Требования к конструкции корпуса. Корпус является самой большой по размерам и важнейшей частью кузова. Корпус кузова защищает пассажиров и груз от пыли и непогоды, частично или полностью воспринимает разные нагрузки и обеспечивает автомобилю обтекаемую форму и красивый внешний вид.
Требования к конструкции корпуса кузова в основном сводятся к следующему:
1. Вес корпуса не должен превышать 40% веса автомобиля.
2. Вместительность кузова должна быть максимальной для габаритов данного автомобиля, поэтому толщина стенок корпуса кузова должна быть минимальной. Конструкции основания и потолка не должны увеличивать общую высоту автомобиля и должны обеспечивать минимальную высоту расположения пола от земли.
3. Корпус должен быть непроницаемым для звуков, пыли, ветра, дождя, снега, отработавших газов, тепла.
4. Корпус должен быть бесшумным, во время движения в нем не должно быть вибраций, дребезжания, скрипов и стуков одной детали кузова о другую.
5. Корпус должен быть прочным и жестким, хорошо выдерживать езду по неровной дороге и противодействовать силам, возникающим при трогании автомобиля с места, торможении и прохождении поворотов, а также должен воспринимать удары при небольших авариях с наименьшей деформацией конструкции и формы.
6. Корпус должен быть долговечным и не разрушаться под действием влаги, тряски, солнечных лучей. Срок службы деталей корпуса должен соответствовать сроку службы автомобиля (10—15 лет).
7. Конструкция корпуса должна состоять из минимального числа разноименных деталей; так называемые левые и правые детали желательно выполнять одинаковыми, сходные между собой детали должны быть унифицированы.
8. Конструкция корпуса должна обеспечивать простоту и доступность снятия его с рамы автомобиля, демонтажа механизмов, ремонт механизмов автомобиля, скрытых под корпусом, и свободный доступ к ним.
9. Конструкция корпуса должна быть технологичной и не вызывать затруднений в производстве при изготовлении кузова обтекаемой формы.
10. Стойки кузова должны быть возможно более тонкими, чтобы не нарушалась обзорность из кузова.
Типы конструкций корпусов. Конструкция корпуса автомобильного кузова претерпела сложный путь развития — от деревянного корпуса каретного типа до современного цельнометаллического несущего корпуса. Но наряду с цельнометаллическими несущими корпусами у некоторых современных автомобилей сохранились корпусы прежних конструкций.
Типы конструкций корпусов кузовов различаются:
а) по способу восприятия кузовом нагрузок; б) по наличию в конструкции каркаса (остова); в) по материалу, из которого изготовлены конструкции.
В зависимости от наличия у данного автомобиля рамы, на которой закреплены механизмы и кузов, от конструкции рамы и от способа соединения кузова с рамой (если рама имеется) кузов воспринимает большую или меньшую часть нагрузок от собственного веса, от веса пассажиров и груза, от веса механизмов, воспринимает усилия, возникающие при движении автомобиля (толкающие усилия, усилия от торможения, от преодоления неровностей дороги, при прохождении поворотов и т. д.). Если рама автомобиля и кузов связаны посредством пружин или резиновых прокладок эластично, то кузов не несет других нагрузок, кроме собственного веса и веса пассажиров и груза. Такой кузов называется ненесу-щим. Если рама и кузов соединены жестко (болтами, заклепками или сваркой), часть нагрузок от веса механизмов и усилия от работы подвески передаются рамой кузову. Такой кузов называется полунесущим. Если рама отсутствует, кузов воспринимает все перечисленные нагрузки и называется несущим. При этом механизмы автомобиля крепятся к кузову.
В некоторых кузовах современных автомобилей в конструкции корпуса сохранился законченный каркас, или остов (скелет). В этом случае оболочка кузова (облицовка) закрепляется при изготовлении кузова на собранном каркасе. В других кузовах имеется лишь часть каркаса — отдельные стойки, дуги, бруски, усилители, которые связываются между собой непосредственно или листами облицовки. Такая конструкция требует одновременной сборки каркаса и облицовки. Многие кузовы вовсе не имеют каркаса, каркас заменен ребрами жесткости, образующимися при соединении отдельных листов облицовки, краям которых придается соответствующий профиль.
Таким образом имеются каркасные, полукаркасные и бескаркасные кузовы.
Каркас кузова выполняется из дерева или металла (стали, дуралюмина), облицовка также может быть стальной, алюминиевой или деревянной (в последнем случае ее называют обшивкой).
В последнее время делаются попытки изготовления кузовов из прессованного дерева, пластических масс и других материалов.
В современных автомобилях наибольшее распространение получили следующие типы кузовов.
1. Ненесущие кузовы с эластичной связью кузова с мощной контурной рамой. Некоторые из них имеют каркас, изготовленный из дерева, стали или алюминия. Облицовкой служат дерево, сталь или алюминий. У бескаркасных ненесущих кузовов для облицовки применяется сталь.
2. Полунесущие кузовы, имеющие жесткую связь с контурной рамой или хребтовидной рамой с платформообразным днищем. В каркасных кузовах этого типа каркас и облицовка из стали; в бескаркасных — облицовка из стали.
3. Несущие кузовы, не имеющие рамы; материалом каркаса и облицовки служат сталь и алюминий. .Материалом для бескаркасных кузовов является сталь.
Ненесущий корпус (кабина водителя) с деревянным каркасом и деревянной облицовкой установлен на грузовых автомобилях ЗПС-5, ЗИС-150 выпуска до 1949 г., ГАЗ-51, ЯАЗ-200.
Ненесущий корпус с деревянным каркасом и металлической облицовкой установлен на автобусах ЗИС-16, ГАЗ-ОЗ-ЗО, кабинах грузовых автомобилей ЗИС-5 выпуска до 1941 г., на легковых автомобилях ГАЗ-11-40, ЗИС-101, ЗИС-102.
Ненесущий цельнометаллический каркасный корпус установлен ва ряде опытных образцов автобусов.
Ненесущий цельнометаллический бескаркасный (или полукар-касный корпус) устанавливается на легковых автомобилях ГАЗ-М1, ЗИС-110, кабинах грузовых автомобилей ЗИС-150, ГАЗ-51 и др.
Полунесущий бескаркасный корпус применялся на легковых автомобилях КИМ-10.
Несущий каркасный корпус применен на автобусах ЗИС-154 и НАМИ-А.
Несущий бескаркасный корпус устанавливается на легковых автомобилях ГАЗ М-20, «Москвич», ЗИМ.
В этом перечне типы конструкции расположены в последовательности постепенного перехода от каретных кузовов к современным, в которых конструкторы достигли большой жесткости, надежности кузова, его малого веса, обтекаемости формы и высокой технологичности, обеспечивающей массовое производство.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы конструкции корпуса"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы