск три технологических болта (до упора головками в опорный диск).

При установке сцепления на маховик необходимо выполнить следующие операции, соблюдая их последовательность.
1. Расположить ведомые диски короткой частью ступицы один к другому.
2. Установить на любые три равнорасположенных пальца маховика втулки длиной 40 мм, промежуточный диск с тангенциальными пластинами и втулки длиной 29,5 мм. На остальные пальцы установить втулки длиной 72 мм.
3. Установить опорный диск в сборе с нажимным. Перед затяжкой гаек отцентровать ведомые диски с помощью шлицевой оправки с подшипником передней опоры силового вала.
4. Завернуть гайки пальцев маховика до упора и вывернуть три технологических болта.

Положение отжимных рычагов и свободный ход сцепления регулируют в порядке, изложенном ранее.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Сцепления трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства