Независимо от температуры окружающего воздуха, нагрузки и скоростного режима работоспособная система охлаждения поддерживает температуру охлаждающей жидкости 85…95 °С.
Работоспособное состояние системы охлаждения обеспечивается достаточным количеством охлаждающей жидкости, интенсивной и регулируемой ее циркуляцией, хорошей теплопроводностью стенок охлаждаемых деталей и трубок радиатора, интенсивным и регулируемым потоком воздуха сквозь сердцевину радиатора.
Если они полностью открыты, а двигатель все же перегревается, его надо остановить, проверить натяжение ремня вентилятора и уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Чтобы из-за понижения давления в системе не было мгновенного вскипания и выбрасывания воды из горловины радиатора, ее крышку можно снимать только после того, как двигатель несколько остынет. Делают это в рукавицах, встав с наветренной стороны. Доливают воду тонкой струей и обязательно при работающем двигателе, чтобы не допустить попадания холодной воды в головку цилиндров.
Особо важное значение имеет предупреждение отложения накипи в водяных рубашках и трубках радиатора. Она плохо проводит теплоту и поэтому резко ухудшает действие системы охлаждения. Образуется накипь вследствие выпадения в осадок минеральных солей. Вода, содержащая много солей, называется жесткой, что приблизительно определяется по плохому пенообразованию мыла.
В системах охлаждения лучше всего применять дождевую или снеговую воду (в ней нет солей). Если же все-таки приходится использовать жесткую воду, ее нужно предварительно умягчить. Наиболее простой способ — кипячение в течение 30…40 мин. За это время большая часть солей выпадает в осадок. Воде дают отстояться и заливают в систему. Слитая из двигателя вода равноценна кипяченой, поэтому ее собирают для повторного пользования. Умягчают воду и различными химическими препаратами, например тринатрийфосфатом. Будучи растворенным в воде, он не только умягчает ее, но постепенно разрушает старую накипь и образует на стенках прочную пленку, предохраняющую металл от коррозии. Сначала 3 кг тринатрийфосфата растворяют в 10 л воды, дают раствору отстояться в течение 3…5 ч, а затем добавляют его (на ведро воды — 100…600 г) в зависимости от жесткости.
Лучше всего систему охлаждения заполнять низкозамерзающей жидкостью — антифризом. Применение его исключает разрушение двигателя и радиатора от размораживания, в системе не образуется накипь и уменьшается коррозия деталей. Для некоторых двигателей заводы-изготовители предписывают всесезонное использование антифриза, допуская применять воду лишь кратковременно, например при утечке антифриза из-за неисправной системы.
Антифриз — это смесь этиленгликоля и воды с добавкой антикоррозионной присадки. Выпускают антифризы марок ТОСОЛ-А40 и ТОСОЛ-А65. Цифра в маркировке обозначает минусовую температуру, при которой происходит застывание антифриза. От нагревания он расширяется больше, чем вода, поэтому 2…4 л в систему не Доливают. В процессе работы уровень может понижаться из-за испарения из антифриза воды. Именно ее и надо доливать, если не было утечки через неплотности.
Антифриз ядовит. Работая с ним, надо надевать резиновые перчатки, использовать исправную тару, осторожно переливать и ни в коем случае не засасывать ртом через шланг.
При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) проверяют плотность соединений, чтобы не допустить утечек из системы охлаждения, а также уровень жидкости в радиаторе. Если постоянно наблюдается большой расход жидкости при отсутствии утечек, то надо проверить паровоздушный клапан.
Периодически систему охлаждения промывают водой для удаления ржавчины и других осадков. Сердцевину радиатора снаружи продувают сжатым воздухом, промывают сильной струей воды и снова продувают.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) проверяют натяжение ремня вентилятора и при необходимости его регулируют. Одновременно смазывают подшипники водяного насоса, делая три-четыре нагнетания шприцем через масленку, если конструкцией не предусмотрено иного смазывания.
При третьем техническом обслуживании (ТО-3) систему охлаждения промывают и при необходимости удаляют из нее накипь. Для промывки систему заполняют раствором, состоящим из 150 г тринатрийфосфата, 20 г едкого калия, 25 г каустической соды на 10 л воды. Двигатель прогревают до 80…85 °С, после чего раствор сливают и еще раз промывают систему водой.
Накипь удаляют сразу же после промывки системы, руководствуясь инструкцией завода-изготовителя. Один из существующих способов удаления накипи в двигателях с чугунными блоками и головками цилиндров сводится к следующему. Составляют раствор: 750…800 г каустической соды и 0,25 л керосина на 10 л воды. Заполняют им систему и работают в течение 8… 10 ч. Затем раствор сливают, заполняют систему чистой водой, после работы двигателя в течение 3…5 мин ее вливают. Промывку повторяют несколько раз.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) проверяют работу термостата и правильность показаний указателя температуры.
Основные причины возникновения неисправностей. Неисправность системы охлаждения проявляется в виде перегрева двигателя. Происходит это вследствие недостаточного количества охлаждающей жидкости, слабого натяжения или обрыва ремня вентилятора, наружного загрязнения сердцевины радиатора, повреждения механизма управления шторкой (жалюзи), отложения грязи и накипи в трубках радиатора, неполного открытия клапана термостата, а также при поломке водяного насоса. Переохлаждается двигатель при повреждении термостата и механизма управления шторкой (жалюзи).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание системы жидкостного охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы