С помощью токоприемника электрооборудование вращающейся части крана связано с внешней сетью и электроаппаратами, установленными на неповоротной части крана.
Рис. 88. Конструктивные схемы токоприемников:
о — кольцевого, б — бескольцевого; 1,7 — неповоротная часть крана, 2,8 — поворотная часть крана, 3 — пружина, 4 — щеткодержатель, 5 — щетка, 6 — кольцо, 9 — труба, 10 — гибкий шлейф, 11, 12 — клеммники на поворотной и неповоротной частях крана
По принципу работы токоприемники башенных кранов разделяют на кольцевые и бескольцевые.
Кольцевой токоприемник (рис. 88, а) состоит из медных или латунных колец, установленных на неповоротной части крана, и щеток в щеткодержателях, Щеткодержатели укреплены на поворотной части крана. Необходимое усилие нажатия щетки на кольцо обеспечивается прижимной пружиной. К кольцам и щеткам подключены провода электрических цепей. На каждую цепь устанавливается отдельное кольцо со щетками. Число колец токоприемника зависит от электрической схемы крана и может доходить до 12. Кольца и щетки изолированы от металлоконструкции крана, а весь токоприемник закрыт защитным кожухом.
Бескольцевой токоприемник (рис. 88, б) представляет собой шлейф из гибких проводов, связывающих клеммы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Провода пропущены через трубу, установленную по оси вращения на иеповоротной части крана. Длина проводов выбирается достаточной для двух полных оборотов крана (720°) в обе стороны от начального положения.
Бескольцевой токоприемник применяют на большинстве башенных кранов, так как он значительно проще и надежней кольцевого. При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником следует систематически наблюдать за работой ограничителя поворота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.
—
Токоприемник служит для передачи электроэнергии от кабелей, расположенных на неповоротной части крана, к электродвигателям, аппаратам и приборам освещения, смонтированным на поворотной части.
На башенных кранах применяются кольцевые и бескольцевые токоприемники.
Кольцевой токоприемник состоит из медных или латунных колец и угольных или латунных щеток, скользящих по кольцам. Кольца монтируются на стержне, покрытом изоляционным материалом. Кольца и щетки закрыты кожухом во избежание попадания на них осадков. Кольца токоприемника могут устанавливаться как на поворотной, так и на неповоротной частях крана; щетки закрепляются соответственно в обратном порядке.
Токоприемники выпускаются с различным набором колец.
Выбор токоприемника (по числу колец) производится в зависимости от количества и характеристики электрооборудования, устанавливаемого на поворотной части крана.
Для крана СБК-1, у которого на поворотной головке и стреле смонтированы конечный выключатель ограничителя грузоподъемности и высоты подъема крюка и прожектор, применяется четырехкольцевой токоприемник. На кране БК-2, имеющем на противовесной консоли грузовую и стреловую лебедки и другие аппараты, используется токоприемник с девятью кольцами.
Уход за кольцевым токоприемником сводится к поддержанию поверхности колец и щеток в чистоте, в наблюдении за правильным прилеганием (с определенным усилием посредством пружин) щеток к кольцам.
Бескольцевой токоприемник позволяет передавать электроэнергию на поворотную часть крана без колец и щеток при помощи гибких проводов, помещенных в дюритовый шланг, который одним концом закрепляется на кеповоротной части крана, а другим — на специальной трубе, вращающейся вместе с поворотной частью. Бескольцевой токоприемник допускает вращение стрелы крана в каждую сторону до двух оборотов. Для ограничения вращения в указанных пределах на кране устанавливаются два конечных выключателя, включенных в цепь управления электродвигателем механизма поворота.
Бескольцевой токоприемник весьма прост по конструкции, более надежен и значительно дешевле в эксплуатации по сравнению с кольцевым токоприемником.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Токоприемники башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы