Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Трансмиссия сцепление автомобиля ВАЗ

Читать далее:




Трансмиссия сцепление автомобиля ВАЗ

Применяемое на автомобиле ВАЗ-2101 сцепление обладает высокой надежностью; простотой и технологичностью конструкции; долговечностью, согласованной со сроком службы других механизмов трансмиссии; малой трудоемкостью технического обслуживания при эксплуатации; легкостью управления. Привод сцепления от педали к вилке гидравлический. Основные данные сцепления следующие:

Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной, помещенной между нажимным диском и кожухом сцепления, прикрепленным к маховику шестью винтами. Картер сцепления крепится четырьмя винтами к двигателю. Крутящий момент от двигателя передается через маховик и нажимный диск на ведомый диск сцепления, а от него через пружины демпфера, ступицу ведомого диска и шлицевое соединение — ведущему валу коробки передач.

При нажатии на педаль муфта выключения, перемещаясь вместе с подшипником в сторону маховика, давит через упорный фланец, к которому приклеено фрикционное кольцо, на лепестки диафрагменной пружины. При этом наружная кромка пружины, перемещаясь в обратном направлении, отходит от кольцевого выступа на нажимном диске и через фиксаторы отводит его от ведомого диска, освобождая последний от крутящего момента двигателя.

Рис. 1. Кожух сцепления в сборе (вид со стороны нажимного диска) и ведомый диск в сборе с фрикционными накладками

Привод выключения сцепления — гидравлический, включает в себя главный и рабочий цилиндры, трубопроводы, резервный бачок и рычаги. Толкатель рабочего цилиндра непосредственно соединен с вилкой выключателя сцепления.

При нажатии на педаль сцепления толкатель продвигает вперед поршень, уплотнительное кольцо перекрывает перепускное отверстие и давление на жидкость передается поршню рабочего цилиндра. Перемещение поршня передается толкателю, который действует на вилку 3 выключения сцепления. Отверстия в поршнях главного и рабочего цилиндров служат для передачи давления рабочей жидкости уплотнительным кольцам в радиальном направлении, что улучшает герметичность уплотнений.

При отпускании педали, под действием оттяжной пружины вилки выключения сцепления, жидкость возвращается в главный цилиндр и все детали возвращаются в исходное положение. Таким образом создается свободное сообщение между системой привода и питающим бачком.

Гидравлическая система заправляется жидкостью для гидравлических тормозов, которую нельзя длительное время держать открытой, поэтому пробка бачка снабжена гофрированной прокладкой, предотвращающей контакт жидкости с атмосферным воздухом.

Техническое обслуживание

Прокачка привода выключения сцепления. Если при нажатии педали до конца ощущается пониженное сопротивление и при этом сцепление выключается не полностью, значит в системе гидропривода находится воздух, для удаления которого необходимо:
— заполнить питающий бачок жидкостью для гидропривода;
— надеть на головку штуцера рабочего цилиндра шланг А.72206, нижний конец которого погрузить в жидкость для гидропривода (30—50 г), частично заполняющую чистый сосуд, например стакан;
— отвернуть на пол-оборота штуцер резко нажимать и плавно отпускать педаль до тех пор, пока не перестанут выходить пузырьки воздуха ИЗ шланга.

Нажав на педаль, завернуть до отказа штуцер, снять шланг и надеть колпачок штуцера.

Рис. 2. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления:
1 — шаровая опора; 2 — пружина; 3 — вилка выключения сцепления; 4 — толкатель; 5 — регулировочная гайка; 6 — контргайка; 7 — оттяжная пружина; 8 — пробка корпуса; 9 — штуцер Для прокачки; 10 — корпус цилиндра; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — защитный колпачок; 13 — поршень; 14 — уплотнитель; 15 — тарелка; 16 — пружина поршня; 17 — опорная шайба пружины; 18 — стопорное кольцо

Может случиться, что, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут продолжать выходить пузырьки воздуха. В таком случае следует проверить соединения штуцеров и нет ли на трубках трещин. Если все окажется в исправности, то воздух проникает через уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндра.

Чтобы при прокачке воздух не засасывался главным цилиндром, необходимо следить, чтобы уровень жидкости в питающем бачке был всегда выше отверстия трубки соединения с главным цилиндром сцепления, а конец шланга, используемого для прокачки, находился постоянно в жидкости.

Регулировка хода педали сцепления. Величина полного хода педали сцепления составляет около 140 мм, а величина ее свободного хода около 30 мм. Свободный ход педали соответствует выбиранию заборов до начала сжатия диафрагменной пружины. На толкателе рабочего цилиндра свободный ход равен 4—6 мм, а полный ход толкателя должен быть не менее 30 мм. Свободный ход педали регулируют гайкой и контргайкой.

Рис. 3. Педаль и главный цилиндр привода сцепления:
1 — пробка; 2 — корпус главного цилиндра; 3 — перепускное (компенсационное) отверстие; 4 — прокладка штуцера; 5 — штуцер; 6 — пружинная стопорная шайба; 7 — поршень главного, цилиндра; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — поршень толкателя; 10 — крючок; 11— кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 — пружина усилительная; 13 — оттяжная пружина педали сцепления; 14 — ограничитель хода педали сцепления; 15 — педаль; 16 — толкатель поршня; 17 — защитный колпачок; 18 — стопорное кольцо; 19 — впускное отверстие; 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 — перепускное отверстие поршня; 22 — рабочая полость цилиндра; 23 — пружина; 24 — прокладка

Необходимому зазору 0,1—0,5 мм между толкателем и поршнем соответствует ход педали 0,4—2 мм. Этот зазор регулируется ограничителем.

На автомобилях, выпущенных до июня 1972 г., у которых расстояние от оси педали до оси толкателя равно 61 мм, свободный ход педали рекомендуется регулировать в пределах 40—45 мм, если при этом обеспечивается возврат педали после ее отпускания до упора в ограничитель.

Если замечается тугое вращение на оси или замедленное возвращение в исходное положение педалей привода тормозов и сцепления, нужно осмотреть и отремонтировать узел кронштейна педалей. При замене оттяжной пружины педали сцепления — пользоваться приспособлением А.70017, предварительно сняв с автомобиля узел кронштейна педалей.

В сцеплении и его приводе на автомобилях, выпускаемых с июня 1972 г., были внесены следующие конструктивные изменения:
— сокращено расстояние от оси педали до оси толкателя с 61 до 53 мм, что. уменьшило ход толкателя 16 ив результате улучшило работу сцепления;
— изменен кронштейн — поднято посадочное место главного цилиндра сцепления на 5 мм и соответственно на такое же расстояние поднято отверстие для главного цилиндра сцепления на щитке передка кузова;
— увеличена высота крючка 10 на 3 мм.

В связи с этими изменениями замена педали или кронштейна (на автомобилях выпуска до июня 1972 г.) на измененные должна проводиться комплектом — педаль, кронштейн и крючок. Перед установкой на место измененного кронштейна с главным цилиндром в старом щитке передка необходимо опилить верхнюю часть отверстия под главный цилиндр сцепления напильником на 3—5 мм. Контур опиливания уточнить по фланцу главного цилиндра сцепления.

Проверка технического состояния и ремонт

Снятие и установка сцепления. Для разборки сцепления необходимо предварительно снять коробку передач (см. «Коробка передач»), затем нанести метки на кожухе сцепления и маховике, чтобы их взаимное расположение после сборки не изменилось. После этого отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять механизм сцепления. При этом не допускается поднимать его за упорный фланец нажимной пружины.

Установка сцепления проводится в обратном порядке.

При этом необходимо:
— проверить состояние подшипника в коленчатом валу двигателя и при необходимости заменить;
— расположить ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону коробки передач;
— отцентрировать ведомый диск присшэсоблением А.70081, имитирующим шлицевой конец ведущего вала коробки передач (рис. 95);
— затянуть винты крепления кожуха сцепления к маховику моментом 2,5 кгс • м;
— очистить шлицевой конец ведущего вала коробки передач раст-ворителём, например трихлорэти-леном, и смазать тонким сл ем консистентной смазки ЛСЦ-1и;
— установить коробку передач (см. «Коробка передач»).

Рис. 4. Центрирование ведомого диска сцепления с помощью приспособления А,70081:
1 — маховик; 2 —сцепление в сборе; 3 — приспособление А.70081

Рис. 5. Регулировка кожуха сцепления в сборе:
1 — упорный фланец привода выключения сцепления; 2 — нажимная диафрагмеиная пружина; 3 — нажимный диск; 4 — кольцо

Контроль сцепления проводится на основании, имитирующем маховик двигателя с металлическим промежуточным кольцом толщиной 8,2 мм, заменяющим ведомый диск. Закрепив кожух сцепления, выполнить четыре цикла выключения сцепления. Ход упорного фланца нажимной пружины должен составлять 8 мм. При этом нагрузка на упорный фланец должна быть примерно равна 135 кгс. После этого проверить, чтобы ходу упорного фланца, равному 8 мм, соответствовало перемещение нажимного диска 1,6—1,7 мм (наименьшее допустимое — 1,4 мм), а расстояние от основания до рабочей поверхности фрикционной накладки упорного фланца для нового сцепления составляло 40—43 мм. В процессе работы за счет износа нажимного диска этот размер увеличивается. При увеличении этого расстояния до 48 мм или уменьшении перемещения нажимного диска до 1,4 мм кожух сцепления в сборе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и упорным фланцем следует заменить.

Фрикционные накладки ведомого диска следует заменять при появлении растрескиваний, при уменьшении расстояния от заклепки до рабочей поверхности до 0,2 мм, при односторонних задирах. При. этом старые заклепки высверливают сверлом диаметром 3,5 — 3,7 мм. Биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,7 мм. При необходимости отрихтовать ведомый диск. При появлении на ведомом диске или на пружинах демпфера трещины ведомый диск в сборе следует заменить.

Снятие и установка главного и рабочего цилиндров привода сцепления. Перед снятием главного и рабочего цилиндров необходимо в первую очередь слить рабочую жидкость. Для этого один конец шланга А.72206 надеть на штуцер рабочего ци-Лшуфа, а другой конец опустить в чистый сосуд. Отвернуть штуцер на пол-оборота и нажимать на педаль до тех пор, пока жидкость не будет удалена из гидравлической системы. Затем отсоединить трубки между главным и рабочим цилиндрами, отвернув накидные гайки, и снять рабочий цилиндр, для чего отсоединить оттяжную пружину, снять шплинт с конца толкателя и, вывернув два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, снять цилиндр.

Для снятия главного цилиндра отвернуть две гайки, которыми он крепится к кронштейну педалей и главных цилиндров, и отсоединить гибкий шланг бачка, сняв для этого крепежные хомуты.

Для установки главного и рабочего цилиндров вышеописанные операции выполняются в обратном порядке.

После заправки гидропривода рабочей жидкостью проводят прокачку.

Разборка, ремонт, контроль и сборка главного и рабочего цилиндров. Главный цилиндр. Снять защитный резиновый колпачок с конца корпуса цилиндра. Снять стопорное кольцо, после чего вынуть из корпуса поршень, уплотнительное кольцо, плавающий поршень, уплотнительное кольцо (кольцевой клапан) и возвратную пружину поршня.

Проверив состояние зеркала цилиндра и наружную поверхность поршня, которые должны иметь зеркальную поверхность без повреждений и рисок, устранить повреждения зачисткой. При этом внутренний диаметр главного цилиндра не должен измениться.

Проверить состояние возвратной пружины поршня и заменить ее, если она потеряла упругость.

Заменить уплотнительные кольца. Проверить защитный колпачок на заднем конце цилиндра и, если колпачок поврежден, заменить его новым. Перед сборкой аккуратно очистить и промыть детали жидкостью для заправки гидропривода. Не допускается попадание на детали минерального масла, бензина, керосина или дизельного топлива, так как эти вещества приводят к разбуханию резиновых уплотнений.

Проверив все детали, приступить к сборке главного цилиндра в порядке, обратном разборке, причем все части цилиндра смазывать только жидкостью для гидропривода.

Рабочий цилиндр. Снять защитный резиновый колпачок вместе с толкателем, вынуть поршень и разобрать его, предварительно сняв стопорное кольцо.

После разборки аккуратно промыть и проверить все детали, как это указано для главного цилиндра. Не допускается установка деформированного толкателя.

Выполнив проверку, приступить к сборке (порядок, обратный разборке), смазывая детали жидкостью для гидропривода.

Сцепление является механизмом трансмиссии автомобиля, передаюшим крутящий момент двигателя на коробку передач и позволяющим кратковременно отсоединять от двигателя другие агрегаты трансмиссии и вновь плавно их соединять.

На автомобилях «Москвич» и ВАЗ применяется однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом выключения. Оно состоит из двух ведущих дисков, одним из которых является плоскость маховика, одного ведомого диска, имеющего фрикционные накладки и установленного на шлицах первичного вала коробки передач, кожуха, диафрагменной нажимной пружины и выжимной пяты. Нажимной ведущий диск при помощи трех пар соединительных звеньев соединен с кожухом, привернутым к маховику, и вращается вместе с ним. При включении сцепления диафрагменная пружина прижимает нажимной ведущий диск и ведомый диск к маховику, ведомый диск оказывается зажатым между плоскостью маховика и нажимным ведущим диском. При этом ведомый диск за счет сил трения будет вращаться вместе с маховиком и нажимным диском, передавая крутящий момент через ступицу первичному валу коробки передач. При выключении сцепления подпятник вилки привода перемещает пяту 9 в сторону маховика, диафрагменная пружина выгибается и отводит нажимной ведущий диск от маховика. При этом ведомый диск освобождается и перестает передавать крутящий момент на первичный вал коробки передач.

Сцепление автомобиля 3А3 однодисковое с расположением нажимных пружин по окружности нажимного ведущего диска и гидравлическим приводом выключения.

Рис. 6. Схема работы сцепления:
а — сцепление включено; б — сцепление выключено; 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3— нажимной диск; 4 — соединительное звено; 5 — кожух сцепления; 6, 7 — опорные кольца; 8 — диафрагменная нажимная пружина; 9 — выжимная пята; 10 — подпятник выключения сцепления; 11 — стяжные пальцы

Рис. 7. Детали сцепления автомобиля ЗАЗ:

Оно состоит из штампованного кожуха, чугунного ведущего нажимного диска, соединенного с кожухом сцепления при помощи регулировочных пальцев, ведомого диска с фрикционными накладками и ступицей, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, шести нажимных пружин и трех рычагов с графитовой пятой выключения. Кожух сцепления привертывается болтами к маховику, плоскость которого используется в качестве одного из ведущих дисков. Действие сцепления заключается в следующем: при нажатии на педаль гидравлического привода выключения сцепления усилие передается на вилку выключения, которая через обойму с запрессованным графитовым подпятником нажимает на пяту выжимных рычагов. Рычаги, перемещаясь, оттягивают от маховика нажимной ведущий диск, сжимая пружины. В это время ведомый диск освобождается, прекращая передачу крутящего момента от двигателя. При отпускании педали привода ведомый диск усилием нажимных пружин зажимается между маховиком й нажимным ведущим диском, под действием сил трения ведомый диск начинает вращаться вместе с нажимным диском и маховиком, передавая вращение через ступицу на коробку передач.

Рис. 8. Привод выключения сцепления ВАЗ:
1 — оттяжная пружина вилки; 2 — рабочий цилиндр; 3 — соединительная трубка; 4 — штуцер прокачки системы гидропривода; 5 — бачок для жидкости; 6 — главный цилиндр; 7 — пружина сервоусилителя педали сцепления; 8 — оттяжная пружина педали; 9 — ограничительный винт педали -сцепления; 10 — педаль сцепления; 11 — толкатель педали; 12 — регулировочная гайка; 13 — поршень; 14 — шток; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — картер сцепления; 17 — контргайка

Гидравлический привод состоит из педали, главного цилиндра с питательным бачком, рабочего цилиндра с толкающим штоком, соединительной трубки и вилки выключения сцепления. При нажатии на педаль при помощи толкателя перемещается поршень главного цилиндра и создает избыточнее давление жидкости, которая по соединительной трубке поступает в рабочий цилиндр. Давлением жидкости передвигается поршень рабочего цилиндра и при помощи штока перемещает вилку выключения сцепления, которая другим концом через подпятник перемещает пяту выключения сцепления. При отпускании педали все детали привода возвращаются в исходное положение под действием оттяжной пружины вилки выключения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Трансмиссия сцепление автомобиля ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства