Трехколесные тягачи обычно выпускают с двигателем небольшой мощности, порядка 11—12 кет (15—30 л. с.). Они имеют обычную для колесных тракторов трансмиссию с дифференциалом и снабжены двумя задними ведущими колесами и одним передним ведомым управляемым колесом или двумя передними ведущими и одним задним управляемым колесами.
Наиболее часто трехколесные тягачи небольшой мощности, оборудуют щетками для подметания дорог и тротуаров, многоковшовым экскаватором, грейферным гидравлическим краном. Фирма Летурно (США) изготовляет мощные трехколесные тягачи со скреперным, бульдозерным и другим оборудованием. Все три колеса этого тягача имеют индивидуальные электрические приводы.
Учитывая, что на ведущие колеса приходится 80—90% всей силы тяжести машины, а на ведомое управляемое колесо — только 10—20%, в обычных условиях, на ровной горизонтальной дороге оказывается возможным поворот машины при управляемом колесе, установленном на 90° к ее продольной оси (возможен поворот на месте с радиусом поворота даже несколько менее базы машины).
На трудно проходимых участках дорог, на рыхлом грунте, песке, грязи и при повороте, выполняемом на подъеме, в каждом отдельном случае требуется экспериментальная проверка или выполнение аналогичного расчета.
Определение устойчивости трехколесного тягача со скрепером показано на рис. 5.
Компоновка самоходного скрепера на трех колесах позволяет разместить ковш перед кабиной водителя вблизи ведущей оси. Двигатель при этом размещают позади кабины водителя.
Указанная компоновка трехколесного самоходного скрепера по сравнению с обычными скреперами (прицепными и самоходными) имеет следующие преимущества.
1. Поскольку ковш такой машины находится перед кабиной, находящийся в ней водитель (скреперист) может одновременно наблюдать пространство впереди машины и движение грунта в ковше при его наполнении. При этом скреперист может управлять процессом наполнения ковша, своевременно заглубляя и выглубляя нож и ведя наполнение на оптимальном режиме. Благодаря этому преимуществу с учетом передовых методов работы продолжительность наполнения ковша может быть значительно сокращена по сравнению с продолжительностью наполнения обычного скрепера, на котором ковш плохо виден скреперисту из-за мешающих видимости металлоконструкций (передней заслонки рамы и др.), а также потому, что наблюдать за ковшом можно только оглядываясь назад, пренебрегая при этом наблюдением за дорогой. В таких условиях скреперисту трудно управлять процессом наполнения ковша.
2. При работе на скрепере описанной конструкции улучшено наблюдение за разгрузкой ковша, улучшена общая обзорность назад по ходу, что особенно важно при совместной работе с толкачом.
3. Размещение двигателя позади ведущей оси позволяет получать более оптимальные вертикальные нагрузки на управляемое переднее колесо в зависимости от его конструкции. Эти нагрузки при данной конструкции машины могут быть сведены до минимума, необходимого лишь для надежного управления и продольной устойчивости.
4. Значительно упрощена конструкция машины благодаря сокращению числа ее колес и соответственно сокращению количества деталей; упрощено управление колесами.
5. Трехколесное шасси соприкасается с поверхностью дороги всегда всеми тремя точками опоры, без каких-либо дополнительных устройств, допускающих поворот осей колес относительно друг друга в зависимости от профиля дороги.
6. Уменьшается общая масса машины, так как примерно в 1,5 раза уменьшается ее база; отпадает необходимость в хоботе и седельно-сцепном устройстве; значительно облегчается рама, так как центр тяжести ковша приближается к ведущим колесам и двигателю.
7. Облегчается работа механизма управления, так как вместо поворота двух колес под нагрузкой, равной 50% силы тяжести всей более тяжелой четырехколесной машины, поворот одного колеса трехколесной машины с осевой нагрузкой, равной 10—20% ее силы тяжести, производить гораздо легче.
8. Колеса трехколесного тягача при повороте проходят больший путь, чем колеса двухосных четырехколесных и одноосных тягачей с передним расположением ковша скрепера, что в значительной мере облегчает работу дифференциала.
9. Повышается маневренность машины вследствие сокращения ее базы (примерно в 1,5 раза).
10. Улучшаются тяговые свойства машины, так как повышается сцепная сила за счет перераспределения сил тяжести на колеса.
К недостаткам трехколесных тягачей можно отнести:
1) трудность поворота управляемого колеса на месте;
2) снижение устойчивости при повороте управляемого колеса на угол, близкий к предельному.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трехколесные тягачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы