Аккумуляторная батарея служит для пуска двигателя стартером и питания всех потребителей электрической энергии при неработающем или работающем с малой частотой вращения двигателе автомобиля.
От ее исправного состояния зависит легкость пуска двигателя с помощью стартера и бесперебойная работа всех приборов электрооборудования при работе двигателя с малой частотой вращения.
Для безотказной работы батареи необходимо периодически ее осматривать, содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Загрязнение поверхности батареи приводит к повышенному саморазряду. Окислы и грязь на зажимах значительно затрудняют пуск двигателя стартером из-за падения напряжения в соединениях.
В процессе работы автомобиля в аккумуляторной батарее появляются различные неисправности, вызванные несоблюдением Инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей.
К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: короткое замыкание пластин, трещины в стенках бака, разрушение пластин и сепараторов, ускоренный саморазряд, сульфатация пластин.
Короткое замыкание пластин вызывается выпадением активной массы пластин и скоплением ее на дне аккумулятора. Выпадение активной массы происходит вследствие перезаряда батареи или заряда ее током большой силы, а также сильной тряски при езде или наличия вредных примесей в электролите.
Признаком короткого замыкания пластин является быстрое появление из аккумулятора обильного газовыделения (“кипение” электролита) при заряде аккумуляторной батареи.
При разряде батареи током слишком большой силы, при длительном пользовании стертером и при коротких замыканиях в цепи происходит коробление пластин.
Трещины в стенках бака аккумуляторной батареи как наружные, так и внутренние (в перегородках) образуются от механических повреждений или при -замерзании электролита. В результате возможно подтекание электролита, смешивание электролита разных аккумуляторов, падение напряжения батареи, короткое замыкание, коробление или разрушение пластин.
Если установлено короткое замыкание между пластинами, необходимо слить электролит, промыть батарею дистиллированной водой и удалить выкрошившуюся активную массу, а при невозможности удаления активной массы следует разобрать батарею и заменить пластины и поврежденные сепараторы.
Ускоренный саморазряд происходит вследствие применения недистиллированной воды или загрязненного электролита, а также вследствие замыкания зажимов скапливающейся на поверхности крышек грязью или выплескивающимся из аккумуляторов электролитом.
Сульфатация происходит, если батарея часто или длительное время находится на хранении в разряженном или даже полузаряженном состоянии, эксплуатируется с пониженной или повышенной плотностью электролита, с низким уровнем электролита в аккумуляторах и если стартером пользуются не короткими, а продолжительными включениями.
В целях поддержания аккумуляторной батареи в исправном состоянии и продления срока службы необходимо своевременно обслуживать батарею и строго соблюдать правила технической эксплуатации, а именно: – содержать батарею в чистоте, систематически очищать ее поверхность от пыли, грязи и пролитого электролита; – завертывать плотно пробки наливных отверстий во избежание попадания грязи в аккумулятор и выплескивания электролита на поверхность батареи; – проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия; – укреплять батарею в гнезде на резиновой или войлочной подкладке и закреплять осторожно, без применения излишних усилий, равномерно затягивая гайки крепления, во избежание появления трещин в баках; – проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи, очищать их от окислов и поверхность смазывать техническим вазелином. Для предупреждения порчи выводов не допускать натяжения проводов; – систематически проверять уровень электролита в аккумуляторах, пользуясь стеклянной трубкой диаметром 4-6 мм и длиной 100— 150 мм. Для этого трубку опускать в наливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток пластин аккумулятора (рис. 74, а), затем закрыть пальцем верхнее отверстие трубки и вынуть ее из аккумулятора. По высоте столбика электролита в трубке судят о его уровне в аккумуляторе.
Нормальный уровень электролита в аккумуляторах должен находиться выше предохранительного шитка на 10—15 см. При пониженном уровне электролита следует долить в аккумулятор дистиллированную воду, а если имела место утечка электролита, а также при очень низкой температуре окружающего воздуха вместо воды долить электролит соответствующей плотности.
Рис. 74. Проверка уровня электролита в аккумуляторе:
а — проверка уровня стеклянной трубкой в аккумуляторе без внутреннего тубуса; 6 — проверка уровня без трубки визуально в аккумуляторе с внутренним тубусом; 1 — пластина; 2 — решетка; 3 — внутренний тубус; 4 — наливное отверстие
Иногда при обслуживании аккумуляторов допускаются опшоки, приводящие к замерзанию электролита и преждевременному выходу батарей из строя. Это происходит зимой во время доливки дистиллированной воды в электролит. Вода замерзает, не успев как следует перемешаться. Поэтому необходимо знать, что в холодное время года во избежание замерзания заливать воду в электролит нужно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом, а при снятой с автомобиля батареи заряжать ее в течение 50—60 мин.
В аккумуляторных батареях, у которых вентиляционные отверстия расположены рядом с пробкой и внутренняя кромка наливного отверстия находится на расстоянии 12 мм от предохранительного щитка (защитной пластины), уровень электролита при доливке дистиллированной воды в аккумуляторе устанавливается автоматически, для чего необходимо действовать следующим образом: – вывернуть пробку наливного отверстия (рис, 74, б) и плотно закрыть этой пробкой вентиляционное отверстие; – долить в аккумулятор дистиллированную воду до верхнего края наливного отверстия; – снять пробку с вентиляционного отверстия и ввернуть ее в наливное отверстие. После снятия пробки требуемый уровень электролита устанавливается автоматически.
Для подзаряда аккумуляторной батареи необходимо: присоединить положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному;
включить батарею на подзаряд, если температура электролита в ней не выше 30 °С в холодной и умеренной зонах и не выше 35 °С в жаркой и теплой влажной зонах;
ток подзаряда численно должен составлять 1/10 емкости батареи; подзаряд батареи ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита будут оставаться постоянными в течение двух часов. Напряжение аккумуляторов батареи контролируется вольтметром четвертого класса точности 1,0 со шкалой на 3 В и ценой деления 0,02 В для батареи с открытыми перемычками; вольтметром со шкалой на 30 В и ценой деления 0,2 В для батареи с закрытыми перемычками;
во время подзаряда периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45 ° С в холодной и умеренной климатических зонах и выше 50 “С в жаркой и теплой влажной зонах. Если температура электролита окажется выше указанных значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать подзаряд на некоторое время для снижения температуры электролита до 30-35 “С;
Заводы выпускают батареи с сухими заряженными пластинами. Для приведения их в рабочее состояние достаточно залить в аккумуляторы электролит нужной плотности.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже +25 °С в холодной и умеренной зонах и не выше + 30 С в жаркой и теплой влажной зонах, за исключением особых случаев, например при необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухоза-ряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до -30 °С. В этом случае допускается приведение их в рабочее состояние путем заливки электролита с температурой +40 ±2 Си плотностью 1,27 ± 0,01 г/см3, приготовление которого включает в себя следующие два этапа:
предварительное разведение электролита с учетом времени, необходимого для его остывания до +15 °С. При этом на 1 л дистиллированной воды добавляют 0,24 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см и получают электролит плотностью 1,20-1,21 г/см3. Хранят его в отапливаемом помещении;
окончательное приготовление электролита производится непосредственно перед заливкой его в аккумуляторы. Добавляют на 1 л полученного ранее электролита 0,13 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см и получают электролит необходимой плотности 1,26-1,28 г/см3 при + 40 °С.
Не раньше чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита следует замерить его плотность. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.
Существенное влияние на долговечность аккумуляторной батареи оказывает напряжение зарядного тока генератора. Повышенное напряжение приводит к чрезмерно большим токам подзаряда аккумулятора (перезаряду), понижение — к систематическому его недозаряду. Как в одном, так и в другом случае срок службы батарей значительно сокращается.
В связи с этим необходимо поддерживать напряжение генератора в тех пределах, которые указаны в разделе “Реле-регулятор”.
Корректировку плотности электролита в конце подзаряда батареи производят доливкой дистиллированной воды в случае, когда плотность его выше нормы, и доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы.
При корректировке плотности электролита во время подзаряда батареи для учета влияния температуры на его плотность пользуются данными, приведенными в табл. 14.
После корректировки продолжают подзаряд батареи в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключают батарею и через 30 мин производят замер его уровня во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже установленной нормы, в аккумулятор доливают электролит той же плотности, что указана в табл. 14. При уровне электролита выше нормы отбирают избыток электролита резиновой грушей. После подзаряда батарея готова для эксплуатации.
Подготовка новой аккумуляторной батареи к эксплуатации
Удалить из-под наливных отверстий установленные на заводе герметизирующие диски.
Залить электролит соответствующей плотности с учетом климатических условий.
Чтобы сухие пластины и сепараторы пропитались электролитом, следует батарею с залитым электролитом оставить на 4-6 ч.
Во время заряда через каждые 2 ч проверять в аккумуляторах напряжение, плотность и температуру электролита (температура должна быть не более +45 °С).
При повышении температуры электролита выше нормы снизить зарядный ток наполовину или прервать заряд, чтобы понизить температуру до +30 °С.
После наступления обильного газовыделения (“кипения”) во всех аккумуляторах при сохранении устойчивого напряжения и плотности электролита в течение 2 ч заряд следует считать законченным.
Продолжительность заряда в зависимости от типа батареи и продолжительности ее хранения колеблется в пределах: для сухозаряженных от 3 до 8 ч, для обычных от 25 до 50 ч.
Так как плотность электролита в конце заряда несколько отличается от требуемого значения, то ее доводят до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита.
После первого заряда и доводки плотности электролита аккумуляторную батарею сдают в эксплуатацию.
При необходимости экстренного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию можно их устанавливать на автомобиль без предварительного заряда, но при этом плотность электролита после пропитки пластин не должна уменьшиться более чем на 0,03.
Заводку двигателя стартером в этом случае следует производить через 3 ч после заливки электролита.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание свинцовых аккумуляторных батарей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы