Техническое обслуживание ходовой части колесных тракторов включает в себя: постоянный контроль технического состояния пневматических шин и колес, подкачку шин, подтяжку креплений, регулировку и смазку подшипников колес; периодическую проверку состояния шкворней поворотных кулаков, крепления рулевых рычагов и тяг; уход за рессорами и амортизаторами.
Техническое состояние пневматических шин оценивают в первую очередь по результатам внешнего осмотра. Шины не должны иметь механических повреждений (проколов, разрывов, трещин, расслоений, порезов и т. п.) и предельного износа протектора.
Давление в шинах должно находиться в пределах, рекомендуемых заводом-изготовителем. При работе трактора на твердых дорогах с максимальной нагрузкой на шины давление в шинах должно быть максимальным (шины меньше деформируются и изнашиваются, уменьшается сопротивление их качению). Давление в шинах можно снижать в пределах рекомендаций завода-изготовителя, если трактор работает на мягких грунтах с небольшой нагрузкой на шины (увеличивается площадь контакта шин с опорной поверхностью, повышаются тягово-сцепные возможности и проходимость). С целью безопасности движения шины управляемых колес должны быть особо надежными в работе. Поскольку колеса трактора работают не в одинаковых условиях, их рекомендуется периодически переставлять в соответствии с рекомендуемой заводом-изготовителем схемой. Это уменьшает односторонний износ и увеличивает срок службы пневматических шин.
Диски колес не должны иметь трещин и погнутостей. Крепление шин на ободьях дисков должно быть надежным. Гайки крепления колес необходимо завертывать равномерно, добиваясь совпадения конусных поверхностей на гайках и дисках, плотно и надежно. Периодически гайки крепления колес следует подтягивать.
Подшипники колес регулируют гайками крепления ступиц при непременном проворачивании колеса. Этим достигается равномерная затяжка подшипников (правильное размещение роликов или шариков в обоймах подшипников). Затянув гайку до тугого вращения колеса, затем отпускают ее до начала свободного вращения колеса и шплинтуют. При правильной регулировке подшипников колесо после сильного толчка рукой должно сделать несколько оборотов.
При смене смазки подшипников колес рекомендуется промывать подшипники и ступицы керосином.
Состояние рессор и гидроамортизаторов проверяют путем внешнего осмотра. Не допускается эксплуатация рессор с поломанными листами и ослабленными креплениями. Рессоры необходимо систематически очищать от грязи и не реже одного раза в год смазывать листы графитной смазкой.
Техническое обслуживание ходовой части гусеничных тракторов состоит из очистки ее от грязи и растительных остатков, подтяжки креплений, регулировки подшипников и их смазки, регулировки натяжения гусениц.
При внешнем осмотре ходовой части гусеничных тракторов обращают внимание на состояние гусениц (натяжение, шплинтовка и износ пальцев, износ проушин звеньев, крепление башмаков к звеньям), ведущих звездочек, натяжных колес, опорных катков и поддерживающих роликов. Конические подшипники натяжных колес и опорных катков периодически регулируют регулировочными гайками и прокладками.
При правильной регулировке конических подшипников осевой зазор не должен ощущаться при свободном проворачивании колеса (катка).
Особого внимания требуют уплотнения подшипников ходовой части. Уплотнения, как и подшипники, периодически промывают топливом.
Смазывают подшипники натяжных колес, опорных катков, поддерживающих роликов, шарниров и соединений подвесок.
По мере износа звеньев и пальцев гусеница вытягивается, ее натяжение слабеет. Работа трактора при слабом натяжении гусениц недопустима, так как это приводит к проскальзыванию ведущих звездочек по цевкам и к спаданию гусениц.
Чрезмерное натяжение гусениц ведет к повышенным потерям мощности на трение в шарнирах, интенсивному износу деталей ходовой части и к ухудшению управляемости.
О правильности натяжения судят по прогибу гусеницы, лежащей на поддерживающих роликах. При регулировке натяжения гусениц вначале проверяют и регулируют длину амортизирующей пружины, а затем при помощи натяжного устройства натягивают гусеницу. Регулировку выполняют на горизонтальной площадке с твердой поверхностью. Передняя и задняя ветви гусениц перед регулировкой должны быть ослаблены легким движением трактора вперед-назад. Обе гусеницы должны иметь одинаковое натяжение, в противном случае нарушится прямолинейность движения трактора.
—
Обслуживание ходовой части гусеничных тракторов заключается в ежесменной очистке от грязи и растительных остатков, проверке крепления узлов и смазке согласно инструкции. Периодически контролируют натяжение гусениц. Для этого трактор устанавливают на ровной площадке, сверху на выступающие концы пальцев звеньев (траков), расположенных над поддерживающими роликами, кладут планку и замеряют расстояние между планкой и пальцами наиболее провисшего трака.
Рис. 1. Подвеска артиллерийского тягача:
1 — балансир; 2 —труба балансира; 3 — круглый торсион; 4 и 5 — рычаги блокировки; 6 — резиновый буфер; 7 — накладка; 8 — пружинный упор; 9 — защитная труба; 10 — пластинчатый торсион.
Обслуживание ходовой части колесных тракторов. У направляющих колес периодически проверяют, регулируют и смазывают подшипники. Покачивая за обод поднятого домкратом колеса, определяют зазор в подшипниках. Если ощущается зазор, необходимо снять колпак, расшплинтовать корончатую гайку, завернуть ее ключом до отказа, а затем отвернуть на 1/6 оборота; зашплинтовать и проверить легкость вращения колеса, поставить колпак и опустить колесо. У всех колес также контролируют затяжку всех креплений и состояние шин.
Ежесменно очищают шины от грязи, осматривают и удаляют случайно застрявшие предметы. Шинным манометром проверяют давление воздуха. Работать при пониженном или повышенном давлении (сверх допустимых пределов) запрещается, так как срок службы шин быстро сокращается.
Для увеличения срока службы шин необходимо: избегать буксования и скольжения при трогании, резком торможении и т. д.; не допускать попадания на шины нефтепродуктов; при длительных стоянках трактора защищать шины от воздействия солнечных лучей и устанавливать трактор на подставки, чтобы шины не касались грунта; через 960 ч работы с целью выравнивания износа шины меняют местами — правые колеса на левые и обратно.
Разборка и сборка шины. Чтобы разобрать шину, выпускают из нее воздух, сдвигают один борт покрышки в углубление обода, а затем монтажными лопатками перетягивают его, начиная около вентиля, через обод колеса. Вынимают камеру из покрышки и, если необходимо, удаляют покрышку с обода. Перед сборкой оценивают состояние камеры и покрышки, очищают их от пыли и присыпают тальком.
Сначала, учитывая метки — стрелки, заводят на обод один борт покрышки и вкладывают в нее камеру. Затем накачивают примерно на А объема камеру воздухом и заводят на обод колеса с противоположной стороны от вентиля другой борт покрышки. Действуют лопатками осторожно, чтобы не просечь камеру и не перекосить вентиль.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание ходовой части тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы