Изнашиванием называется разрушение поверхностного слоя сопряженных деталей в результате сил трения.
Износ — это результат изнашивания сопряженных деталей, выражающийся в изменении их размеров, формы, объема и массы.
Как известно, трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух сопряженных между собой тел. Сила трения возрастает с ростом давления между трущимися поверхностями. Кроме того, сила трения зависит от материалов, из которых изготовлены детали, качества обработки их поверхностей, а также от наличия между ними смазки.
Различают следующие виды трения: сухое, когда трущиеся поверхности непосредственно взаимодействуют между собой, смазка между трущимися деталями отсутствует (примером может служить трение между тормозными накладками и тормозным барабаном автомобиля); жидкостное (совершенное или гидродинамическое), когда толщина масляного слоя между трущимися поверхностями превышает микронеровности (например, подшипники коленчатого вала в период устано-12* вившегося режима работы). Практически при работе механизмов автомобиля наблюдается лишь смешанные, периодически изменяющиеся или промежуточные виды трения.
Рассмотрим виды износов применительно к деталям автомобиля.
Основным видом износа металлических деталей автомобилей при их эксплуатации является механический износ. Молекулярно-механический износ имеет место в процессе приработки механизмов и характеризуется «свариванием» с последующим разрушением неровностей трущихся поверхностей деталей и переносом металла с одной поверхности на другую.
Коррозионно-механический износ сопровождается явлениями химического взаимодействия среды (кислорода воздуха, газов) с материалом трущихся деталей. Под действием агрессивной окислительной среды на поверхности трущихся деталей образуются пленки окислов, которые в результате трения разрушаются, на их месте вновь образуются окислы. Кор-розионно-механическое изнашивание характерно для цилиндропоршневой группы деталей двигателя в результате образования в процессе сгорания топливовоздушной смеси серной, сернистой или органических кислот.
Абразивный износ является следствием режущего действия твердых частиц, попадавших между поверхностями трения как из окружающей среды в виде пыли, так и в виде продуктов износа, коррозии, нагара. Примером абразивного изнашивания могут служить: цилиндропоршневая группа двигателя, когда абразивные частицы попадают на трущиеся поверхности деталей вместе с воздухом, топливом, смазкой; зубья шестерен и подшипники агрегатов трансмиссии; сопряжения деталей ходовой части — шкворневые соединения, рессорные пальцы, втулки и т. д.
Кроме того, в автомобиле встречаются и другие виды износов. К ним можно отнести и усталостные разрушения металла, обусловленные многократно повторяющимися достаточно высокими нагрузками и вызывающими микротрещины и выкрашивание поверхностей трения. Этот вид изнашивания наблюдается на деталях подвески (рессоры, кронштейны), рамы, заднего моста (полуоси), зубьев редукторов и т. д.
Установлено, что при работе агрегатов и узлов автомобилей обычно наблюдается одновременно несколько видов изнашивания. Абразивному изнашиванию в сочетании с другими видами подвержены практически все трущиеся детали автомобиля.
Большое влияние на приработку, а следовательно, и на повышение долговечности трущихся пар имеет точность их механической обработки.
Если работающее сопряжение разобрать, то после сборки интенсивность изнашивания увеличивается по сравнению с первоначальной в результате новой приработки его деталей. Таким образом, разборку узлов и агрегатов автомобиля следует выполнять только в случае крайней необходимости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трение и износ в автомобиле"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы