Приборы освещения и сигнализации служат для обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей в условиях ограниченной видимости, предупреждения об опасностях и действиях водителей автотранспортных средств в пути следования.
В целях хорошего освещения дороги и предупреждения ослепления водителя встречного транспорта необходимо при ТО-2 проверить и, если требуется, отрегулировать направление светового потока фар.
Проверка правильности установки фар. Проверка и регулировка светового потока фар автомобилей осуществляется с помощью оптических приборов – передвижных (модели ЦКБ К-303 и К-310) или переносного (НИИАТ-Э6М).
Например, для проверки света фар с помощью прибора К-303 (рис. 86) следует установить тележку прибора перед автомобилем так, чтобы ось камеры с линзой ориентировочно совпала с направлением оси рассеивателя проверяемой фары. Включить фары, по линии пересечения световой плоскости с передней частью автомобиля произвести окончательную коррекцию оптической камеры прибора поворотом ее на стойке и зафиксировать положение камеры относительно стойки фиксатором.
Правильность положения фары определяют по направлению ее светового потока. Пучок света фары направляется в оптическую камеру, где он линзой проецируется на экране в виде светового пятна, по положению которого на экране судят о направлении светового потока. Сила света фары оценивается по силе тока, регистрируемой микроамперметром.
Рис. 86. Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей К-303
При отсутствии оптических приборов установку фар проверяют по экрану, который может быть постоянным (стационарным) или переносным. Данные для разметки и размеры экрана для каждой марки автомобиля определяются заводской инструкцией. Проверку установки фар по экрану проводят на ровной горизонтальной площадке в затемненном месте. Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки и продольной оси автомобиля. При проверке автомобиль должен быть без груза с нормальным давлением в шинах.
Фары с европейским светораспределением проверяют по ближнему свету (автобусы JIA3-695H, -699Р, -4209, Икарус-260.18, автомобили КамАЗ, ГАЗ-53-12, -24, “Волга”, ВАЗ-2101, -2102, -21011, BA3-2103, -2106;-2121), а фары с американским светораспределением (автобус ЛиАЗ-677, автомобили MA3-5335, -500А, КрАЗ-257, Урал-375Д, ГАЗ-66-11, ЗИЛ-130, -4331, “Москвич”, BA3-2103, -2106 по дальнему свету внутренние фары.
При правильной регулировке направления светового потока фар с европейским светораспределением световые пятна на экране должны размещаться так, как указано на рис. 87, а. При правильной установке фар с американским свето-распределением световые пятна на экране должны размещаться, как показано на рис. 87, б.
Для регулировки положения оптического элемента фары следует добиться совпадения центра светового потока (самая яркая точка) с точками Оj левой фары и 02 правой фары на экране,являющимися точками пересечения вертикальных линий I, II с горизонтальными линиями, нанесенными параллельно на экране ниже линии III—III (высоты центров фар) на расстоянии: – при наличии фар с европейским светорасположением – автобусов ЛАЗ-20(| мм (с допуском до 150 мм вверх и 100 мм вниз на расстоянии ±20 мм от линии/-/), Икарус-260.18 – 300; у автомобилей КамАЗ – 250, ГАЗ-53-12 – 100, ГАЗ-24 “Волга” – 50, ВАЗ-2101, -2102, -21011 – 80, BA3-2103, -2106 – 100, ВАЗ-2121 “Нива” – 120 мм; – при наличии фар с американским светорасположением – у автобуса ЛиАЗ-677 – 100 мм; автомобилей MA3-5335, МАЗ-500А, КрАЗ-257+ Урал-375 на линии высоты центров фар (///—///) в точках пересечения с вертикальными линиями / и //; ГАЗ-66-11 – 75 мм; ЗИЛ-130, -131-150 (ниже линии IV-IV на расстоянии 435 мм провести горизонтальную линию для контроля ближнего света фар), ЗИЛ-4331 – 150 мм; “Москвич-2140”, -2137, -2734 – 50 мм; BA3-2103, -2106 (при проверке внутренних фар) – 50 мм.
Расстояние от экрана до рассеивателей фар автомобилей должно быть: у ЗИЛ-130, -4331, КамАЗ, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695Н. -699Р, -4202. Икарус-260.18 -10 м; MA3-5335, -500А, КрАЗ-257, Урал-375Д, ГАЗ-66-11 – 7,5 м; ГАЗ-53-12, -24 “Волга”, автомобилей “Москвич”, ВАЗ всех моделей -5 м.
Наиболее часто встречаются следующие неисправности приборов освещения и сигнализации: повреждение изоляции электропроводки, отсоединение, обрыв или повреждения проводов, замыкание проводов “на массу”, нарушение герметичности фар, неправильная установка фар, обрыв или замыкание в цепи фар, подгорание контактов, окисление клемм, нарушение регулировки, перегорание нитей накала ламп и предохранителей и др.
Рис. 87. Экраны для проверки правильности установки фар:
а — с европейским асимметричным светораспределением; б — с американским симметричным светораспределением; О-О — линия пересечения продольной плоскости автомобиля с экраном; /—/ и II—II – вертикальные линии центров левой и правой фар; III—III — линия высоты центров фар; IV—IV — горизонтальная линия центров световых пятен: дальнего света для фар с американским светораспределением и ближнего света для фар с европейским светораспределением; в — половина расстояния между центрами фар; Я — высота центров фар автомобиля; И — расстояние между линиями центров фар и центров световых пятен; L — расстояние между экраном и центрами фар автомобиля
Приборы освещения проверяют их включением. Включенное ил выключенное состояние фар, подфарников, заднего фонаря, габаритных фонарей, фонарей заднего хода и др. должно соответствовать положениям переключателей. Мигание или тусклый свет ламп указывает на неплотности контактов в цепи. Плохие контакты в патронах ламп зачищают, неплотную посадку лампы в корпусе патрона устраняют, слегка сжимая корпус патрона.
Смещение светового потока фар от направления движения автомобиля устраняют регулировкой фар.
Состояние электропроводов проверяют осмотром их изоляции и мест присоединения к приборам. Провода рекомендуется осматривать в направлении от потребителей к включателю и от включателя к аккумуляторной батарее. Если заведомо исправная лампа не горит, это указывает на обрыв или отсоединение провода.
Для проверки зажимов конец одного из проводов контрольной лампы присоединяют к массе автомобиля, а острием наконечника, присоединенного к второму проводу лампочки, прикасаются поочередно к зажимам. Накал лампы свидетельствует об исправности цепи на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи. Если лампа не накаливается, это значит, что неисправный участок находится между двумя последующими проверяемыми точками.
Замыкание между проводами, заключенными в одну защитную оплетку, определяют так: отрицательную клемму аккумуляторной батареи соединяют с одним из проводов, а свободный конец одного из проводов контрольной лампочки — с положительной клеммой батареи. Другим концом провода контрольной лампы с наконечником поочередно прикасаются к остальным проводам. Появление накала лампы указывает на наличие замыкания между двумя проверяемыми проводами.
При проверке проводов на замыкание на массу свободный конец провода контрольной лампы соединяют с положительной клеммой, а вторым концом с наконечником поочередно прикасаются к концам проверяемых проводов. Накал лампы указывает на замыкание данного провода с массой.
Характерным признаком короткого замыкания цепи фар на автомобилях, снабженных термоконтактными биметаллическими предохранителями, является появление щелчков.
Полуразборный оптический элемент фары является основным узлом фары, и ему следует уделять особое внимание. Попавшие внутрь оптического прибора пыль и грязь снижают силу света. Удаление пыли и грязи тряпкой через горловину не рекомендуется. Необходимо внутреннюю часть элемента промыть чистой водой и высушить на воздухе.
Чтобы заменить поврежденный рассеиватель, необходимо его снять, промыть чистой водой отражатель, протереть его мягкой тряпкой и установить на место исправный рассеиватель.
Если лампы горят с очень сильным накалом и часто перегорают, то это показывает на повышение напряжения в сети, нарушение регулировки реле-регулятора.
Если лампы горят тускло, имея слабый накал в результате понижения напряжения в сети, то возможной причиной является нарушение регулировки реле-регулятора или повреждение изоляции проводов, которые замыкают на массу.
Свет мигать в лампах может из-за плохого контакта в патронах, периодического разрыва провода и его соединения, вследствие вибрации автомобиля при движении, плохого контакта проводов на зажимах включателей, предохранителей и соединительных панелей.
Система звуковой сигнализации. У автобусов система состоит из электрических тональных и дополнительных для обгона сигналов. Электрические сигналы представляют собой двухтональный комплекс из двух звуковых сигналов с рупорами (резонаторами) различной длины, имеющими форму улитки. Сигналы включаются через вспомогательное реле РС503 и специальный биметаллический предохранитель на 20 А. Вспомогательное реле предохраняет контакты кнопки сигналов от подгорания.
Пневматические сигналы С-42 включаются включателем ВК40А, установленным на полу кабины водителя.
Уход за системой сигнализации заключается в содержании приборов в чистоте, проверке их креплений, правильности регулировки и состояния контактов.
Признаки неисправностей электрических сигналов и их причины
При нажатии на кнопку сигнал не звучит, возможно, из-за обрыва провода, подходящего к кнопке в рулевой колонке, короткого замыкания в цепи (срабатывание плавкого предохранителя), отпайки выводов катушки сигнала от пластины прерывателя или выводных зажимов, подгорания контактов реле сигналов
Если сигнал звучит тихо и хрипло или совсем не звучит при неработающем двигателе, а при работающем двигателе (на средних частотах вращения коленчатого вала) звучит нормально, то это показывает на окисление клемм или разряженность аккумуляторной батареи.
Причинами издания сигналами дребезжащего звука являются ослабление крепления сигналов, крышки или катушки сигналов, трещина в мембране.
Предохранители служат для зашиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов возникающих при коротких замыканиях.
На автомобилях применяют плавкие и термобиметаллические предохранители. Плавкие предохранители изготовлены из медной проволоки, рассчитанной на определенную силу тока.
Термобиметаллические предохранители по своему действию и устройству бывают двух типов: предохранители, прерывающие цепь и автоматически замыкающие ее вновь, и предохранители с принудительным замыканием (кнопочные).
Все цепи потребителей тока автомобилей защищены предохранителями.
Рассмотрим несколько примеров применения предохранителей различной конструкции.
Электрические цепи потребителей тока автобусов JIA3-699P и -695Н защищены плавкими и биметаллическими предохранителями. Плавкие предохранители установлены на щитке моторного отсека и рассчитаны на ток 5 А, а на щитке приборов водителя — на 5 и 15 А (два блока по 4 шт.). Биметаллическими предохранителями защищены цепи дверей, наружного освещения и сигнализации и общая магистральная цепь от реле напряжения до щитка приборов.
На автобусе ЛиАЗ-677 все электрические цепи потребителей защищены плавкими предохранителями, установленными на двух панелях с внутренней стороны щитка приборов: ПР21 — 11 шт., рассчитанными на силу тока 10А, и ПР23 – 13 шт. – 20А. Кроме того, имеется панель с запасными предохранителями ПР21 и ПР23 (по 4 шт. каждый).
Электрические цепи потребителей тока автомобилей КамАЗ защищены предохранителями: ПР310 (биметаллические, на 10А, 4 шт.) в цепях фар головного света, фонарей заднего хода, электродвигателя отопителя, сигналов торможения и противотуманных фар, стоп-сигналов, штепсельной розетки на раме, электрического сигнала, электромагнитного включателя моторного тормоза; ПР510А (биметаллические блоки, 3 шт., в каждом блоке два предохранителя по 7А) в цепях выключателя массы, задних фонарей и фонарей автопоезда, аварийной световой сигнализации, подфарников и ламп освещения шкал приборов, питания приборов контрольных ламп и зуммера, штепсельной розетки переносной лампы, электрического сигнала, подкапотной лампы, плафонов кабины.
Биметаллические предохранители ПР310 и ПР510А установлены на панели приборов справа от щитка приборов за откидывающейся крышкой.
Биметаллический предохранитель ПР315 на ЗОА в цепи питания комплекта электрооборудования подогревателя ПЖД-30 установлен на специальном кронштейне у рычага переключателя передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы