Техническое состояние карбюратора оказывает существенное влияние на мощность и экономичность двигателя. Поддержание карбюратора в исправном состоянии является одной из основных целей ТО системы питания двигателя.
Рассмотрим особенности ТО одного из карбюраторов, широко применяемого на автомобилях семейства ЗИЛ-130 — карбюратора К-88АМ. Этот карбюратор с некоторыми небольшими конструктивными изменениями установлен также на автобусах ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-699Р (К-89А), ЛАЗ-695Н (К-88А), грузовых автомобилях Урал-375Д (К-89АГ).
Карбюратор К-88АМ (рис. 46) вертикальный, с падающим потоком горючей смеси, с балансируемой поплавковой камерой, двухкамерный. В каждой камере установлены два диффузора. Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка общие для обеих камер.
Уход за карбюратором состоит в постоянном содержании его в чистоте, подтяжке крепления, устранении подтеканий топлива и периодических контрольно-регулировочных работах с применением специальных приборов.
Операции по обслуживанию карбюратора без снятия его с двигателя и разборки выполняет водитель, разборку и проверку карбюратора на специальных установках и приборах – карбюраторщик.
При разборке карбюратора, снимая корпус воздушной горловины, следует отвернуть полый винт. При этом необходимо учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан не закреплен и может выпасть из корпуса.
Строго запрещается продувка сжатым воздухом собранного карбюратора через топливоподводяшее отверстие и канал балансирования, так как это приводит к повреждению поплавка.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОЧИЩАТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПРОВОЛОКОЙ ЖИКЛЕРЫ, ФОРСУНКИ, КАНАЛЫ И ОТВЕРСТИЯ КАРБЮРАТОРА
Проверку и регулировку карбюратора выполняют с применением простейших и более сложных приборов и шаблонов. Причинами повышения и понижения уровня топлива в поплавковой камере являются: износ игольчатого клапана или его заедание, засорение сетчатого фильтра, повреждение поплавка. Поэтому прежде чем приступить к регулировке уровня топлива, необходимо убедиться в исправности узлов поплавкового механизма.
Рис. 46. Схема карбюратора К-88АМ:
1 — корпус воздушной горловины; 2 — игольчатый клапан; 3 — сетчатый фильтр; 4 – пробка фильтра; 5 – канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер холостого хода; 7 — полость; 8 – жиклер полной мощности; 9 — воздушный жиклер; 10 – малый диффузор; 11 – кольцевая щель; 12 – форсунка; 13 — во-здушная полость; 14 — полый винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 — толкатель; 18 и 34 — пружины; 19 и 21 — штоки; 20 — планка; 22 — кольцевая канавка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 — манжета; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка штока; 27 —отверстие; 28 — промежуточный толкатель; 29 и 31 — шариковые клапаны; 30 — седло; 32 — тяга; 33 — канал экономомайзера с механическим приводом; 35 — топливный канал; 36 — пробка; 37 — рычаг; 38 — прокладка; 39 и 44 — каналы; 40 — нагнетательный игольчатый клапан; 41 — винты регулировки холостого хода; 42 — прямоугольное отверстие; 43 — круглое отверстие системы холостого хода; 45 — дроссельная заслонка; 46 — корпус смесительных камер; 47 — главный жиклер; 48— поплавок; 49— пружина поплавка
У карбюраторов автомобилей ВАЗ нормальным положением поплавка следует считать, если расстояние между ним и плоскостью разъема крышки равняется 7,25-7,75 мм (ВАЗ-2105 – 6,5 ± 0,25 мм). Проверка этого размера осуществляется с помощью элементарного калибра. При замерах крышку карбюратора следует держать в вертикальном положении, тогда язычок поплавка должен касаться сферической поверхности игольчатого клапана. Указанный размер устанавливают подгибанием язычка рычага поплавка. При этом желательно сохранять перпендикулярность оси игольчатого клапана к опорной площадке язычка. Ход поплавка устанавливают в пределах 7,75-8,25 мм подгибанием упора рычажка поплавка.
Пневмоценгробежный ограничитель частоты вращения коленчатого вала (рис. 49) у карбюратора срабатывает при 3100 + 200 об/мин. Его регулируют на заводе-изготовителе на максимальную частоту вращения и пломбируют.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОТСОЕДИНЕННЫХ ТРУБКАХ МЕЖДУ ДАТЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ
При СО нужно снять датчик ограничителя частоты вращения, вынуть ротор в сборе, очистить и промыть его без разборки в ацетоне, все остальные детали крышки в сборе в ацетоне или растворителях промывать не следует во избежание их действия на запрессованные резиновые манжеты.
При сборке датчика необходимо смазать ось ротора маслом АС-8, а в полость к втулке подшипника залить масло АС-8 в количестве 1,5-2,0 см3.
Герметичность игольчатого клапана подачи топлива в собранном узле определяют на вакуумных установках (рис. 50. а), Установка состоит из бачка для воды, стеклянной трубки с градуированной шкалой, установленной на панели. Нижний конец трубки подсоединяется к бачку, а верхний через металлическую трубку соединяется с тройником. С тройником соединяются вакуумный насос и корпус испытуемого клапана, Между корпусом и узлом испытуемого клапана устанавливается прокладка для создания герметичности.
Открыв кран, с помощью вакуумного насоса создают разрежение в 1000 мм вод. ст. от уровня воды в бачке, затем закрывают кран и проверяют герметичность клапана. В течение 30 с падение разрежения не допускается. При проверке игольчатый клапан нужно смачивать бензином.
Если клапан не плотно прилегает к седлу, то нужно его притереть. При отсутствии герметичности после повторной проверки необходимо узел запорного клапана заменить новым.
Проверка пропускной способности дозирующих элементов карбюратора осуществляется на приборе (рис. 50, б) по времени вытекания через дозирующий элемент (жиклер) воды при температуре 20 °С и напоре 1000 ± 2 мм вод, ст. Работа на приборе происходит следующим образом. Вода из верхнего бака через открытый клапан поступает в поплавковую камеру прибора, где поддерживается ее постоянный уровень. Из поплавковой камеры вода через трубку поступает в корпус и поднимается по стеклянной трубке до высоты 1000 мм и одновременно вытекает через проверяемый жиклер, установленный на специальном держателе (8 – дренажная трубка, 9 – воздухопровод; 10— воздушный клапан).
Рис. 49. Схема ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя:
1 — дроссельная заслонка карбюратора; 2,4 — жиклеры; 3 — рычаг; . 5 — пружина диафрагменного механизма; О — ограничитель частоты вращения; 7 — диафрагма; 8 — шток; 9, 10 — отверстия; 11 -рычаг привода дроссельных заслонок; 12, 13 — трубки; 14 — пружина центробежного датчика; 1 j — прокладка; 16 —паз ротора для соединения с распределительным валом; 17 — сальник; 18 — крышка; 19 — винт для регулировки натяжения пружины; 20 — пробка; 21 — ротор; 22 — втулка; 23 — корпус датчика; 24 – канал; 25 — клапан; 26 — седло клапана; 27 — центробежный датчик; 28 — карбюратор с ограничителем частоты вращения; А и В — полости
Рис. 50. Проверка герметичности игольчатого клапана и пропускной способности дозирующих элементов карбюратора:
а — схема установки для проверки герметичности игольчатого клапана; б — схема прибора для проверки пропускной способности дозирующих элементов карбюратора
Вода, пройдя через проверяемый жиклер, вытекает в лоток и через кран в нижний бак. Температуру вытекающей воды контролируют по термометру.
Пропускная способность дозирующего элемента (жиклера) определяется количеством воды, протекающей через калиброванное отверстие жиклера в колбу в течение 1 мин (см3 /мин) под напором 1000±2 мм вод. ст. при температуре 20 °С.
С целью снижения уровня токсичности отработавших газов и уменьшения расхода топлива на некоторых автомобилях ЗИЛ-130 установлен карбюратор К-90, унифицированный с карбюратором К-88АМ. Карбюратор К-90 отличается тем, что в нем применяется экономайзер принудительного холостого хода с электронным автоматическим управлением. В систему входят электронный блок управления, установленный в кабине за панелью приборов, датчик частоты вращения коленчатого вала, датчик (ТМ100А) температуры охлаждающей жидкости, датчик положения дроссельных заслонок и два электромагнитных клапана, встроенных в каналы системы холодного хода карбюратора К-90.
Выполняют по необходимости во время ТО-2, для чего: – в приводе управления дроссельными заслонками карбюратора следует проверять полноту их открытия при нажатии на педаль (рис. 51) до упора. Если при полном нажатии на педаль дроссельные заслонки полностью не открываются, то необходимо отрегулировать ножной привод управления карбюратором с помощью резьбовой вилки и тяги; – удлиняя или укорачивая тяги, добиться, чтобы педаль не доходила до пола кабины на 3-5 мм и при этом дроссельные заслонки были открыты полностью; – проверить ручной привод управления дроссельными заслонками и воздушной заслонкой. Если при проверке установлено, что дроссельные заслонки не закрываются, а воздушная заслонка полностью не открывается, необходимо отрегулировать длину тросов привода. Для этого следует отпустить винты, крепящие тросы рычагов заслонок, вдвинуть кнопки до отказа и после вытянуть их на 2-3 см от панели щитка приборов; – установить дроссельные заслонки при помощи рычага в положение полного закрытия, а рычаг воздушной заслонки в положение полного открытия; – в таком положении затянуть винты крепления тросов на рычагах заслонок; – закончив регулировку, проверить действие привода.
Эту регулировку выполняют при ТО-2.
Регулировка однокамерных карбюраторов осуществляется в следующем порядке: – прогреть двигатель до нормальной температуры; – проверить исправность системы зажигания, особенно исправность свечей зажигания, установив необходимый зазор между электродами свечей и между контактами прерывателя.
Рис. 51. Привод управления карбюратором:
1 — рычаг валика воздушной заслонки; 2,3— тросы; 4 — кнопка ручного управления дроссельными заслонками; 5 — кнопка воздушной заслонки; б — педаль; 7,9 — тяги; 8 — промежуточный двуплечий рычаг; 10 — пружина; 11 — рычаг валика дроссельных заслонок; 12 — вилка тяги
Рис. 52. Положение отверток при регулировке карбюратора на минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода:
а – однокамерного; б — двухкамерного; 1 – винт регулировки состава смеси; 2 — винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки
Перед началом регулировки: – вывернуть упорный винт (рис. 52, а) до момента, при котором он начинает поворачивать рычаг от дроссельной заслонки, а затем ввернуть его на 1,5-2 оборота; – пустить двигатель и медленно вывертывать винт 2 (регулировки количества горючей смеси), пока двигатель не начнет работать на минимальной частоте вращения коленчатого вала; – вращением винта добиться устойчивой работы двигателя с наибольшей частотой вращения коленчатого вала; – при помощи винта (регулировки качества горючей смеси) снизить частоту вращения, сохраняя устойчивую работу двигателя; – при необходимости повторить регулировку, добиваясь вращением винтов устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода.
Регулировку двухкамерных карбюраторов на минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода производят винтом (рис, 52, б) для обоих дроссельных заслонок и двумя винтами, изменяющими состав горючей смеси, поступающей из смесительных камер (качество горючей смеси) : – перед регулировкой вывернуть упорный винт до положения, при котором он начинает поворачивать рычаг оси дроссельных заслонок, а затем ввертывает его на 1,5-2 оборота; – каждый из винтов завернуть до упора, а затем вывернуть на 2,5-3 оборота; – пустить двигатель и с помощью винта установить минимальную частоту вращения коленчатого вала; – постепенно ввертывать один из винтов на 1/4 оборота и слушать работу двигателя; – если в работе двигателя появятся перебои, вывернуть один из винтов на 1/2 оборота, обогащая смесь, а затем таким же образом поступить со вторым винтом отрегулировав состав горячей смеси в обоих камерах карбюратора, снизить частоту вращения коленчатого вала двигателя с помощью винта; – при необхсдимости вторично отрегулировать состав горючей смеси вращением винтов в указанной выше последовательности – снизить частоту вращения коленчатого вала.
Двухкамерные карбюраторы К-126П, -126Г, -126Н снабжены одним винтом регулировки состава горючей смеси. Регулируют их так же, как и однокамерные карбюраторы.
Для проверки правильности регулировки карбюратора на минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигателя нажмите на педаль управления дроссельными заслонками и резко отпустите ее. Если двигатель заглохнет, то следует повторить регулировку винтом, несколько увеличив частоту вращения коленчатого вала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание карбюраторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы