В процессе эксплуатации ГБА наружная окраска баллонов из-за попадания на их поверхность влаги, грязи, песка разрушается, что способствует коррозии металла и уменьшает прочность баллонов. Особенно это относится к баллонам, расположенным на раме близко к колесам автомобиля.
Для безопасной эксплуатации баллонов и продления срока службы необходимо периодически окрашивать их наружные поверхности масляной или эмалевой краской красного цвета. Перед окраской баллоны следует тщательно вымыть, очистить от грязи и просушить. Окраску баллонов по мере необходимости выполняют в специальной мастерской, непосредственно на автомобиле, без демонтажа запорной арматуры и трубопроводов, при отсутствии в них газа.
Газовые баллоны для ГБА (как для СНГ, так и для СПГ) являются сосудами, выдерживающими высокое давление, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденные Госгортехнадзором СССР. Однако следует отметить, что эти баллоны в силу специфики их использования не подлежат регистрации в местных органах Госгортехнадзора, и поэтому надзор за их правильной технической эксплуатацией и хранением целиком возложен на АТП. Баллоны для ГБА, работающем на СПГ, изготовленные из углеродистой стали, подвергаются периодическому освидетельствованию не реже чем через З.года, а изготовленные из легированной стали — не реже чем через 5 лет (постановление Госгортехнадзора СССР от 24.12.85, № 53). Разрешение на техническое освидетельствование баллонов выдается местными органами Госгортехнадзора СССР после проверки ими наличия производственных помещений, технических средств, обеспечивающих возможность качественного освидетельствования; специально назначенных приказом по станции ТО лиц, ответственных за проведение освидетельствования, из числа инженерно-технических работников, имеющих соответствующую подготовку; инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов. При выдаче разрешения на техническое освидетельствование баллонов органы надзора должны зарегистрировать клеймо с соответствующим шифром, присвоенным данной станции ТО и проставляемым на прошедших проверку баллонах. Перед освидетельствованием баллоны должны быть освобождены от газа, продегазированы азотом или инертным газом, демонтированы с автомобиля и вместе с запорной арматурой и переходниками, комплектно по маркам автомобилей направлены на испытательный пункт.
Освидетельствование баллонов включает в себя следующие операции:
— осмотр наружной и внутренней поверхности баллонов;
— гидравлические испытания пробным давлением, превосходящим в 1,5 раза рабочее;
— проверку герметичности соединений горловины баллона с газовой арматурой. Кроме того, для баллонов, предназначенных для использования СПГ, при освидетельствовании необходимо проверить их массу и вместимость.
Баллоны, у которых при осмотре наружной и внутренней поверхности выявлены трещины, вмятины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, надрывы, выщербления, износ резьбы, а также отсутствие некоторых паспортных данных, выбраковываются без проведения гидравлических испытаний. Массу баллонов для СПГ определяют методом взвешивания, а их вместимость — по разности масс наполненного водой и порожнего баллона. При потере массы более 7,5% от указанной на баллоне или увеличении их вместимости более 2% баллоны выбраковываются, на резьбу их горловин наносят насечки, просверливают отверстие на корпусе, что исключает возможность их дальнейшего использования.
Гидравлические испытания баллонов для СПГ проводят под давлением 30 МПа (300 кгс/см2) на специальном стенде для гидравлического испытания баллонов (СГИБ). Время выдержки под давлением — не менее 1 мин. Баллон считается выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружены течь, слезки, потение на поверхности баллона, признаки разрыва или видимые остаточные деформации. После гидравлического проводят пневматические испытания баллонов на том же стенде. Баллоны опрессовывают сжатым воздухом под давлением 20МПа (200 кгс/см2) для проверки герметичности резьбовых соединений и вентилей; продолжительность испытания не более 1 мин.
Рис. 1. Стенд для гидравлического испытания баллонов вместимостью 50 л.
1 — пневмоцилиндры; 2 — тиски; 3 —механизм поворота; 4 — колонка поворотная; 5 — головка ключа; 6 — приводной вал; 7 — электропривод; 8 — пульт управления; 10 — ванна; 11 — пневмоцилиндр; 12 — фиксатор.
Результаты освидетельствований с указанием выявленных и устраненных неисправностей отмечают в паспорте баллона. На стенке баллона выбивают дату (месяц и год) проведенного и последующего испытания и ставят клеймо (круглой формы диаметром 12 мм) организации, проведшей освидетельствование. Если в процессе эксплуатации возникает необходимость замены арматуры баллона, это осуществляют с помощью механического ключа с электроприводом типа ЭПВ. Такой электропривод состоит из взрывобезопасного электродвигателя, червячного редуктора с дублером для ручного управления, путевого выключателя и клеммной коробки во взрывобезопасном исполнении. В крайних случаях выключение электропривода осуществляют путевым выключателем; для ограничения крутящего момента и автоматического отключения электродвигателя имеется механический моментный выключатель.
Замена в условиях АТП переходников, вентилей или манометра высокого давления на баллонах должна производиться в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и включать в себя обязательную проверку герметичности и прочности соединений при рабочем давлении 20 МПа (200 кгс/см2) без регистрации в паспорте баллона.
Баллоны для СПГ для проведения их освидетельствования доставляются на специализированный пункт из АТП комплектно, в сборе с переходниками и вентилями, с указанием моделей автомобиля или его модификации, с которого они демонтированы, а также с заглушками на переходниках, препятствующих попаданию влаги внутрь баллона и повреждению резьбы вентилей и переходников в процессе транспортировки. Возврат освидетельствованных баллонов потребителю производится обезличенно, но в той же комплектности, что и принятых на освидетельствование. Восполнение выбракованных баллонов должно производиться за счет обменного фонда испытательного пункта.
Для механизации трудоемких работ по снятию, установке и транспортировке баллонов для ГБА применяют специальное грузоподъемное устройство (модель Н-702), принципиальная схема которого приведена на рис. 3. Оно состоит из кронштейна, захватного устройства и противовеса. Все устройство подвешивают к электромеханической тали с помощью крюка. Газовый баллон 5 вставляют в захватное устройство торцевой частью и переносят к автомобилю, предварительно закрепив прижимом. Баллон вставляют в специальное отверстие ближайшего продольного бруса и подают вперед, насколько позволяет кронштейн, затем устройство освобождают и дальнейшее продвижение в отверстие второго продольного бруса осуществляют вручную.
Рис. 2. Ключ механический К.МВБП для вентилей баллонов.
1 — станина; 2 — пост управления; 3 — кран управления; 4 — устройство для крепления баллона; 5 — пневмотиски; 6 — головка ключа; 7 — электропривод с редуктором.
Рис. 3. Грузоподъемное устройство для газовых баллонов.
1 — противовес; 2 — кронштейн; 3 — крепежный винт с ручкой; 4 — захватное устройство; 5 — баллон высокого давления.
При незначительных подъемах торца баллона или его вращении рекомендуется применять вороток с удлиненной ручкой. При установке баллонов необходимо выдержать определенное расстояние от горловины баллонов до стенок продольных брусьев. После этого баллоны закрепляют хомутами с помощью стяжных болтов с гайками. Под гайку устанавливают плоскую и пружинную шайбу.
Грузоподъемное устройство можно применять и для погрузки, и для разгрузки баллонов на складе готовой продукции.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое освидетельствование газовых баллонов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы