Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Справочник водителя автобуса

Публикация:
   Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов автобусов

Читать далее:




Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов автобусов

Уход за механизмами двигателя заключается в своевременном и качественном проведении следующих операций:
— осмотр и прослушивание двигателя;, проверка и подтяжка его креплений;
— проверка и при необходимости регулировка зазоров между клапанами и коромыслами; проверка компрессии в цилиндрах; проверка состояния седел клапанов и клапанных пружин;
— периодическое удаление нагара с поршней и головки блока цилиндров.

Рис. 1. Зоны прослушивания стуков в двигателе.

Осмотр и прослушивание двигателя производятся ежедневно. При наружном осмотре необходимо убедиться в отсутствии течи масла и охлаждающей жидкости. Течь жидкости, масла, а также наличие трещин в блоке цилиндров легко обнаружить на чистой поверхности двигателя, поэтому двигатель всегда необходимо содержать в чистоте. После наружного осмотра производится прослушивание двигателя стетоскопом, для чего необходимо предварительно прогреть двигатель до температуры 80— 90°С. Стуки при работе двигателя могут быть вызваны следующими причинами: поломкой пружин клапанов или заеданием клапанов; задирами на поверхности гильз и цилиндров; повышенным износом поршней; увеличением зазора между стержнем клапана и его коромыслом; увеличением зазора между поршневым пальцем и отверстием в поршне; износом шеек, вкладышей шатунных и коренных подшипников. Стук, вызванный увеличенным зазором в механизме привода клапанов, ясно прослушивается без стетоскопа в зоне 3 (рис. 1). Эксплуатация двигателя с явно слышным стуком клапанов не рекомендуется; эта неисправность устраняется регулировкой зазоров в клапанном механизме. На неисправность или неплотное прилегание клапанов указывает падение мощности двигателя, сопровождаемое выстрелами в глушителе при неплотном прилегании выпускного клапана и «чиханием» карбюратора при неплотном прилегании впускного клапана.

При сильном износе поршневой группы слышен сухой металлический звук, усиливающийся при резком открывании дроссельной заслонки карбюратора. Стук лучше всего слышен в зоне 2.

При износе более нормы вкладышей коренных и шатунных подшипников, шеек коленчатого вала и резком увеличении числа его оборотов стук низкого тона прослушивается в зоне 1 (сильный износ коренных подшипников и шеек коленчатого вала), стук более звонкий, среднего тона прослушивается в зоне 2(износ шатунных подшипников и шеек коленчатого вала). Об износе коренных и шатунных подшипников свидетельствует также падение давления масла в системе смазки, которое при частоте вращения коленчатого вала, равной 1000 об/мин, должно быть не менее 2,5 кг/см2 у двигателей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375, не менее 1,5 кг/см2 у ГАЗ-24Д, не менее 0,5 кг/см2 при 500 об/мин коленчатого вала у двигателя 3M3-53.

При увеличенном больше нормы износе подшипников и шеек распределительного вала и работе прогретого двигателя на малых оборотах коленчатого вала стук слышен в зоне 4 (рис. 12) на крышке головки цилиндров в местах расположения подшипников распределительного вала. В случае износа распределительных шестерен стук прослушивается на малых оборотах прогретого двигателя в зоне 5 (рис. 1) и исчезает при увеличении оборотов коленчатого вала.

Регулировка зазоров клапанов производится на холодном двигателе. У карбюраторного двигателя необходимо снять крышку головки цилиндров, установить поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия, ослабить контргайку на регулировочном винте и, вращая отверткой (рис. 13) регулировочный винт, установить необходимый зазор; затянуть контргайку и снова проверить зазор с помощью специального щупа или регулировочного ключа, причем щуп должен вставляться и выходить без особого усилия.

На двигателях ГАЗ-24Д, 3M3-53, ЗМЗ-672, ЗМЗ-451 регулировка зазора между стержнем клапана и носком коромысла осуществляется согласно порядку работы цилиндров. На двигателях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375 регулировка зазоров клапанов производится в таком порядке: после установки поршня первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия регулируют зазоры у клапанов: впускного и выпускного 1-го цилиндра; выпускного 2-го цилиндра; впускного 3-го цилиндра; выпускного 4-го цилиндра; выпускного 5-го цилиндра; впускных 7-го и 8-го цилиндров. Зазоры у остальных клапанов регулируют после проворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

Рис. 2. Регулировка зазора между стержнями клапанов и носками коромысел

На двигателях марки РАБА-МАН зазоры клапанов в отдельных цилиндрах проверяют и регулируют в последовательности, определенной порядком работы цилиндров (1—5—3—6—2—4). Отрегулировав зазоры клапанов 1-го цилиндра, провернуть коленчатый вал двигателя на 120°, отрегулировать клапаны 5-го цилиндра и т. д. Поворот коленчатого вала осуществляется рукояткой, вставляемой в отверстие шкива коленчатого вала.

Проверку и подтяжку гаек и болтов крепления го< ловок цилиндров рекомендуется проводить в период обкатки двигателя через 500 км пробега и при ТО-2. Гайки и болты головок цилиндров необходимо подтягивать динамометрическим ключом в 2—3 приема в последовательности, указанной на рисунке 3, с усилиями.

Рис. 3. Последовательность затяжки гаек крепления головки к блоку цилиндров двигателей автобусов: а) РЛФ-2203 и УАЗ-452В; б) KAB3-685 и ПАЗ-672; в) ЛЛЗ и ЛИАЗ-677; г) Икарус.

На неисправность прокладки головки цилиндров указывают капли воды на стержне указателя уровня масла, следы воды в выпускной системе отработанных газов и следы масла в охлаждающей жидкости.

При обнаружении неисправности прокладки головки цилиндров необходимо ее заменить, предварительно удалив нагар с головки цилиндров, днищ поршней. Для удаления нагара из камеры сгорания карбюраторного двигателя без снятия головки цилиндров в каждый цилиндр прогретого двигателя заливают 100—150 см3 смеси, состоящей из 80% керосина и 20% масла для двигателей, заменяют рабочие свечи зажигания на старые (во избежание выхода из строя), проворачивают коленчатый вал на 15—20 оборотов. Через 10—15 часов двигатель заводят на 25—30 мин, в течение которых размягченный нагар выгорает. Можно применять также 40—50 см3 денатурированного спирта, при этом перед пуском двигателя в цилиндры необходимо залить немного масла.

На карбюраторных двигателях компрессия в цилиндрах проверяется компрессометром на предварительно прогретом двигателе при вывернутых свечах зажигания и полностью открытых воздушной и дроссельных заслонках. Плотно вставив наконечник компрессометра в отверстие для свечи одного из цилиндров, стартером проворачивают коленчатый вал на 10—12 оборотов, повторяя эту операцию 2—3 раза для каждого цилиндра. Разность между показаниями компрессометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,7—1 кг/см2. Давление в конце такта сжатия при хорошей компрессии не должно быть на двигателе 3M3-53 ниже 7,6 кг/см2; на двигателя ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375 — ниже 7—7,2 кг/см2. Равномерно пониженная компрессия во всех цилиндрах свидетельствует о значительных износах поршневых колец и стенок цилиндров. В этом случае нужно залить в цилиндр 20—25 см3 масла; проверить вторичную величину компрессии,; если компрессия не изменилась, наиболее вероятная причина этого — неплотное прилегание клапанов к седлам или повреждение прокладки головки цилиндров. Если же величина компрессии увеличилась, это указывает на износ или закоксовывание поршневых колец.

На дизельном двигателе РАБА-МАН компрессия замеряется на прогретом, работающем на холостом ходу двигателе. Компрессометр вставляется на место одной из форсунок и зажимается скобой. Давление при проверке в конце такта сжатия должно быть не ниже 30 кг/см2 при разности показаний прибора в каждом цилиндре не более 2 кг/см2.

При устранении неисправностей в кривошипно-ша-тунном механизме необходимо помнить, что перестановка крышек и вкладышей с одного шатуна на другой не допускается; запрещаются шабрение вкладышей, установка прокладок между вкладышем и его постелью, подпиливание плоскостей разъема крышек и вкладышей. При замене вкладышей необходимо, поворачивая коленчатый вал, проверить состояние коренных и шатунных шеек вала. Поверхность должна быть гладкой, без царапин и следов наволакивания металла. При установке на место вкладышей обратить внимание на чистоту поверхностей постелей, прочистить проходные масляные каналы.

Замена поршней производится при износе их боковой поверхности, что приводит к увеличению зазора между поршнем и поверхностью цилиндра выше нормы, при износе канавок под поршневые кольца, отверстий под поршневые пальцы.

При подборе поршней и поршневых пальцев необходимо учитывать, что слишком большой зазор между ними ведет к преждевременному износу их сопряженных поверхностей, увеличенному стуку при больших нагрузках.

Поэтому поршневой палец подбирается с таким учетом, чтобы он входил в отверстия бобышек с натягом. Перед сборкой поршень нагревается в жидком нейтральном масле до температуры 60—70°С, после чего палец входит в отверстия бобышек свободно и должен поворачиваться от усилия пальцев руки (рис. 4).

Рис. 4. Подбор поршневого пальца.

При замене поршневых колец необходимо соблюдать величину зазора в замках колец, так как уменьшение его при работе приведет к поломке или к увеличению износа поверхности цилиндра, а увеличение зазора отрицательно влияет на мощность двигателя, ведет к усиленному образованию нагара в камере сгорания и повышенному расходу масла. Зазор в замках поршневых колец должен находиться в пределах.

Замки поршневых колец в зависимости от их количества устанавливают относительно друг друга на 90°, 120° или 180°.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Справочник водителя автобуса

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов автобусов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства