По данным испытаний, проведенных отделом главного конструктора Московского автомобильного завода им. Лихачева, в зависимости от режима эксплуатации был получен следующий износ 1 цилиндров двигателей ЗИС-5 на 1000 км пробега:
1) группа автомобилей, совершивших в течение большей части испытаний большие среднесуточные пробеги с балластом по дорогам с твердым покрытием, имела средний максимальный износ цилиндров 8,3 мк;
2) группа автомобилей, совершивших короткие рейсы с небольшими среднесуточными пробегами по дорогам с твердым покрытием и по грунтовым дорогам, имела износ цилиндров 15,8 мк;
3) группа автомобилей (автобусы), совершивших значительные среднесуточные пробеги при частых пусках и остановках двигателя, имела износ цилиндров 16,4 мк.
Транспортные условия и режим эксплуатации автомобиля зависят от типа автотранспортного предприятия и его производственных функций, дорожных и климатических условий и определяются объемом и расстоянием перевозок, видом груза, способом погрузки и разгрузки транспортных средств, интенсивностью эксплуатации автомобиля (средней и максимальной скоростью движения, степенью использования мощности двигателя, суточным, сезонным и годовым пробегом автомобиля).
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают повышенный износ автомобильного двигателя в процессе его пуска (особенно при низких температурах), а также в период прогрева.
Повышенное изнашивание двигателя в процессе его пуска обусловливается недостаточным поступлением масла к трущимся поверхностям и работой их при граничном трении с развитием коррозионно-механического изнашивания. Этот процесс интенсифицируется усиленным смыванием смазки со стенок цилиндров и поршневых колец топливной пленкой и жидкой фазой топ-” лива, содержащейся в большом количестве в горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.
Маслонасос в процессе пуска не может обеспечить подачу масла к трущимся поверхностям в количестве, достаточном для образования масляной пленки требуемой толщины. Сначала масло должно заполнить корпус маслонасоса и маслофильтра, главную магистраль, масляные каналы и зазоры между деталями, и только после этого оно начнет вытекать из подшипников и попадать на нижнюю часть цилиндров. Поэтому подача масла в верхнюю часть цилиндров и к поршневым кольцам осуществляется с запаздыванием на несколько минут (в зависимости от вязкости масла, его температуры, пусковых оборотов).
Опыты, проведенные Е. А. Чудаковым, который применял принудительную подачу масла в систему смазки двигателя ЗИС-5 за одну минуту до начала пуска и без предварительной родачи масла, показали, что в первом случае износ цилиндров снизился примерно в 7 раз, поршней — в 2 раза, поршневых колец — в 1,8 раза. Износ шеек коленчатого вала в обоих случаях оставался почти одинаковым.
Эффективным средством уменьшения пускового износа двигателя достигается максимальное сокращение периода работы трущихся поверхностей деталей при недостаточной смазке.
Это достигается:
1) принудительной подачей масла в систему смазки перед пуском двигателя;
2) применением маловязких масел, обладающих хорошей прокачиваемостью и имеющих благоприятную температурно-вязкостную характеристику;
3) предварительным подогревом картерного масла перед пуском двигателя;
4) сокращением периода прогрева двигателя в процессе пуска;
5) улучшением процесса распыления топлива. Не следует допускать больших оборотов двигателя и переобогащения горючей смеси в процессе пуска и разогрева двигателя.
Для уменьшения пускового износа и облегчения пуска автомобильного двигателя в условиях низких температур применяют масла типа АКЗ-6, АКЗ-10, АС-6, АС-8, бензин АС-66, а также аккумуляторные батареи повышенной емкости.
Режим эксплуатации автомобиля, как было отмечено выше, оказывает также значительное влияние на износ агрегатов силовой передачи, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях, работающих преимущественно в городе, быстрее изнашиваются шестерни коробок передач, выжимной подшипник сепления, ведомый диск сцепления, торцовый подшипник коленчатого вала, фрикционные накладки тормозов. На автомобилях-самосвалах наибольшему износу подвержены рамы, рессоры, пальцы и втулки рессор, шины, шестерни I передачи, подшипники карданного вала. В легковых автомобилях-такси быстро изнашиваются сидения, дверные замки и ручки.
Исключительно большое влияние на надежность и долговечность рамы, ходовой части, элементов подвески автомобиля, особенно автомобилей-самосвалов и шин оказывают способы погрузки. Подконтрольная эксплуатация автомобилей КрАЗ-256 в одном из железнорудных карьеров в Кривом Роге показала, что автомобили-самосвалы, погрузка которых производилась экскаваторами с большой емкостью ковша (за 1,5—2 цикла), имели пробег до капитального ремонта на 22—27% меньше, чем автомобили, погрузка которых осуществлялась за 3—4 цикла. В первой группе автомобилей наблюдались также повышенные объемы текущих ремонтов рессор, амортизаторов, осей балансира и шин.
Исследования, проведенные в НИИАТе, показали, что при постоянной работе автомобиля ЗИЛ-150 с одним трехтонным прицепом износ цилиндров двигателя увеличивается примерно на 30%. Увеличивается также износ агрегатов силовой передачи и шин. Однако из этого нельзя делать вывод о нецелесообразности применения прицепов. Наоборот, при увеличении износа цилиндров на 30% производительность автомобиля при работе с прицепом увеличивается на 60—70% и, естественно, относительный износ автомобиля на единицу транспортной работы при использовании прицепа будет значительно ниже, чем при работе одиночного автомобиля. Применение прицепов повышает производительность труда шофера, снижает расход топлива, ведет к резкому снижению себестоимости перевозок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортные условия и режим использования автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы