Природный газ, основным компонентом которого является метан, добывают преимущественно непосредственно из газовых скважин. Некоторое его количество получают в процессе переработки нефти, фракционирования газового конденсата или нефтяного попутного газа. Сжатый природный газ является полноценным моторным топливом и по ряду параметров превосходит современные жидкие моторные топлива. Он не требует существенной и дорогостоящей технологической переработки. В этом заключается одно из основных его преимуществ при использовании на автомобильном транспорте.
Природные газы отечественных месторождений состоят в основном из метана СН4 (82—98%) с небольшими примесями этана С2Н6 (до 6%), пропана С3Н8 (до 1,5%) и бутана С4Ню (до 1%). В попутных газах нефтяных месторождений в зависимости от района их добычи содержание метана может колебаться 40 — 82%, а содержание бутана и пропана 4—20%.
Подаваемый в магистральные газопроводы от различных месторождений природный газ из-за некоторых отличий в компонентном составе обладает несколько неодинаковыми качественными показателями. Для СПГ, используемого в качестве моторного топлива для автомобилей, введены специальные ТУ 51 166—83 «Газ горючий природный сжатый. Топливо для газобаллонных автомобилей». В соответствии с этими техническими условиями на АГНК.С может отпускаться СПГ марок А и Б. Они различаются только плотностью и теплосодержанием из-за разного объемного состава метана и азота:
Стоимость СПГ марок А и Б одинакова. Основными оценочными параметрами качества газового топлива являются элементарный состав, октановое число, теплота сгорания, воспламеняемость, содержание влаги и степень очистки от загрязняющих примесей. По энергетическим параметрам 1 м3 природного газа (метана) эквивалентен 1 л бензина. Для повышения эксплуатационных характеристик СПГ не требует применения антидетонационных присадок. Октановое число СПГ из-за наличия метана достаточно высоко. Физико-химические свойства метана следующие:
Метан относят к простым углеводородам. Молекула метана содержит максимум водорода на один атом углерода. Поэтому он обладает высокой теплотворностью, достаточно широкими пределами воспламеняемости и низким содержанием токсичных компонентов. Высокое содержание водорода в СПГ обеспечивает и более полное сгорание топлива в цилиндрах двигателя по сравнению с СНГ и бензином. В отличие от других углеводородных газов метан намного легче воздуха. Поэтому при утечках он улетучивается и скапливается в верхних частях помещения. Метан имеет высокую детонационную стойкость и допускает форсирование двигателя по степени сжатия (9,5—10,5).
Одна из наиболее важных проблем эффективного использования СПГ на автомобильном транспорте связана с его осушкой на АГНКС. Количество влаги в газе не должно превышать 9 мг/нм3. Точка росы при давлении 20 МПа равна 30 °С. Несоблюдение этого условия приводит к образованию льда (ледяных пробок) в газовых редукторах при дросселировании СПГ. Содержание сероводорода в СПГ не должно превышать по массе 0,1%.
Из таблицы следует, что теплофизические свойства газов марок А и Б практически не отличаются друг от друга (различие по плотности составляет лишь 4%). Температура воспламенения СГ1Г в 3 раза выше температуры воспламенения бензина и находится в пределах 608 … 625 °С (при давлении в камере сгорания двигателя). Такая высокая температура воспламенения СПГ затрудняет пуск двигателя, особенно при пониженных температурах окружающего воздуха.
Выделение тепла на единицу массы метана на 12% больше по сравнению с бензином. Однако по тепловыделению при сгорании горючей смеси он несколько уступает бензину. Низшая удельная теплота сгорания горючей смеси бензина равна 3553,0 кДж/кг, а метана 3218,6 кДж/кг, или на 9,5% меньше.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сжатый природный газ для автомобильных двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы