В трансмиссию экскаватора входят раздаточный редуктор, являющийся одновременно насосной станцией и приводным механизмом рабочего хода, редуктор привода ротора, а также’элементы трансмиссии трактора: коробка передач, задний мост и бортовые редукторы.
При транспортном передвижении гусеничные цепи приводятся от двигателя через раздаточный редуктор, карданный вал, коробку передач, задний мост трактора и бортовые редукторы. Движение на рабочих скоростях обеспечивается гидромеханическим ходоуменьшителем. Ротор имеет привод от высокомоментного гидромотора через редуктор.
Рис. 1. Экскаватор ЭТР-184
Гидросистема экскаватора служит для привода рабочего перемещения, привода ротора, подъема и опускания рабочего оборудования и привода вентиляторов.
Ротор экскаватора ЭТР-134 не Имеет ковшей, и его опорой является центрально расположенный вал. Грунт, доставляемый на поверхность аубьями ротора, ссыпается двумя валиками на бермы траншеи.
Корпус ротора экскаватора ЭТР-134 представляет собой диск, к которому приварены обечайка и зубо-держатели для крепления зубьев. На раме установлены плужки, отодвигающие от бровки траншеи вынесенный зубьями грунт, и зачистное устройство. С выходного вала гидромотора через систему передач вращение передается на зубчатый венец, закрепленный на корпусе ротора.
Роторные траншейные экскаваторы ЭТР-204А, ЭТР-223А и ЭТР-224А имеют идентичную конструкцию и отличаются один от другого параметрами отрываемых траншей. Экскаваторы ЭТР-204А, ЭТР-223А, ЭТР-224А в талых грунтах до III категории включительно прокладывают траншеи с откосами в верхней части, в грунтах IV категории и мерзлых — траншеи прямоугольного сечения. Экскаваторы работоспособны при температуре окружающего воздуха —40 …+40 °С.
Экскаватор ЭТР-204А может быть использован в строительстве водоводов при оснащении его оборудованием для рытья ложа и приямков. В качестве тягача для этого экскаватора используют переоборудованный трактор Т-130МГ. При переоборудовании трактора его двигатель вместе с кабиной сдвигают вперед относительно гусеничного хода. Гусеничный ход удлиняют и расширяют его колею, увеличивают ширину башмаков гусениц.
Тягач обеспечивает транспортные и рабочие перемещения экскаватора и через систему механических и гидравлических передач приводит в движение рабочее оборудование. Рабочие скорости экскаватора обеспечиваются гидромеханической передачей через раздаточный редуктор. Для увеличения тягового усилия с одновременным уменьшением скорости передвижения без увеличения нагрузки на трансмиссию трактора введены дополнительные бортовые редукторы, расположенные между выходным валом заднего моста трактора и ведущими звездочками гусениц.
Рис. 2. Рабочее оборудование экскаватора ЭТР-134
Рис. 3. Ротор экскаваторов ЭТР-204А
Рабочий орган навесного типа служит для разработки и профилирования траншеи и транспортирования разработанного грунта в отвал. Ротор экскаваторов ЭТР-204А, ЭТР-223А, ЭТР-224А оборудован ковшами дугообразной формы с цепными днищам, улучшающими опорожнение ковшей, особенно при работе на липких грунтах. На ковшах расположены гнезда для установки зубьев, Зубья устанавливают в ступенчато-шахматном порядке, обеспечивающем равномерное рыхление грунта. На дисках ротора укреплены рейки 5 зубчатого венца. Внутренняя поверхность зубчатого венца является беговой дорожкой для поддерживающих и направляющих роликов, закрепленных на раме ротора. Ротор имеет две частоты вращения, при этом более
низкая частота вращения используется при работе в мерзлых грунтах и грунтах с каменистыми включениями
Конвейеры экскаваторов ЭТР-204А ЭТР-223А, ЭТР-224А расположены вну три ротора на специальных катках установленных на раме ротора. При вод конвейеров гидрообъемный. Грунт может отсыпаться вправо или влево по ходу движения экскаватора, для чего конвейеры выполнены передвижными, а движение ленты — реверсивным.
Конвейер экскаватора ЭТР-204А криволинейный, экскаваторов ЭТР-223А, ЭТР-224А двухсекционный складной. Для придания криволинейной формы лента сверху прижата к приводным барабанам и опорам резинотканевыми ремнями, которые одновременно служат направляющими бортами для грунта.
Ленточный конвейер экскаваторов ЭТР-223А и ЭТР-224А состоит из двухсекционной рамы, секции которой могут поворачиваться относительно друг друга; опорных и поддерживающих роликов; системы очистки ленты от налипающего грунта и приводных барабанов.
1,ля изменения направления отсыпки грунта необходимо переместить конвейер в сторону отсыпки, при этом приемная часть становится отвальной, а отвальная — приемной. Для укладки кавальера на требуемое расстояние от траншеи необходимо переместить штанги, на которых закреплены приводные барабаны, при этом приемная часть укорачивается, а отвальная — удлиняется. Перемещение конвейера производится устройством, в котором имеется ручная лебедка с механизмом подъема конвейера. Выносная часть конвейера удерживается в рабочем положении канатоблочной системой, управляемой гидроцилиндром.
Задняя опора рабочего органа имеет коробчатое сечение и опорной лыжей скользит по дну отрываемой траншеи.
При работе экскаватора в летнее время или в талых грунтах ротор может оснащаться ножевыми откосниками.
Экскаваторы ЭТР-204А, ЭТР-223А и ЭТР-224А имеют одинаковую кинематическую схему. Вращающий момент от двигателя передается коробке передач трактора, соединенной с раздаточным редуктором. Через редуктор, цепные передачи, редукторы и шестерни, находящиеся в зацеплении с рейками ротора, осуществляется привод рот На валу, соединяющем раздаточный редуктор с редуктором привода ротора, установлена муфта, предохраняющая трансмиссию от поломок при встрече ротора с непреодолимым препятствием. Привод конвейера осуществляется от гидромоторов. Привод гусениц на транспортном ходу осуществляется через коробку передач трактора непосредственно от вала отбора мощности двигателя. Скорости рабочего перемещения обеспечиваются насосом регулируемой подачи через гидромотор, передающий движение шестерням дополнительных передач раздаточного редуктора, а от них — вторичному валу коробки передач трактора.
Гидросистема экскаваторов ЭТР-204А, ЭТР-223А, ЭТР-224А состоит из четырех систем: подъема и опускания рабочего оборудования, привода рабочего передвижения, привода конвейера и привода вентиляторов.
Экскаваторы ЭТР-204А, ЭТР-223А, ЭТР-224А являются модернизированными моделями ранее выпускавшихся экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223, ЭТР 224. Модернизация заключается в замене механического привода конвейеров гидрообъемным приводом, в результате чего претерпели изменения кинематическая и гидравлическая схемы экскаваторов. В кинематической схеме ликвидированы конический редуктор и цепные передачи привода конвейера, предусмотрен редуктор привода насосов конвейера.
Экскаватор траншейный роторный dTP-253A предназначен для разработки траншей под магистральные трубопроводы диаметром 1420 мм в талых грунтах до IV категории включительно и в мерзлых грунтах в условиях Умеренного климата. Экскаватор состоит из базового тягача и рабочего оборудования, включающего ротор, конвейер и зачистное устройство. Задняя часть рамы рабочего оборудования опирается на грунт через пневмоколес-ную опору, а передняя соединена с тягачом через узел сопряжения, снабженный осями для поворота рабочего оборудования относительно тягача в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Тягач экскаватора ЭТР-253А создан на базе трактора ДЭТ-250, в котором вместо электрической трансмиссии постоянного тока для механизма передвижения на транспортных скоростях введена механическая трансмиссия. С целью получения рабочих скоростей экскаватора изменена электрическая схема тягача. В задней части трактора установлен генератор переменного тока мощностью 200 кВт, служащий для питания электродвигателей ротора и конвейера.
Рабочий орган — ротор полуприцепного типа — приводится от индивидуального электродвигателя через редуктор и реечные зацепления. Ротор состоит из дисков, соединенных перемычками и ковшами. Ковши имеют цепные днища и быстросъемные износостойкие режущие зубья, оснащенные пластинами из твердого сплава. Ротор опирается на две пары поддерживающих и две пары направляющих роликов.
Конвейер состоит из двух секций: горизонтальной, расположенной внутри ротора, и отвальной, удерживаемой гидроцилиндрами подъема конвейера. Конвейер имеет двухбарабан-ный привод. Каждый барабан приводится от электродвигателя через редуктор. На отвальной секции конвейера установлено два электродвигателя, на горизонтальной — один.
При работе экскаватора в обруша-ющихся грунтах для образования откосов на раму рабочего органа устанавливают ножевые откосники.
В трансмиссию экскаватора входят редукторы привода генератора, отбора мощности, привода ротора, конвейеров, а также ведущий мост трактора ДЭТ-250 с главной передачей, бортовыми фрикционами и бортовыми передачами.
Рис. 4. Кинематическая схема экскаватора ЭТР-204А
Гидросистема экскаватора состоит из системы подъема рабочего органа и системы подъема конвейеров. Бак, насос и фильтр являются общими для обеих систем.
В качестве задней опоры на экскаваторе ЭТР-253А предусмотрены пневматические шины. При работе они несут те же функции, что и металлические лыжи, а при транспортных перемещениях и перевозках на большегрузных прицепах они выполняют роль опорных тележек. На задней опоре в дополнение к шинам можно устанавливать две лыжи, служащие дополнительными опорами при работе на участках с низкой несущей способностью грунта на дне траншеи.
Экскаватор ЭТР-254А предназначен для разработки траншей под газо-и нефтепроводы в районах с тяжелыми климатическими и – грунтовыми условиями. Принцип работы экскаватора ЭТР-254А аналогичен принципу работы экскаватора ЭТР-253А.
Экскаватор ЭТР-254А состоит из тягача и рабочего органа полуприцепного типа. Тягач экскаватора разработан на базе узлов тракторов К-701 и Т-130МГ. Привод всех механизмов механический. Ротор —с двухрядным расположением ковшей. Ковши одного ряда сдвинуты на полшага по отношению к ковшам другого ряда. Конвейер Двухсекционный, складывающийся. Подъем и опускание конвейера осуществляются с помощью гидроцилиндров. Задняя часть рамы опирается на грунт через пневмоколесную опору с лыжами.
В трансмиссию экскаватора входят коробка передач трактора К-701, редукторы реверса ротора, привода ротора, привода конвейеров, барабаны конвейера, ходоуменыпитель и ведущий мост, состоящий из главной передачи и планетарных редукторов трактора К-701, а также бортовых фрикционов и тормозов трактора Т-130МГ. Гусеничный ход трактора Т-130МГ удлинен; катки и механизм натяжения используются от трактора без изменения конструкции.
Рис. 5. Экскаватор ЭТР-258А
Гидросистема эксказатора ЭТР-254А состоит из двух систем: подъема рабочего оборудования и подъема конвейера. Бак, насос и фильтр являются общими для обеих систем.
Экскаватор ЭТР-254А является модернизацией ранее выпускавшегося экскаватора ЭТР-254. Модернизации были подвергнуты тягач и рабочий орган экскаватора. Модернизация тягача включала удлинение гусеничного хода, уменьшение вылета силового агрегата и кабины, опускание натяжного и ведущего колес. Усилен задний мост, улучшены эргономические характеристики. Введена пониженная рабочая скорость для более стабильной работы экскаватора на особопрочных грунтах.
При модернизации рабочего органа были повышены прочность ковшей ротора, долговечность реечного зацепления, поддерживающих и направляющих роликов, цепного привода, надежность привода конвейера. Уменьшена энергоемкость копания путем усовершенствования расстановки зубьев ковшей ротора. Изменены конструкции муфты предельного момента и редуктора реверса ротора, которые обеспечивают более надежное предохранение трансмиссии от перегрузок.
Экскаваторы-каналокопатели
Экскаваторы-каналокопатели предназначены для рытья за один проход каналов полного профиля, не требующих доработок дна и откосов.
По виду рабочих органов экскава-торы-каналокопатели подразделяются на плужно-роторные, двухроторные и шнекороторные.
Плужно-роторные каналокопатели предназначены для нарезки оросительных каналов трапецеидального сечения глубиной до 0,5 м с односторонним расположением кавальеров в грунтах I и II категорий с каменистыми включениями диаметром до 80 мм.
Рабочий орган каналокопателей комбинированный; включает в себя ротор с рыхлителями, который прорезает опережающую щель и выбрасывает грунт на левую по ходу машины берму канала, и плуг, который прорезает противоположный откос канала и подает грунт на ротор. Дальность отбрасывания грунта регулируется поворотным щитком. Сочетание плуга и ротора обеспечивает низкую энергоемкость экскаватора. Однако из-за повышенных тяговых сопротивлений и недостаточно организованных обрушений разрабатываемого грунта на ротор этот вид рабочего оборудования применяется лишь на экскаваторах малых типоразмеров.
Плужно-роторный каналокопатель МК-23 смонтирован на тракторе ДТ-75БВ. Рабочее оборудование включает раму, ротор и плуг. Подъем и опускание ротора осуществляются гидроцилиндром навесной системы трактора. Положение рабочего оборудования по отношению к горизонту регулируется гидроцилиндром. Ротор приводится от вала отбора мощности с помощью карданного вала, конического редуктора и планетарной передачи, размещенной внутри ротора. Над ротором расположены отбойные щитки, управляемые гидроцилиндром. В передней части базового трактора установлен бульдозерный отвал. В каналокопателе применена гидравлическая система ограничения тяги, которая отключает привод хода при встрече рабочего органа с непреодолимым препятствием.
Двухроторные экскаваторы-каналокопатели предназначены для рытья осушительных каналов в торфяных и минеральных грунтах I категории с содержанием отдельных каменистых включений диаметром не более 80 мм. На вновь осушаемых болотах их применяют после предварительного осушения. В зимних условиях машины могут работать при промерзании грунта на глубину 10…15 см.
Рабочий орган таких машин состоит из двух наклонных роторов, каждый из которых при поступательном движении экскаватора прорезает щель вдоль откоса канала. Подрезанная центральная призма грунта под действием собственного веса, рыхлителей и зачистного устройства обрушается на роторы и выносится в отвал.
Рис. 6. Схема разработки грунта плужно-роторным, шкеко-роторным (в) экскаваторами-каналокопателями:
1 — ротор; 2 — центральная призма грунта; 3 — носок зачистного устройства; 4 — рыхлитель; 5 — плуг; 6 — шнек; 7 — конвейер
Двухроторные экскаваторы отрывают мелиоративные каналы трапецеидального сечения, а при развороте роторов могут отрывать каналы параболического сечения.
Экскаватор-каналокопатель ЭТР-125А монтируют на тракторе Т-130МБГ. Роторы приводятся от вала отбора мощности трактора через карданный вал, раздаточную коробку и конический, встроенный в ротор редуктор. Рабочие скорости каналокопателя обеспечиваются с помощью ходоуменьшителя. Фрезы представляют собой конические диски с режущими ножами и лопатками для выброса грунта. Сзади машины имеется зачистное устройство. Оно разделяет грунт выемки и обрушает его на фрезы, а нижним носком-лемехом разрабатывает призму грунта, остающуюся между Фрезами.
Экскаватор-каналокопатель ЭТР-173 разработан на базе унифицированного шасси с использованием узлов и агрегатов тракторов К-701 и 130. Тягач включает силовой модуль трактора К-701 с кабиной, капотами, органами управления и системами.
Рис. 7. Плужно-роторныв каналокопатедь МК-23
Элементы гусеничной цепи, бортовые фрикционы и тормоза использованы от трактора Т-130.
Рабочее оборудование состоит из двух навесных роторов и зачистного ножа. Ротор представляет собой сварную конструкцию в форме диска и оснащен режущими элементами. Навеска роторов на тягач осуществляется посредством стрелы, которая шарнирно соединена с рамой тягача. Подъем и опускание стрелы производятся гидроцилиндрами. Сменные ножи в зачистном устройстве обеспечивают получение трапецеидальной или скругленной формы дна канала. Конструкция зачистного устройства дает возможность установки сменных уши-рителей для получения сечения канала с постоянным и переменным по глубине коэффициентом заложения откосов. Привод роторов, подъема и опускания рабочего органа осуществляется объемными гидропередачами. Питание гидромоторов привода роторов осуществляется от насосной станции, установленной на тягаче.
Шнекороторные экскаваторы предназначены для прокладки в зонах орошения каналов или траншей с откосами в грунтах I—III категорий с каменистыми включениями, размеры которых не превышают 300 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническая характеристика роторных траншейных экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы