Одним из направлений улучшения конструкций автомобилей и усовершенствования технологии их ремонта является применение материалов, более соответствующих данным требованиям. В ряде случаев все возрастающим и разнообразным требованиям уже не удовлетворяют металлы и другие материалы, и здесьнезаменимыми оказываются пластмассы. Детали из последних получают с более высокими техническими показателями, они легче, проще в изготовлении и дешевле. Использование пластмасс при ремонте позволяет применять новые, эффективные технологические процессы для восстановления деталей и агрегатов автомобиля.
В целом применение пластмасс способствует совершенствованию конструкций машин и оборудования, повышению качества и снижению себестоимости продукции, обеспечивает рост производительности труда. Только в девятой пятилетке за счет пластмасс сэкономлено 1,2 млн. т черных и цветных металлов, 4,8 млн. м3 древесины и около 2,9 млн. т других традиционных материалов. Без пластмасс сегодня не обходится ни один вид транспорта, ни одна отрасль промышленности, строительство, сельское хозяйство. Там, где это экономически целесообразно и технически возможно, пластмассами будут заменяться цветные и легированные металлы. Этому способствуют имеющиеся у нас огромные сырьевые ресурсы для производства пластмасс: нефть, природные и промышленные газы, целлюлозы, а также продукты коксо-бензолыюй промышленности.
Отечественная химическая промышленность в настоящее время производит все известные виды полимеров, составляющие многие сотни наименований марок г. Однако ведутся постоянные работы по созданию и освоению производства новых видов пластмасс более высокого качества. На предприятиях химии теперь изготовляются пластические материалы, которые по прочности не уступают металлу, по прозрачности — стеклу, по эластичности — резине, по электроизоляционным качествам — фарфору. Некоторые пластмассы обладают легкостью пробки и химической стойкостью платины. Эти материалы можно сваривать, прессовать и прокатывать, как металл. Из них можно отливать детали самой сложной формы.
Масштабы применения пластмасс при изготовлении и ремонте автомобилей растут из года в год. Уже сейчас количество пластмассовых деталей на отдельных отечественных автомобилях (ГАЗ-24) достигает 350, а их общая масса 100 кг (ЛАЗ-695Б). Это пока преимущественно мелкие детали, не несущие больших нагрузок, например, декоративные, электротехнические, детали системы питания и отопления, тепло- и звукоизоляционные, фрикционные, кузовные, прокладочные и др.
Однако есть полное основание полагать, что в ближайшем будущем номенклатура пластмассовых деталей на автомобилях превысит 1000 ед., а их масса —10% общей массы автомобиля.
Тенденция непрерывного увеличения применения пластмасс в автомобилестроении характерна и для зарубежной практики. На рис. 57 показан объем применения пластмасс в американской автомобильной промышленности.
Большую возможность для роста потребления пластмасс в автомобилестроении дает применение полимерных обивочных материалов, формование из пластмасс топливных баков, применение гальванически металлизируемых пластиков, изготовление капотов, крышек багажников и других панелей кузова.
В недалеком будущем следует ожидать серийного производства автомобилей с пластмассовыми кузовами и многими другими ответственными деталями, отформованными из пластиков. Такие автомобили будут намного легче и дешевле существующих и будут обладать более высокими эксплуатационными качествами. В частности, пластмассовые детали не подвержены коррозии и не требуют окраски, они обеспечивают лучшую термоизоляцию. Уже теперь в отечественной и зарубежной практике автомобилестроения известны такие примеры. К ним относятся: изготовление кузова автомобиля-самосвала на базе автомобиля ЗИЛ-130 (ЗИЛ-130Д) из ударопрочного стеклопластика,, масса пластмассового кузова оказалась па 250 кг легче металлического; серийное производство в ГДР легкового автомобиля «Трабант-601» с кузовом из волокнита (феполоформальдегидная смола с наполнителем в виде отходов хлопкового производства). Этот автомобиль четырехместный, его собственная масса всего лишь 615 кг. Считают, что автомобиль с кузовом из стеклопластика легче па 20—30% металлического.
При замене черных металлов литьевыми пластмассами трудоемкость изготовления деталей уменьшается в среднем в 5—6 раз. При замене цветных металлов пластмассами себестоимость деталей снижается в 4—10 раз.
Перспективно применение пластмассовых покрытий. Они надежно защищают металл от коррозии. Кроме того, пластмассовые покрытия придают изделиям красивый внешний вид.
Полимеры находят все более широкое применение для склеивания неметаллических деталей между собой и с металлическими.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технико-экономическая эффективность применения пластмасс"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы