Требования к форме современного автомобиля и его обтекаемости вкратце можно подытожить в следующем виде.
1. Корпус удлиненный, с наименьшим числом выступающих элементов. Передняя часть корпуса массивная и короткая, задняя — узкая и длинная. Наибольшее поперечное сечение находится на расстоянии 0,3—0,4 общей длины корпуса от переднего конца, а наибольшее горизонтальное сечение —в пределах нижней половины корпуса.
2. В членении автомобиля соблюдена определенная пропорциональность. Отдельные элементы построены однотипно с другими. Для построения формы автомобиля вполне применима пропорциональность «золотого сечения» (0,618:1). В композиции допустимы элементы симметрии, равновесия, повторения, но они являются второстепенными.
3. Главные членения автомобиля: высота — длина, высота — ширина, база — длина, длина передка — длина корпуса, задний и передний свесы — база, длина передней части до наибольшего поперечного сечения — задняя часть, передняя часть надстройки — задняя ее часть, высота надстройки до поясной линии — высота корпуса.
4. Членения формы осуществляются переломами поверхности (резкими или сглаженными) путем определения границы между членениями окраской или накладкой.. Границы горизонтального членения: поясная линия (накладка, подоконник), подножка, верхняя кромка окон, сточный желоб. Наибольшее значение имеет поясная линия, положение которой может быть изменено без нарушения компоновки автомобиля. Границы вертикального членения: линии разъема капота, дверей, контуры крыльев.
5. В композиции грузового автомобиля над другими объемами преобладает большой объем кузова для груза, причем кузов для груза имеет угловатую форму, а кабина и оперение — округлую. Чтобы устранить зрительное несоответствие этих объемов; желательно выполнить кабину, передние крылья и капот как можно более массивными.
6. Переходы формы, особенно от выпуклых поверхностей к вогнутым, выполнены плавно. Контуры и сечения поверхности являются гиперболическими или параболическими (лекальными) линиями.
7. Главные линии бокового вида — продольные, близкие к горизонтальным. Поясная линия слегка выгнута вверх, а концы ее плавно опущены. Число вертикальных линий предельно уменьшено, они замаскированы или заменены кривыми и наклонными. Эти поперечные контуры (линии стоек, проемов дверей) должны связывать композицию с точками опоры автомобиля, т. е. сходиться в одной точке над автомобилем, причем главные поперечные линии (например линии дверных стоек) должны проходить через точки касания колес к поверхности дороги. Таким образом обеспечивается закономерное изменение наклона поперечных контуров.
8. Виды спереди и сзади построены симметрично.
9. Поверхность — гладкая и блестящая. Блики на поверхности не должны иметь резких переломов при любом положении автомобиля по отношению к наблюдателю. Для зрительного увеличения объема автомобиля необходима светлая его окраска, для зрительного уменьшения объема — темная.
10. Для зрительного удлинения автомобиля нужно:
а) искусственно удлинить капот и багажник;
б) устранить или замаскировать вертикальные (поперечные) линии в боковом виде;
в) подчеркнуть горизонтальные линии, увеличить их число;
г) окрасить нижнюю часть в темный цвет, а верхнюю — в светлый;
д) понизить поясную накладку;
е) выполнить угол между стеклами ветрового окна более острым (при V-образном окне) или сделать стекло более выпуклым (при гнутом стекле);
ж) уменьшить высоту окон.
Для зрительного укорачивания автомобиля принимаются противоположные меры.
11. Эстетические требования, предъявляемые к форме автомобиля, совпадают с требованиями обтекаемости.
12. Улучшения обтекаемости можно достигнуть:
а) вписывая форму автомобиля в переднюю часть наилучшего обтекаемого тела (яйцевидная форма с отношением наибольшего диаметра к длине, как 1 : 6);
б) направляя поток встречного воздуха по бокам автомобиля (скругление углов передка, ветрового окна; гладкие боковые поверхности — без выступающих крыльев, сточных желобов, дверных ручек и петель, углубленных оконных проемов);
в) предусматривая под кузовом гладкое днище.
13. Вход воздуха для охлаждения двигателя и для вентиляции кузова должен быть расположен на участках поверхности, где имеется повышенное давление (облицовка радиатора автомобиля), выход воздуха — на участках, где имеется разрежение (лобовая часть крыши, задняя часть кузова); отверстия для входа и выхода воздуха должны иметь скругленные очертания, а края окружающих их панелей — сечение обтекаемой формы.
14. Обеспечение аэродинамической устойчивости достигается увеличением боковой площади кузова в задней части (высокий контур крыши, установка килей-стабилизаторов).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Требования. предъявляемые к форме автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы