Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и собственно кузова для груза.
В качестве автомобильного грузового кузова для перевозок различных грузов долгое время применялась платформа с бортами.
Рис. 1. Универсальный грузовой кузов:
Позднее появилась потребность в грузовых автомобилях со специализированными кузовами с высокими решетчатыми бортами, с фургонами и с кузовами-самосвалами.
Специализированные кузовы в сравнении с платформой имеют ряд преимуществ, так как обычная платформа с откидными бортами нормальной высоты (около 600 мм) позволяет перевозить только грузы, имеющие объемный вес 0,7—0,8 т/м3. Более легкие грузы требуют устройства на платформе дополнительных ограждений или сложной установки и креплений. Перевозка таких грузов, как сельскохозяйственные продукты, изделия ширпотреба в таре, пустая тара, скот, сено, солома и т. п., требует платформ с высокими бортами. Тяжелые сыпучие грузы (песок, асфальт, щебень, цемент, зерно) во время перевозки просеиваются через щели деревянного кузова, а выгрузка их через борты требует много труда и времени. Кроме того, значительная часть промышленной продукции требует перевозки в закрытых кузовах, а скоропортящиеся продукты — в кузовах-холодильниках. Потребность в автомобилях со специализированными кузовами огромна.
В отличие от платформы с откидными низкими бортами решетчатый кузов имеет съемные высокие борты. Ввиду громоздкости и сравнительно большого веса такой борт делается составным из двух-трех звеньев, скрепленных петлями с соединительными штифтами. Такая конструкция позволяет, не снимая борта, открывать любую его часть, как створку двери. Закрепление в гнездах опорных стоек борта происходит посредством натяжного приспособления. Высота борта решетчатого кузова зависит от удельного веса груза, для которого предназначается кузов. Конструкция пола и бортов кузова позволяет заменять борты, добавлять или снимать одну или две доски борта.
Грузовые закрытые кузовы типа фургон получают все более широкое распространение. Они пригодны для любых грузов, кроме длинномерных, и обеспечивают наибольшую сохранность груза при перевозке. Для фургонов иногда используется кузов легковых автомобилей закрытого типа. При этом вторые (задние) двери заменяются сплошной панелью, а дверь для груза устанавливается в задней стенке.
Специализированные кузовы, например самосвалы, тяжелее и дороже прежних платформ, но их применение оправдывается лучшим использованием объема кузова и сокращением простоя грузового автомобиля под погрузкой и разгрузкой.
Помимо рассмотренных имеется много других видов кузовов грузовых автомобилей, но все они в большей части не являются типовыми и унифицируются с уже описанными кузовами — обычными платформами, платформами с решетчатыми бортами, фургонами, цистернами и т. п.
В последние годы получили распространение универсальные кузовы, которые могут использоваться в виде различных платформ — без бортов или с низкими бортами, с высокими решетчатыми бортами и скамейками — либо в виде платформ с высокими бортами и тентом. Для установки боковых бортов на такой платформе имеются гнезда стоек. Задний борт делается откидным на петлях обычного типа. В гнезда стоек вставляются борты-решетки, на стойках которых укреплены кронштейны и навески откидных
Рис. 2. Типы кузовов грузовых автомобилей:
а — платформа для груза; б — то же с бортами; в — то же с высокими бортами; г — универсальный кузов; д — фургоны; е — самосвал; ж — цистерна. скамеек. В откинутом положении скамейки образуют сплошную решетку борта, в опущенном — служат для сидения, и тогда верхние планки решетчатых бортов являются спинками. В стойки решетчатых бортов можно вставить дуги крыши и укрепить на них ремнями брезентовый тент.
Типы современных кузовов грузовых автомобилей указаны в табл. 4 и на рис. 2.
Таблица 1
Типы кузовов грузовых автомобилей
Кабины водителя делаются чаще всего закрытые, двух- или трехместные. Открывающиеся или открытые кабины применяются в настоящее время только для автомобилей специального назначения. В некоторых современных конструкциях грузовых автомобилей кабина сдвигается вперед и устанавливается (частично или полностью) над двигателем, что позволяет увеличить габариты и полезную емкость кузова грузового автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы кузовов грузовых и специальных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы