Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:
   Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов тракторов

Читать далее:




Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов тракторов

Кривошипно-шатунный механизм (KLUM). В процессе эксплуатации дизеля происходит естественное изнашивание гильз цилиндров, поршней, поршневых колец, шеек коленчатого вала и его подшипников, поршневых пальцев и опорных поверхностей бобышек поршня. С ухудшением технического состояния деталей кривошипно-шатун-ного механизма увеличивается расход (угар) картерного масла; становится заметным дымление из сапуна; снижаются компрессия в цилиндрах и давление масла в главной магистрали; более шумной становится работа дизеля.

Эти симптомы, как правило, отчетливо проявляются в конце срока службы дизеля или при аварийных повреждениях деталей КШМ.

Кривошипно-шатунный механизм надежно работает до капитального ремонта дизеля только при рациональном его использовании, своевременном и качественном обслуживании агрегатов и систем, влияющих на интенсивность изнашивания деталей механизма.

При эксплуатации техническое состояние кривошипно-шатунного механизма определяют без разборки дизеля по косвенным показателям, используя электронные приборы и простейшие механические приспособления.

При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) прослушивают работу дизеля и обращают внимание на повышенные стуки в зонах расположения подшипников коленчатого вала и верхних головок шатуна. Повышенные и глухие стуки, как правило, прослушиваются только при значительных зазорах или при аварийных повреждениях подшипников.

При первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2) проверяют давление масла в главной магистрали смазочной системы. Снижение давления масла до 0,15…0,1 МПа у прогретого дизеля при исправных агрегатах смазочной системы и правильных показаниях манометра указывает на значительный износ подшипников коленчатого вала.

При третьем техническом обслуживании (ТО-3) проверяют техническое состояние ци-линдро-поршневой группы по количеству газов, прорывающихся в картер дизеля. Количество газов определяют индикатором расхода газов при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Индикатор устанавливают на маслозаливную горловину вместо крышки.

Во время измерений закрывают пробками отверстие сапуна и отверстие под масломерную линейку. Проверяют специальным приспособлением зазоры в шатунных подшипниках и верхних головках шатуна без разборки дизеля.

При увеличении зазоров в подшипниках коленчатого вала более допустимых значений и сильном дымлении из сапуна дизель направляют в ремонт.

Механизм газораспределения дизеля. Основными показателями технического состояния механизма газораспределения являются зазоры между штоками клапанов и бойками коромысел, фазы газораспределения,’ износ кулачков, плотность прилегания клапанов к гнездам головки, состояние головки цилиндра, уплотнительной прокладки, шестерен распределения и др.

Износы деталей и нарушение регулировки механизма газораспределения приводят к снижению мощности и топливной экономичности дизеля.

При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют зазоры между штоками клапанов и бойками коромысел. Для оценки величины зазоров в клапанном механизме без снятия крышки используют автостетоскоп. Стуки прослушивают у работающего дизеля на малой частоте вращения коленчатого вала, прикладывая наконечник автостетоскопа к клапанной коробке. При больших зазорах в клапанном механизме прослушиваются четкие металлические стуки.

Следует помнить, что для наивыгоднейшей работы дизеля необходимо устанавливать в клапанном механизме зазоры, рекомендуемые предприятием-изготовителем.

При ТО – 3 проверяют неплотности клапанов, фазы газораспределения, износ шестерен, подшипников и кулачков распределительного вала.

Неплотности клапанов оценивают по величине утечки сжатого воздуха, подаваемого в проверяемый цилиндр при закрытых клапанах под давлением 0,2 МПа при помощи компрессорно-вакуумной установки. Расход воздуха определяют на выпускной трубе или на впускном трубопроводе воздухоочистителя при помощи индикатора расхода газов. При неплотностях, превышающих допустимое значение, головку цилиндров ремонтируют. Фазы газораспределения проверят по углу начала открытия впускных клапанов первого и последнего цилиндров.

Износ кулачков распределительного вала без снятия с дизеля определяют по величине перемещения клапанов, с учетом зазоров между штоками и бойками коромысел.

Суммарный износ шестерен газораспределения, подшипников и кулачков распределительного вала определяют по смещению фаз в сторону запаздывания.

—-

Основные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя. Техническое состояние механизмов двигателя определяют внешним осмотром и проверкой их работы на различных режимах, контролем за расходом масла, прорывом газов в картер двигателя, проверкой изменения качества масла, замером давления масла в системе смазки, проверкой герметичности цилиндров и прослушиванием работы двигателя.

Основными признаками неисправностей механизмов двигателя являются падение компрессии и появление стуков. Затрудненный пуск двигателя, потеря его мощности, повышенный расход топлива и масла свидетельствуют о потере компрессии двигателя.

Падение компрессии происходит из-за износа поршней и цилиндров, пригорания или износа поршневых колец, неплотного прилегания клапанов к седлам или головки к блоку цилиндров. Причинами стуков двигателя являются износ деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Об износе коренных и шатунных подшипников свидетельствует падение давления масла, которое должно быть при частоте вращения коленчатого вала двигателя, равной 1000 мин-1, не менее 250 кПа.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов двигателя. Герметичность цилиндров двигателя проверяют компрессометром на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее 80 °С). На карбюраторном двигателе для этого вывертывают все свечи и полностью открывают дроссель карбюратора. Устанавливают наконечник (рис. 1) компрессометра в отверстие под свечу и провертывают коленчатый вал стартером в течение 2—3 с. Давление по манометру компрессо-метра должно быть 700—720 кПа. После проверки компрессии в одном цилиндре выпускают воздух из компрессометра через клапан и последовательно проверяют компрессию во всех остальных цилиндрах. Разница давления в цилиндрах двигателя не должна превышать 100 кПа.

На дизельном двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала 500—600 мин-1 компрессометр устанавливают поочередно в каждый цилиндр вместо форсунки и зажимают скобой. У исправного двигателя давление в каждом цилиндре должно быть не ниже 3000 кПа, а разность между значениями давления в цилиндрах не должна превышать 200 кПа.

Рис. 1. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

Рис. 2. Проверка тепловых зазоров у клапанов

Регулировка клапанов (рис. 2) производится на холодном двигателе при полностью закрытых клапанах, т.е. при положении поршней в верхней точке конца такта сжатия.

Для регулировки необходимо:
- осторожно снять крышки головок цилиндров и установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия по меткам установки зажигания;
- установить щуп между коромыслом и стержнем клапана толщиной 0,20—0,30 мм для двигателей 3M3-5234;
- ослабить контргайку и регулировочным винтом отрегулировать зазор, чтобы щуп был слегка зажат;
- закрепить контргайку, удерживая отверткой регулировочный винт, вторично проверить зазор;
- в порядке работы цилиндров двигателя отрегулировать зазоры в остальных цилиндрах.

Рис. 3. Последовательность затяжки гаек головок цилиндров двигателей:
а — ЗМЗ-4026; 6 — 3M3-5234; в — ЗИЛ-ВО; г — РАБА-МАН; д — КамАЗ

Аналогично регулируют клапаны на двигателях КамАЗ и РАБА-МАН. Клапаны регулируют после проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров. Затяжку гаек крепления проверяют в период обкатки двигателя через 500 км пробега и при ТО-2. Гайки и болты подтягивают динамометрическим ключом в последовательности, указанной на рис. 20 цифрами, на прогретом двигателе в два приема. При окончательной затяжке прикладываемые моменты для двигателей ЗИЛ равны 100—120 Нм, КамАЗ—186—205 Нм, МАИ—186 Нм.

Длительная эксплуатация кривошипно-шатунного механизма приводит к износу его деталей — вкладышей подшипников, поршней, шеек коленчатого вала. Рабочие зазоры увеличиваются, мощность двигателя падает, возрастает расход топлива и масла. Внешне чрезмерный износ основных деталей двигателя сопровождается появлением стуков.

Рис. 1. Центробежный регулятор: 1 — платформа, 2 — штифты, 3 — пальцы, 4 — грузики, 5 — вал, 6 — прорези, 7 — планка, 8 — кулачок, 9 — пружина

Износ одних поршневых колец стуками не сопровождается, но компрессия двигателя резко падает. Двигатель плохо заводится, неустойчиво работает на малых оборотах, увеличивается расход масла и топлива. Отработавшие газы при этом выходят из трубы глушителя вместе с копотью, а из маслозаливной горловины — в виде голубоватого дыма.

Для обеспечения нормальной и долговечной работы двигателя необходимо поддерживать двигатель в чистоте, регулярно подтягивать крепления, проверять и регулировать тепловые зазоры между клапанами и толкателями, очищать детали камеры сгорания от нагара.

Перед началом работы необходимо очищать поверхности двигателя от масла и грязи. Для этой цели поверхности двигателя сначала обрабатывают кистью или ветошью, смоченными в керосине, а затем их вытирают насухо.

Особое внимание следует обращать на места, близко расположенные к гидронасосам и трубопроводам гидроарматуры.

Еженедельно необходимо выполнять контрольную подтяжку креплений головки блока цилиндров. Эту работу можно выполнять только на холодном двигателе.

Крепления всех приборов двигателя, поддона, картера, глушителя и самого двигателя к раме погрузчика также нуждаются в периодической проверке и подтяжке.

Установленные между толкателями и клапанами тепловые зазоры в процессе работы могут изменяться. При увеличении зазора клапан полностью не открывается, что ухудшает заполнение цилиндров горючей смесью (для впускных клапанов) либо затрудняет удаление отработавших газов (для выпускных клапанов).

Все это приводит к падению мощности двигателя и сопровождается стуками в клапанной коробке.

При недостаточном тепловом зазоре клапаны неплотно садятся в свои гнезда, давление в цилиндрах двигателя во время такта сжатия падает из-за утечки рабочей смеси. Эта неисправность сопровождается вспышками и хлопками в выпускном трубопроводе (если нарушен зазор между выпускным клапаном и толкателем) или в карбюраторе (если нарушен зазор между толкателем и впускным клапаном).

Величина теплового зазора клапанов контролируется набором плоских щупов. В процессе работы на стенках камеры сжатия, на клапанах и на днище поршня отлагается слой нагара, который образуется при сгорании топлива и масла. Слой нагара обладает низкой теплопроводностью и вследствие этого нарушается тепловой режим и падает мощность двигателя. Раскаленные частицы нагара вызывают преждевременное воспламенение рабочей смеси и способствуют возникновению детонации. Вследствие того, что частицы нагара обладают абразивными свойствами, цилиндры и детали группы изнашиваются быстрее.

Очищают детали двигателя при снятой головке блока металлическими скребками осторожно, так как детали, выполненные из алюминиевых сплавов, могут быть легко повреждены. При снятии головки блоков следует избегать повреждения сталеасбестовой прокладки.

Трубопроводы и воздушный фильтр, включенные в систему вентиляции картера, очищают от смолистых отложений, промывая их керосином или ацетоном.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства