Кузова предназначены для размещения грузов, пассажиров и специального оборудования и поэтому делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные) и специальные.
В зависимости от конструкции кузова могут быть каркасными, полукаркасными и бескаркасными. Кузова современных легковых автомобилей бескаркасные, автобусов — каркасные и полукаркасные, а кабины грузовых автомобилей — полу каркасные и бескаркасные.
По характеру воспринимаемой нагрузки кузова подразделяются на несущие, полунесущие и разгруженные. У несущего кузова рама отсутствует, и все нагрузки воспринимаются кузовом. Полунесущий кузов жестко соединен с рамой и воспринимает только часть нагрузок, приходящихся на раму. Разгруженный кузов установлен на резиновых прокладках или подушках и, кроме массы груза, никакой нагрузки не воспринимает.
Большинство современных легковых автомобилей и автобусов имеют несущие кузова, а грузовые автомобили — разгруженные.
Кузова легковых автомобилей (рис. 18.1). От типа и назначения автомобиля зависит форма кузова, его вместимость, расположение и число дверей и сидений. В настоящее время широкое распространение получила клиновидная форма кузова с большой площадью остекления. Имеются следующие типы кузовов: – седан (рис. 18.1, а) — закрытый четырехдверный кузов с двумя рядами сидений; – лимузин (рис. 18.1, б) —закрытый четырех- или шестидверный кузов с двумя-тремя рядами сидений и перегородкой позади первого ряда сидений. Лимузин, у которого над задним рядом сидений предусмотрен складывающийся мягкий тент, называется ландо-лимузином (рис. 18.1, б); – купе (рис. 18.1, г) — закрытый двухдверный кузов для 2—4 чел.; – фаэтон (рис. 18.1, д) — кузов с откидывающимся мягким складывающимся верхом, съемными боковинами и двумя-тремя рядами сидений; – универсал (рис. 18.1, е) — закрытый кузов с дополнительной задней дверью в задней торцовой панели. При сложенных задних сидениях кузов легко переоборудуется для перевозки грузов; – пикап (рис. 18.1, ж) — грузо-пассажирский кузов с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями на 4—6 чел. и с двухместной закрытой кабиной.
Рис. 18.1. Типы кузовов легковых автомобилей
Большинство легковых автомобилей имеют цельнометаллические бескаркасные несущие кузова. Такие кузова (рис. 18.2) имеют сварной жесткий каркас, состоящий из отдельных предварительно собранных узлов: пола (днища), левой и правой боковин с задними крыльями, крыши и передних крыльев. Детали кузова, штампованные из листовой стали, соединены между собой электросваркой и образуют жесткую пространственную систему. К передней части днища кузова крепится короткая рама (подрамник), на который установлены двигатель и передняя подвеска.
Для увеличения прочности кузова к его каркасу приваривают усиливающие накладки и кронштейны, а на днище и вертикальных панелях выштамповывают ребра жесткости.
Хорошую обзорность обеспечивают гнутые (панорамные) передние и задние стекла и низкоопущенный капот двигателя. Спереди и сзади на кузов установлены бамперы.
Для уменьшения шума, неприятно действующего на водителя и пассажиров, на внутренние поверхности кузова наносят специальные противошумные мастики, теплоизоляционный и декоративный картон.
Передние сиденья легковых автомобилей бывают сплошными или разделенными. Для удобства посадки водителя и пассажира сиденья делаются регулируемыми в продольном направлении и по наклону спинки.
На легковых автомобилях ГАЗ-24 «Волга» и других моделях переднее сиденье разделенное. Оно состоит из двух отдельных сидений кресельного типа. Каждое сиденье имеет самостоятельную регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки. Сиденье (рис. 18.3) установлено на специальных салазках, по которым его можно перемещать в нужном направлении при повороте рычага, расположенного перед сиденьем. Спинка и подушка сиденья соединены между собой шарнирами. Наклон спинки вплоть до горизонтального его положения осуществляют после поворота вверх рычага, который освобождает тормоз шарнира.
Рис. 18.2. Кузов автомобиля ВАЗ
Заднее сиденье в легковых автомобилях двух- или трехместное и выполнено сплошным (диванного типа).
Передние и задние сиденья обычно состоят из пружинных металлических каркасов, покрытых формованной губчатой резиной и специальной декоративной обивкой.
В боковинах (см. рис. 18.2) кузова имеются проемы для дверей. Дверь состоит из наружной и внутренней штампованных панелей, соединенных между собой. Она подвешивается в проеме кузова на двух петлях. В закрытом положении дверь удерживается замком, исключающим произвольное открывание ее при движении. Дверь имеет ограничитель, который обеспечивает ее фиксацию в открытом положении.
Подъем и опускание стекол дверей производятся при помощи стеклоподъемников с механическим или электромеханическим приводом, который обеспечивает подъем, опускание и фиксацию стекла в любом положении. Опускное стекло перемещается в специальных направляющих.
Капот закрывает сверху отсек двигателя, находящийся обычно в передней части кузова автомобиля. Он состоит из каркаса и наружной панели, соединенных между собой. Капот крепится к кузову двумя петлями и удерживается в закрытом положении замком. Замок капота открывают специальной рукояткой, установленной обычно под панелью приборов.
Для хранения багажа, запасного колеса и шоферского инструмента в кузове имеется багажник, расположенный обычно в задней части автомобиля. Крышка багажника прикреплена к кузову двумя петлями. На внутренней панели крышки багажника установлен замок, который удерживает ее в закрытом положении.
Рис. 18.3. Переднее сиденье автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
Для очистки ветрового стекла от воды и снега применяют стеклоочистители, а для смывания грязи с ветрового стекла используют стек-лоомыватели.
Для обогрева в холодное время его оборудуют системой отопления, в которой используется тепло горячей жидкости, поступающей из’ системы охлаждения двигателя. Часть этого тепла может быть направлена для обдува ветрового стекла при его запотевании.
Ремни безопасности применяются на легковых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах на неподвижные препятствия и при столкновении с другими видами транспортных средств на больших скоростях. Ремни безопасности обычно диагонально-поясного типа подгоняются для каждого человека индивидуально. Каждый ремень состоит из лямки, регулятора длины и языка, который вставляется в замок, чем и обеспечивается пристегивание водителя или пассажира на сиденье. Ремни закреплены болтами в трех точках: на стойке кузова, на пороге и на тяге с замком. Болты крепления ремней имеют двойную дюймовую резьбу по требованиям международных правил. Это исключает применение других болтов с непроверенной прочностью.
Кузова автобусов. Кузова автобусов чаще всего делают вагонного типа, при котором до 90% его габаритной площади используется для размещения пассажиров. Большинство современных автобусов имеют несущий кузов каркасного типа, изготовленный из прямоугольных труб и штампованных стальных элементов, соединенных между собой заклепками или сваркой и облицованных стальными листами или листами из алюминиевого сплава. Внутри кузова размещают сиденья для пассажиров и водителя.
Каркас (рис. 18.4) является основной частью кузова автобуса. Он состоит из стоек: нижнего основания, пола, левой и правой боковин, крыши, передней и задней частей. На полу установлены все агрегаты автобуса. Кабина водителя отделена от пассажирского помещения перегородкой.
Двери автобуса обычно выполняются раздельными для пассажиров и водителя. Передние двери для пассажиров выполняют трех- или четырехстворчатыми, а задние — че-тырехстворчатыми. Дверь для водителя обычно одностворчатая. Двери для пассажиров открываются и закрываются пневматическими механизмами, управляемыми водителем.
Окна автобуса разные по форме и конструкции. Боковые окна часто делают прямоугольными с раздвижными форточками. Ветровое и заднее стекла для большей обзорности изготовляют большими и гнутыми.
Сиденья пассажиров могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Нерегулируемые сиденья устанавливают в городских автобусах, а регулируемые — в междугородных. Сиденье водителя обычно регулируется в продольном направлении, по высоте и углу наклона спинки. Часто оно снабжается гидравлическим амортизатором, который гасит “-колебания, возникающие при движении автобуса по неровной дороге.
Шумоизоляция кузова обеспечивается за счет применения противошумных паст, битумных мастик, теплоизоляционных и перфорированных картонов и других материалов. Пол, кожуха колес и подножки покрыты резиновым ковром.
Рис. 18.4. Каркас кузова автобуса ЛАЗ-695
Чтобы обеспечить комфортабельность в конструкции кузова предусмотрены: хорошая обзорность для пассажиров, которая достигается увеличением высоты и ширины окон; эффективная вентиляция, обеспечиваемая наличием больших форточек боковых окон и люков крыши; интенсивное освещение в вечернее время; эффективное отопление; широкие двери с уплотнением.
Для удобства управления и улучшения обзорности в кузове предусмотрены: устройства для обмыва и очистки ветрового стекла, про-тивосолнечные козырьки и шторка окна, зеркала для наблюдения за входом и выходом пассажиров, наблюдения за дорогой и обзора пассажирского салона.
Кузова грузовых автомобилей. К кузову грузового автомобиля относятся грузовая платформа, кабина и оперение. В оперение (рис. 18.5) автомобиля входят капот, крылья, облицовка радиатора, подножки. У грузовых автомобилей, которые имеют кабину, расположенную над двигателем, капот отсутствует.
Грузовая платформа (рис. 18.6) обычно имеет деревянную или металлическую конструкцию. Она состоит из основания пола и бортов. Основание пола включает в себя продольные и поперечные брусья. К основанию пола прикреплены пол, неподвижный передний борт, а также откидные боковые и задний борта. Доски бортов скреплены между собой металлическими планками. Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель, а передний неподвижный борт — специальными стойками. Откидные борта в поднятом положении удерживаются запорами, расположенными в углах соединения бортов. Грузовая платформа в сборе прикреплена к раме автомобиля стремянками с гайками.
Рис. 18.5. Оперение автомобиля ГАЗ-5ЭА
Рис. 18.6. Грузовая платформа автомобиля
Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными и специализированными. Универсальные кузова, представляющие собой деревянную (из досок и балок) или металлическую (из листа) грузовую платформу, используются для перевозки различных грузов.
Грузовые платформы у автомобилей, предназначенных для перевозки грузов с большой плотностью, имеют низкие борта; у автомобилей, служащих для перевозки грузов с малой плотностью,—высокие решетчатые борта постоянные или съемные.
Грузовые платформы для перевозки крупногабаритных грузов часто не имеют бортов. Автомобили, выполненные на базе легковых, могут быть закрытыми (типа фургон) или открытыми (типа пикап).
К специализированным кузовам относятся кузов-само-свал, кузов-фургон, кузов-цистерна и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы кузовов автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы