Лебедку лифта оборудуют автоматически действующим тормозом нормально замкнутого типа, который при отключении от электропитания или обесточивании лифта в целом затормаживает лебедку, останавливает кабину и удерживает ее на канатах в подвешенном состоянии до очередного включения подъемного механизма.
Тормоз представляет собой систему рычагов с колодками, расположенными у рабочей поверхности цилиндрического тормозного шкива, и привод. При нажатии колодок на шкив возникают силы трения между поверхностями шкива и колодок, благодаря чему лебедка затормаживается.
Тормоза подразделяют по следующим признакам. По типу привода тормоза бывают электромагнитные и с электрогидравлическим толкателем.
Электромагнитные тормоза, в свою очередь, разделяют:
– по пути хода подвижных частей (якорей) электромагнита — на короткоходовые (2…5 мм) й длинноходовые (30…120 мм);
– по роду тока — на электромагниты постоянного и переменного тока.
По устройству, обеспечивающему прижатие тормозных колодок к шкиву, различают пружинные и грузовые тормоза.
В лифтах применяют только нормально замкнутые колодочные тормоза, которые при отключении привода тормоза затормаживают (замыкают) тормозной шкив.
Замыкание тормоза грузом сопровождается колебаниями рычага с грузом, что ухудшает работу как тормоза, так и лифта в целом. Поэтому пружинное замыкание тормозов применяют чаще.
Основная техническая характеристика тормоза — его тормозной момент, равный произведению силы трения фрикционного материала по тормозному шкиву на радиус последнего. Для надежного удержания подвижных частей лифта тормозной момент на валу, где установлен тормоз, должен быть несколько больше момента, создаваемого на том же валу силой тяжести подвижных частей лифта.
Наименьший крутящий момент в кинематической цепи лебедки приходится на первый вал механизма (вал электродвигателя и входной вал редуктора), а далее крутящие моменты на последующих валах увеличиваются пропорционально передаточному числу передачи. Поэтому для создания более компактной лебедки тормоз в лифтах устанавливают на приводном валу механизма подъема, а в механизмах без редуктора — на этом единственном в лебедке валу.
Тормоз механизма подъема должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с канатоведущим органом, поэтому в лебедке, в которой электродвигатель соединен с валом редуктора сцепной муфтой, тормозной шкив крепят на валу редуктора, а не на валу электродвигателя.
При отсутствии электроэнергии или неисправном электродвигателе кабину перемещают с малой скоростью, вращая штурвал лебедки вручную. Для таких случаев лебедку снабжают приспособлением, которое полностью или частично растормаживает лебедку, причем когда прекращают пользоваться этим приспособлением,тормоз должен немедленно затормаживать лебедку.
В лифтах наиболее широко применяют двухколодочные тормоза, колодки которых охватывают цилиндрический тормозной шкив с двух диаметрально противоположных сторон. Тормозные колодки выполняют заодно с рычагами или закрепляют на них шар-нирно. Для увеличения сил трения колодок по шкиву на них крепят фрикционные накладки, имеющие форму вогнутой цилиндрической поверхности для плотного облегания поверхности тормозного шкива.
Фрикционный материал тормозов должен обладать большой износостойкостью, упругостью, высоким коэффициентом трения и стабильностью коэффициента трения при нагреве колодок до температуры 200… 300 °С. Наиболее полно этим требованиям отвечает вальцованная фрикционная лента. Ее коэффициент трения не ниже 0,42.
Чаще всего фрикционный материал (обкладки) приклепывают латунными, алюминиевыми или медными заклепками. Выбор мягкого материала для заклепок вызван тем, что при изнашивании обкладок заклепки из более твердых материалов могут испортить поверхность шкива. Чтобы предохранить его от изнашивания под заклепками, потайные головки заклепок должны быть утоплены не менее чем на половину толщины обкладки.
При замене обкладок необходимо добиваться хорошего прилегания поверхности обкладки к шкиву (не менее 80% площади обкладки). Желательно не менять обе обкладки одновременно, так как неприработанные обкладки в начале работы тормоза значительно влияют на его тормозную характеристику.
Обе колодки должны отходить от шкива на одинаковое расстояние. В зависимости от диаметра тормозного шкива оно должно составлять 0,4…1 мм.
Электромагниты включают в цепь питания электродвигателя лебедки так, что в электроприводе переменного тока тормоза размыкаются одновременно с включением электродвигателя лебедки, а в электроприводе постоянного тока — после создания электрического момента, достаточного для разгона электродвигателя.
На рис. 14, а, б, в, д, е, ж представлены схемы с пружинным замыканием тормоза, на рис. 14, г —с массами груза и якоря электромагнита. В схемах на рис. 14, а, б, в рычаги тормозов прикреплены к корпусу редуктора, в схемах на рис. 14, г, д, е, ж рычаги соединены шарнирно с основанием, а его самостоятельно крепят на плите (раме) лебедки.
Рис. 14. Схемы тормозов:
а, б, д, е — с короткоходовым электромагнитом, в, г, — с длинноходовым электромагнитом, ж — с электрогидравлическим толкателем
Тормоз с электромагнитом постоянного тока (рис. 15) включает в себя два двуплечих рычага, установленных осями на корпусе червячного редуктора. Между верхними плечами рычагов также на корпусе редуктора закреплен электромагнит, состоящий из корпуса, катушки и сердечника, расположенных горизонтально. На верхних плечах рычагов соосно с осью электромагнита расположены диски (якоря), фиксируемые на рычагах болтами со сферическими головками. В центре диска выполнено отверстие с конусной поверхностью, которая, соприкасаясь со сферической поверхностью головки болта, обеспечивает параллельность торцовых поверхностей диска и электромагнита. Это очень важно для нормальной работы тормоза. Положение на болте диска фиксировано пружиной, которая, воздействуя на него, вызывает силы трения между соприкасающимися поверхностями головки болта и диска, удерживая его в определенном положении. От поворота в теле рычага болт удерживается контргайкой. Расстояние между торцовыми поверхностями диска и электромагнита регулируют поворотом болта, для чего на его конце выполнен шлиц.
Рис. 15. Тормоз с короткоходовым электромагнитом постоянного тока:
1 — накладка, 2, 17 — рычаги, 3 — ось, 4 — корпус, 5 — катушка, 6 — сердечник, 7, 8, 14 — пружины, 9, 11 — гайки, 10 — тяга, 12—винт, 13 — шайба, 15 — якорь, 16 — болт, 18 — шприц-масленка
На верхней части электромагнита предусмотрен кронштейн, в отверстии которого закреплен регулировочный винт с фасонной шайбой на конце, упирающейся в бурт этого винта. По другую сторону кронштейна на винте расположена фасонная гайка, фиксированная на резьбе контргайкой. Между гнездами в рычагах с одной стороны и гайкой и шайбой с другой помещены пружины, работающие на сжатие. На верхних концах рычагов над пружинами установлена тяга, взаимодействующая с рычагом для размыкания тормоза.
К нижним плечам рычагов приклепаны фрикционные накладки, которые при обесточивании электромагнита охватывают тормозной шкив, вызывая силы трения, тормозящие механизм подъема.
Тормоз работает следующим образом. При отсутствии напряжения в катушке электромагнит и диски не взаимодействуют. В этом случае рычаги разжимаются пружинами, затормаживая лебедку.
При включении электродвигателя лебедки одновременно включается катушка электромагнита. Магнитное поле действует на диски, расположенные на расстоянии 0,5…0,8 мм от торца электромагнита, притягивает их к электромагниту и одновременно поворачивает двуплечие рычаги. При этом пружины сжимаются. Нижние концы рычагов отводят в стороны фрикционные накладки, освобождают тормозной шкив и растормаживают лебедку.
Для подъема или опускания кабины вручную без включения электродвигателя лебедку растормаживают. Затем поворотами штурвала вращают канато-ведущий шкив и перемещают кабину.
Лебедку растормаживают, нажимая на рычаг. Он, опираясь своим основанием на рычаг, вызывает усилие растяжения в тяге, которое сближает верхние плечи рычагов и одновременно сжимает пружины. При этом расходятся нижние плечи с накладками и растормаживают лебедку. После прекращения нажатия на рычаг усилие растяжения в тяге прекращается и рычаги под действием пружин расходятся. Фрикционные накладки прижимаются к тормозному шкиву и затормаживают лебедку.
Усилие сжатия тормозного шкива фрикционными накладками регулируют затяжкой пружин. Пружину, расположенную со стороны рычага, регулируют, вращая гайки, которые перемещают винт в осевом направлении. При этом может измениться усилие сжатия пружины. Затем увеличивают или уменьшают усилие сжатия пружины, вращая по резьбе фасонную гайку.
Отход фрикционных накладок от тормозного шкива контролируют, измеряя расстояния между дисками и торцами электромагнита при обесточенной катушке и в случае необходимости регулируют эту величину болтом 16.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тормоза лифтов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы