Автомобили-самосвалы. Содержание работ и виды ТО автомобилей-самосвалов не отличаются от таковых для бортовых грузовых автомобилей, за исключением операций, связанных с обслуживанием подъемного механизма.
Отказы в элементах подъемного механизма возникают из-за износа колец, поршней и цилиндров подъемника, износа деталей масляного насоса, нарушения герметичности сальников. Увеличенные зазоры в указанных сопряжениях приводят к понижению рабочего давления, к недостаточному для разгрузки углу подъема платформы.
Диагностирование подъемного механизма заключается в определении времени подъема платформы на максимальный угол; усилия, развиваемого подъемным механизмом, шума и вибрации, возникающих при работе подъемного механизма.
Время подъема платформы должно составлять 10—12 с, максимальный угол подъема (55°) должен выдерживаться при неработающем масляном насосе и отключенном перепускном клапане. Если продолжительность подъема груженой платформы превышает 25—30 с, следует заменить насос механизма подъема.
Ограничение максимального угла подъема платформы достигается регулированием длины страхового троса. При ограниченном угле подъема платформы ход цилиндра несколько меньше максимально возможного и цилиндр из-за этого не работает «враспор». Проверка состояния и правильность регулировки троса производятся ежедневно.
Произвольное опускание платформы говорит о плохой герметичности в системе подъемного механизма.
Включение шестерен коробки отбора мощности должно происходить бесшумно, без скрежета или «рычания». Если при включении прослушивается сильный шум, следует снять коробку и устранить дефекты.
Необходимо регулярно Следить за герметичностью гидроцилиндра — подтеки рабочей жидкости свидетельствуют об износе уплотнитель-ных колец.
Рабочее давление в гидравлической системе подъемника составляет не менее 9—10 МПа. Для проверки работы предохранительного клапана у автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 отсоединяют трубопровод высокого давления и сливной трубопровод. Присоединяют контрольный манометр со шкалой деления не менее 12 МПа. Пускают двигатель и на частоте вращения коленчатого вала 2000—2200 об/мин фиксируют показания манометра при появлении масла в сливном отверстии.
При ТО-1 проверяют и при необходимости закрепляют подрамник и шарнирное соединение устройства подъема платформы, соединения маслопроводов, шлангов, предохранительного упора платформы. Проверяют состояние заднего борта и его запорного устройства. При необходимости закрепляют коробку отбора мощности, крышки осей опрокидывания платформы, соединения штока и цилиндра подъема платформы, держатель запасного колеса. Проверяют уровень и при необходимости доливают масло.
При ТО-2 выполняют диагностические работы по подъемному механизму и устраняют выявленные неисправности. Сливают отстой из цилиндра гидроподъемника, вынимают и промывают фильтрующие элементы фильтра масляного бака.
Рис. 30.32. Передняя ось низкорамного прицепа МАЗ-5207В
При СО замяняют масло в гидравлической системе, промывая корпуса и заменяя фильтрующие элементы.
Автопоезда. Диагностирование технического состояния полуприцепов и прицепов по элементам тормозных механизмов,электрооборудованию, ходовой части проводится с периодичностью, установленной для соответствующих моделей автомобилей-тягачей, с использованием применяемого для автомобилей диагностического оборудования.
При каждом техническом обслуживании автопоезда следует уделять особое внимание осмотру седель-но-сцепного устройства, проверять работу сцепного механизма.
При ЕО тщательно осматривают автопоезд, проверяют комплектность и исправность его сцепки, работу осветительных приборов и приборов сигнализации, герметичность пневмопривода на слух и по падению давления воздуха по манометру, состояние шин и крепление колес, герметичность по отсутствию подтекания масла в гидросистемах прицепов и полуприцепов.
По возвращении с линии сливают конденсат из пневмобаллонов через сливные краники при давлении воздуха в пневмосистеме автопоезда, равном 0,48—0,53 МПа.
При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают гайки крепления поворотного устройства, проверяют состояние дышла и его крепление к раме прицепа, а также состояние поворотных кругов.
Опорно-сцепное устройство авто-мобиля-тягача и полуприцепа осматривают в расцепленном положении.
Выполняют весь комплекс контрольных и крепежных работ. Проверяют и подкачивают шины. Проверяют и регулируют схождение управляемых колес прицепа (схржде-ние колес, замеренное по ободьям, должно быть 3—5 мм), изменяя длину тяг 1 и 2 (рис. 30.32) вращением наконечников 3 этих тяг, а также проверяют установку дышла и длину поворотных тяг, обеспечивающих движение прицепа по колее автомобиля-тягача.
Перекос задней оси (см. рис. 30.33) двухосного прицепа или полуприцепа проверяют, замеряя расстояние от концов проверяемой оси до оси шкворневого болта (в двухосных прицепах с поворотным кругом), оси шкворня дышла ( в двухосных прицепах с поворотными кругами) и до центра поворотного шкворня (в полуприцепах). Для этого прицеп (полуприцеп) устанавливают на ровную площадку и при помощи отвеса отмечают на ней точки (рис. 30.33, а), соответствующие концам проверяемой оси, и точку, соответствующую центру поворотного устройства (шкворневой болт, шкворень) или шкворня дышла. Затем измеряют расстояния А и Б, которые не должны отличаться друг от друга более чем на 10 мм, чтобы была соблюдена перпендикулярность продольной оси прицепа к задней оси. Правильное положение передней оси двухосных прицепов (с поворотным кругом) проверяют, замеряя расстояния от концов 5 и 3 передней оси до центра 6 сцепной петли дышла. Этой проверкой контролируют одновременно перпендикулярность дышла к передней оси.
Рис. 30.33. Проверка установки осей: а—прицепа; б—полуприцепа
К тормозной системе автопоезда, состоящего из автомобиля-тягача с одним или несколькими прицепами, в отличие от тормозной системы одиночного автомобиля предъявляют дополнительные требования, которые необходимы для поддержания устойчивого движения автопоезда. Прежде всего необходимо, чтобы все составляющие элементы автопоезда тормозились строго одновременно либо торможение начиналось с прицепа. В противном случае прицепы будут набегать на автомобиль-тягач и движение автопоезда окажется неустойчивым.
При формировании трехзвенных автопоездов (автомобиль-тягач — полуприцеп — прицеп; автомобиль-тягач—два прицепа) необходимо использовать подвижной состав, оснащенный двухпроводной или комбинированной системами пневмопривода тормозов (полуприцепы MA3-93801, -9397, -9398, ОдАЭ-9370; прицепы МАЗ-8926, ГКБ-8350, -8352, -8527).
Регулировка тормозов на прицепах и полуприцепах включает регулировку колесных тормозов и их привода. Колесные тормоза с пневматическим приводом на прицепах MA3-5243, СМЗ-810 и др.) и полуприцепах (МАЗ-5245, Од A3-898 и др.) регулируют при увеличении хода штока тормозных камер свыше 25—30 мм. Регулировку выполняют аналогично регулировке тормозов автомо-биля-тягача — поворотом червяка оси регулироввчного рычага, устанавливая ход штока камеры в пределах 15—18 мм. Эффективность тормозных механизмов проверяют на тормозном стенде одновременно с диагностированием тормозных механизмов автомобиля-тягача. Максимальная тормозная сила для колес передней оси прицепа должна быть не менее 2300—2400 Н, разность тормозных сил левого и правого колес не должна превышать 20%. Допустимое время срабатывания тормозов при экстренном торможении должно быть не более 0,6 с — допустимая разница времени срабатывания тормозов колес одной оси прицепа должна быть не более 0,12 с.
Тормозная сила задних колес должна быть не менее 2500 Н. При необходимости регулируют тормоза на максимальную силу торможения.
Проверяют состояние привода тормозной системы. В пневматическом приводе допускается падение давления воздуха от исходного, равного 0,48—0,53 МПа, не более чем на 0,1 МПа за 5 мин при выключенных тормозах и не более чем на 0,1 МПа за 1,5 мин при включенных тормозах.
Проверяют исправность привода стояночного тормоза, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, крепление воздушных баллонов.
У прицепов, имеющих пневмогид-равлический привод тормозов, проверяют герметичность соединений трубопроводов и уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре.
Выполняют комплекс смазочных операций в соответствии с картой смазки.
При ТО-2, кроме работ ТО-1, выполняют регулировочные работы. Переставляют при необходимости шины. Выполняют комплекс смазочных операций в соответствии с картой смазки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание автомобилей-самосвалов и автопоездов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы