При выполнении ТО грузоподъемного крана электрооборудование осматривают, наружные поверхности очищают от пыли и грязи, проверяют отсутствие наружных повреждений, обрывов кабельных вводов и ослаблений зажимных соединений. В процессе работы крана возможно ослабление затяжки резьбовых соединений электроаппаратуры, детали которых (винты, гайки, шайбы) могут выпасть из мест установки и тем самым нарушить электрический контакт или, наоборот, вызвать короткое замыкание, поэтому необходимо тщательно осматривать дно шкафа управления и защитной панели. При обнаружении указанных деталей следует немедленно установить их на свои места и надежно закрепить. Рекомендуется одновременно проверить степень затяжки остальных резьбовых соединений. Затем проверяют состояние токоподвода к крану и грузовой тележке, а также наружное состояние электропроводки, особенно в местах подхода к электрооборудованию.
В процессе работы грузоподъемного крана крановщик обязан внимательно наблюдать за работой всех механизмов, включая электропривод. Особого внимания требуют электродвигатели, нагрев которых следует проверять рукой на ощупь во время технологических перерывов два-три раза в смену. Сильное гудение, стуки, повышенный нагрев корпуса двигателя или подшипниковых щитов свидетельствуют о его неисправности. При выполнении ТО крана необходимо проверить состояние корпуса двигателя и надежность крепления вентилятора на валу, зажимных коробок и контактных колец, а также крепление подшипниковых щитов. Во избежание возможного короткого замыкания в двигателе скапливающуюся при износе щеток и контактных колец пыль необходимо удалять сухой чистой тряпкой (обтирочными концами). Длительная безотказная работа электродвигателя с фазным ротором в значительной мере зависит от состояния пары деталей щетка — контактное кольцо. Их рабочие поверхности должны быть чистыми и гладкими (до зеркального блеска). Правильно отрегулированный электродвигатель должен работать без шума и искрения.
Основные причины искрения: заедание щетки в щеткодержателе, недостаточное усилие их прижатия, износ или замасливание рабочих поверхностей. Для исключения указанных причин зазор между щеткой и щеткодержателем должен быть до 0,2 мм в направлении вращения ротора и до 0,4 мм в направлении его оси. Указанные зазоры обеспечивают при установке щеток в щеткодержателе опиловкой их боковых поверхностей напильником или стеклянной шлифовальной бумагой N 100…200.
Рис. 105. Схема притирания щетки к контактному кольцу
ротора двигателя: а—правильное положение шкурки, б — неправильное положение; 1 — щетка, 2— стеклянная шкурка, 3— контактное кольцо; F — сила прижатия щетки к кольцу
Изношенные щетки длиной 16…25 мм (в зависимости от марки двигателя) заменяют новыми. Вновь устанавливаемые щетки предварительно обрабатывают по радиусу контактного кольца ротора двигателя, а затем притирают стеклянной бумагой, которую пропускают между щеткой и контактным кольцом (абразивной стороной вверх) и протягивают в одну сторону, нажимая пальцем на щетку (рис. 105). В обратном направлении бумагу перемещают при поднятой щетке. Для предотвращения возможного закругления краев щетки и уменьшения площади контакта угол обхвата бумагой контактного кольца должен быть не меньше л/3 рад. Образовавшуюся после притирания щеток графитную пыль удаляют сухой или смоченной в бензине тряпкой (концами).
Один раз в несколько смен необходимо осматривать состояние аппаратов управления. При этом снимают кожух с контроллера и, передвигая рукоятку управления, проверяют работу фиксирующего механизма, состояние контактов и креплений. Обнаруженные неисправности своевременно устраняют. Во время осмотра смазывают трущиеся поверхности деталей, за исключением контактов.
Контакты кулачковых контроллеров регулируют по величине усилия нажатия, раствора и провала. Для контроллера ККТ-61 усилие нажатия составляет 12…14 Н. Первоначально устанавливают большую величину, чтобы при износе контактов и ослаблении пружины сила нажатия не уменьшилась ниже допускаемого значения.
Для обеспечения нормальной работы контроллера при износе контактов в процессе работы необходимо иметь «запас перемещения» подвижного контакта, т. е. его перемещение должно превышать рабочий ход. Раствор а — расстояние между раскрытыми контактами контроллера измеряют линейкой или по шаблону. Провал — перемещение подвижного контакта при снятом неподвижном. Очевидно, что величину провала измерить на действующем контроллере нельзя, поэтому его величину оценивают примерно по расстоянию b между подвижным контактом и его упором (рис. 106).
Рис. 106. Схема регулирования контактов кулачкового контроллера: а — контакты разомкнуты, б — контакты замкнуты
Площадь соприкосновения контактов контроллера проверяют при помощи копировальной бумаги, помещенной между ними. В том случае, если площадь окажется меньше 80% рабочей площади, контакты следует обрабатывать напильником по шаблону.
Рис. 107. Схема прибора для определения места отказа в электрической цепи
Особое внимание необходимо уделять устройствам безопасности: их состоянию, надежности работы и крепления. При этом подвижные детали должны перемещаться без заеданий, а пружины обеспечивать возврат в исходное положение; электрические контакты должны быть чистыми; зажимные соединения — надежными, а корпуса не должны иметь механических повреждений.
Для определения мест нарушения контакта (обрыва) или возникновения короткого замыкания следует применять специальные электрические измерительные приборы. Контакты подсоединяют прибор к источнику питания напряжением до 36 В (рис. 107). Щупы подключают к участку проверяемой электрической цепи. В случае, если цепь оборвана, контрольная лампа не светится. При ненадежном контакте лампа светит слабо, а при возникновении короткого замыкания — ярко.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и регулирование электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы